У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.
О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.
Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.
В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.
Проводя профилактические мероприятия со старшеклассниками по борьбе с курением, алкоголем и наркоманией я использую различные формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:
- Лекции
- Беседы
- Дискуссионные клубы
- Просмотр видеофильмов
- Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов
- Использование игровых методов с применением мультимедиа
Для старшеклассников мною применяется просмотр видеороликов с последующим обсуждением, а также цикл профилактических занятий, представленный в Приложении 1.
Для учащихся 9–11-х классов мною разработана и применяется творческая игра «За здоровый образ жизни», построенная по принципу известной телевизионной игры «Своя игра».
Цель игры: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.
Задачи игры:
- Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
- Углубление знаний старшеклассников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
- Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
- Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;
- Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск, карточки, жетоны с очками.
Ход игры
- Оргмомент – 3 мин.
- Пояснение правил игры – 2 мин.
- Блиц-турнир – 3 мин
- 1 раунд. Вредные привычки – 10 мин.
- 2 раунд. Вред или польза – 10 мин.
- 3 раунд. Мифы, определения, законы, картинки – 5 мин.
- 4 раунд. Твой выбор – 5 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
Правила игры:
1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). За каждый правильный ответ дети получают очки, Учащиеся, набравшие набольшее количество баллов становятся участниками игры. Полная версия блиц-турнира в Презентации 1.
1 и 2 раунды. На экране появляется таблица, содержащая вопросы и очки.
Рис. 1. Таблица 1 раунда
Рис. 2. Таблица 2 раунда
Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший карточку. В течение игры существует ряд занимательных и интересных предложений: вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассника.
Рис. 3. Вопрос-аукцион
Рис. 4. Кот в мешке
Рис. 5. Сюрприз-подсказка
Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.
В 3 раунде игрокам предлагается поработать с мифами, определениями, законами, картинками, характеризующими вредные привычки. Правила игры сохраняются
Рис. 6. Таблица 3 раунда
В заключительном раунде учащимся предлагается работа с высказываниями. Задание: необходимо определить какое высказывание относится, к какому из представленных людей.
Рис. 7. Заключительный раунд
По окончании игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки и выдаются дипломы за активное участие в занятии.
Полная версия игры представлена в Презентации 2.
Литература:
- Байер К., Шейнберг К. Здоровый образ жизни – М: Мир,1997.
- Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999.
- Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М: 1991.
- Большая медицинская энциклопедия. – М: «Просвещение», 2003.
- Веселковская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров. – М: Триада–Х, 2000.
- Гаронская С.В., Баранова, О.С. Выбираю жизнь Программа Д.О.М. учеб. метод. пособие для сотрудников правоохранит. органов и учителей. – 2-е изд. – Петрозаводск: 2002.
- Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.– Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000.
- Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни. – М: 1999.
- Здоровый образ жизни или вредные привычки. уч. пособие. – Смоленск: 2003.
- Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб: 1998.
- Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М: Лаборатория базовых знаний, 2000.
- Подвижные игры как средство борьбы с распространением вредных привычек (наркомания среди школьников). – Смоленск: 2003.
- Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. – Ярославль: 2002.
- Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: уч. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
- Уроки социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании / АВТ – сост. Н.Г. Шинкаренко – Ставрополь: СКИПРО, 2002.
- Физиологические основы оздоровительной тренировки в профилактике ПАВ. уч.пособие. – Смоленск: 2004.
- Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М: Российское педагогическое агенство, 1997.