Цели:
- Закреплять умения выполнять устные и письменные вычисления в пределах 100, закреплять умение решать задачи.
- Развивать речь, мышление, математическую зоркость и смекалку.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: рисунки поезда, собаки Кляксы, Чебурашки, Обезьянки, Колобка и Карлсона. Запись песни "Чунга - Чанга".
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в математическое путешествие. На пути вам встретятся сказочные герои, которые приготовили различные задания.
Давайте прочитаем хором девиз нашего урока (открывается надпись):
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
А теперь, не теряя времени, отправляемся в путь.
2. Устный счёт.
Поедем мы вот на таком поезде. <Рисунок 1>
- Из каких геометрических фигур составлен поезд?
- Что называется прямоугольником?
- Сколько всего прямоугольников? (8)
- Сколько здесь треугольников? (2)
- Сколько кругов? (15)
На каждом вагоне нашего поезда записано выражение. Мы поедем в вагоне, на котором выражение со значением 28. Решите все примеры и найдите наш вагон.
- В каком по счёту вагоне, считая слева направо, мы поедем? (в шестом)
Наш вагон мы нашли, но в него без билета не пустят. Билет у нас необычный, это вот такой лист с заданием. Зайдёт в вагон тот, кто правильно сравнит выражения:
1дм 3см : 1дм 8см
1ч 12мин : 80 мин
79 см : 8 дм
1 м : 9дм 6см
(дети работают с индивидуальными знаками >,<,=)
Молодцы, в вагон мы сели. Машинист на нашем поезде собака Клякса. <Рисунок 2>
Она не тронет поезд с места, пока вы не решите её весёлые задачи.
Дед Игнат сказал соседу:
- Мне уж сотня лет к обеду!
- Ты прибавил 30 лет! -
Возразил ему сосед.
Прошу, ребята, сосчитать,
Сколько прожил дед Игнат? (70 лет)
На деревьях грибы сохли
Ну и в дождь, конечно мокли.
40 жёлтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички -
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите! (51 гриб)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоню сели - посмотри!
Прилетели весело - их десятка три.
Тут, смотри, ещё летят,
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте о том,
Сколько прилетело птиц потом. (20 птиц)
(задачи написаны на красивых открытках, и первый кто даст правильный ответ, получает открытку в подарок)
Молодцы, справились с заданием. А пока наш поезд едет, откройте тетради и запишите число.
3. Работа по теме урока.
1-ая остановка.
- Угадайте, кто ждёт нас на 1-ой станции?
Он дружок зверям и птица,
Он живое существо.
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он - не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Очень милая мордашка
А зовётся: (Чебурашка).
-- Встречая вас, Чебурашка принёс цветы. Он сам их вырастил. А вот сосчитать их всех не смог. Помогите ему: составьте по рисунку задачу и решите её.
<Рисунок 3>
(решение задачи на доске и в тетрадях)
2-ая остановка.
- Молодцы, справились с заданием. Едем дальше. На следующей станции нас встречает Весёлая Обезьянка <Рисунок 4> и предлагает решить ещё одну задачу.
№ 32 с.23 (М.И.Моро, Математика 2 класс)
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Составим краткую запись:
Было - ? зн.
Подарил - 7 зн. и 8 зн.
Осталось - 45 зн.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем, сколько значков Юра подарил товарищам)
- А узнать это можем? (да)
- Решите эту задачу (дети решают самостоятельно, с последующей проверкой)
- Молодцы, с задачей справились, а теперь Весёлая Обезьянка предлагает вам немного отдохнуть.
Физ. пауза (под песню "Чунга - Чанга")
3-я остановка.
- Едем дальше. А кто нас встречает на следующей станции?
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился : (Колобок)
<Рисунок 5>
- Колобок предлагает составить верные равенства и неравенства из выражений. № 22 с.22
(дети составляют самостоятельно, с последующей проверкой)
4-ая остановка.
- Наше путешествие подходит к концу. Мы подъезжаем к последней станции. Кто нас встречает?
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
<Рисунок 6>
Карлсон предлагает вам решить примеры и расшифровать слово, которое он загадал.
ключ к шифру: а - 100; м - 24; д - 77; я - 91; р - 45; и - 70; у - 80; г - 69; ж - 41; т - 58; б - 27
на доске записаны примеры:
58 + 19 =
68 - 23 =
42 + 38 =
90 - 49 =
83 - 56 =
65 + 35 =
- Какое слово зашифровал Карлсон? (дружба)
- Как вы думаете, что он хотел сказать вам этим словом? (будьте всегда дружными, помогайте друг другу в сложных ситуациях и дорожите своими друзьями)
4. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы все работали хорошо, старались.
- А что вам понравилось больше всего?
- Что показалось сложным?
(дети высказывают своё мнение об уроке)
Домашнее задание: № 28, 31 с.23.