Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.
При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций (таких как языковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственное восприятие и представления, наглядно-образное мышление, внимание (концентрация, распределение и переключение), память, сукцессивные и симультанные процессы, графомоторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушения речи.
Общее недоразвитие речи часто сопровождается замедленным или искаженным формированием значимых школьных навыков. С каждым годом увеличивается число детей со специфическими нарушениями письма (дисграфией, дислексией). В психолого-педагогической литературе указывается на такие формы дисграфии, как артикуляторно-акустическая, дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая. Оптическая форма связана с расстройством оптико - пространственных представлений, зрительного гнозиса, анализа и синтеза, и проявляется она в заменах и искажениях букв на письме.
Таким образом, для предупреждения дисграфии должна вестись работа по подготовке к овладению графикой письма. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, которых можно отнести к группе риска по возникновению специфических нарушений письма. Это определяет необходимость проведения целенаправленной дифференциальной профилактической работы с ними.
В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:
- у детей недостаточно развита координация движений;
- плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
- недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
- недостаточно развито чувство ритма;
- плохо координирована деятельность руки и глаза;
- недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);
- низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация);
- недостаточно развита зрительная память;
- плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
- плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
- недостаточно развиты графические способности.
Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.
Выявление особенностей развития графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка.
Для решения проблемы развития графомоторных навыков и подготовки к письму на логопедических занятия было создано авторское пособие - альбом, который можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Альбом состоит их двух частей: первый и второй год обучения (т.е. старшая и подготовительная группа детского сада).
Цель пособия: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи.
Задачи:
- развитие графомоторной функции;
- развитие зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа, синтеза, представлений;
- развитие пространственных представлений;
- развитие оптико-пространственного анализа и синтеза;
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувства ритма;
- воспитание сосредоточенности, усидчивости.
Представленные в пособии упражнения нацелены на развитие качеств, необходимых для овладения чтением и письмом. Упражнения сгруппированы по принципу возрастания сложности, а также в соответствии с традиционными лексическими темами, изучаемыми в речевой группе детского сада. Система работы рассчитана на два года обучения.
Новизна пособия:
- представлена система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР;
- одновременно данная система упражнений способствует развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса, зрительного внимания и памяти;
- в основе лежит принцип деления материала по лексическим темам.
Система работы по подготовке к письму реализуется поэтапно. Можно выделить три блока упражнений, представленных по каждой лексической теме.
I. Развитие графомоторных навыков.
II. Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса.
III. Развитие зрительного внимания, памяти, а также операций мышления.
Первый блок заданий (задания 1.1 и 1.2) направлен на развитие:
- графомоторных навыков;
- чувства ритма;
- координации руки и глаза;
- зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов;
- направленных движений руки (дорожки, обведи по контуру).
Второй блок заданий (задание 2):
- развитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза (узнавание контурных, силуэтных, наложенных и скрытых изображений; нахождение изображения в ряду других; поиск сходства и различия изображений; деление изображения на элементы с последующим анализом; угадывание предметов в незаконченных рисунках; определение недостающих деталей; дорисовывание зеркальных изображений; зрительный анализ изображений с различением геометрических форм; узнавание предметов по частям; нахождение маленьких фрагментов на большой картинке и др.).
- развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза (выделение заданных форм в предметах, ориентировка в пространственном расположении предметов; дорисовывание второй половины зеркальных изображений и др.).
Третий блок заданий (задание 3):
- развитие логического мышления (анализ и синтез, аналогия, обобщение по одному признаку).
- развитие зрительного внимания (концентрация внимания и прослеживание, распределение внимания).
- развитие зрительной памяти.
План занятий по подготовке дошкольников с ОНР к овладению письмом (старшая группа).
№ | Тема | Задание 1.1 | Задание 1.2 | Задание 2 | Задание 3 |
1 | Овощи. Фрукты | Обведи по точкам | Груша. Яблоко | Зрительное восприятие (Наложенные контуры (фрукты) | Логическое мышление (Положи овощи на тарелку, а фрукты в вазу.) |
2 | Грибы | Графический диктант | Гриб | Раскрась ту картинку, на которой грибок выше цветочка. | Аналогия (продукты - сумка, грибы - ?) |
3 | Деревья | Обведи по точкам (листья) | Дерево | Зрительный анализ. (На какие геометрические фигуры похожи листья?) | Логическое мышление (Подбери пары (ель - шишка, яблоня - яблоко) |
4 | Домашние и дикие животные | Дорожка | Заяц | Зрительный анализ (Продолжи ряд) | Логическое мышление (Четвертый лишний) |
5 | Перелетные птицы | Дорожка | Утка | Зрительный анализ (Найди ту птичку, которая отличается от остальных) | Логическое мышление (Подбери пары (уточка - пруд, скворец - скворечник) |
6 | Одежда, обувь, головные уборы. | Штриховка (платье, брюки) | Ботинок | Зрительный анализ (Сделай все картинки одинаковыми (шапочки). | Зритеная память (Запомни поледователь-ность, нарисуй так же.) |
7 | Транспорт | Дорожка | Самолет | Оптико-пространственный синтез (Узнай предмет по частям (грузовик). | Зрительное внимание (Найди такую же машинку, раскрась.) |
8 | Осень | Проведи линии по точкам | Тучка | Зрительно-пространственные функции (Раскрась ту картинку, на которой елочка ниже березы.) | Логическое мышление (Четвертый лишний). |
9 | Зима | Дорожка | Снежинка | Узнавание изображений в усложненных условиях. | Логическое мышление (Подбери пару (туча - снежинка, шапка - шарф и др.) |
10 | Зимующие птицы | Штриховка (сова) | Птичка | Оперирование зрительными образами (Найди тень) | Аналогия |
11 | Мебель | Штриховка | Стол и стул | Зрительный анализ, синтез (Узнай недорисованные предметы) | Логическое мышление (Четвертый лишний) |
12 | Новый Год | Графический диктант | Елочка | Зрительно-пространственные функции (Дорисуй вторую половину елочки) | Зрительное внимание (Найди одинаковые предметы и раскрась). |
13 | Зимние забавы | Нарисуй снежинки по пунктирной линии | Снеговик | Дифференциация величины предметов (Расположи снеговиков по росту). | Зрительное внимание (Кто на чем катается? (лабиринт) |
14 | Комнатные растения | Штриховка | Кактус | Зрительно-пространственные функции (Дорисуй вторую половину цветочка.) | Зрительное внимание (Найди различия.) |
15 | Зимняя одежда. Ателье. | Обведи по точкам. | Шапочка | Зрительный анализ (Подбери заплатку) | Логическое мышление (Четвертый лишний) |
16 | Посуда | Обведи по контуру. | Чашка | Зрительно-пространственное восприятие (Раскрась тот предмет, который меньше.) | Зрительное внимание (Чего не хватает? Дорисуй.) |
17 | Дикие животные | Проведи линию, не отрывая карандаша. | Слон | Пространственное восприятие | Распределение внимания (Расставь значки, как на образце.) |
18 | Весна | Проведи линии по точкам | Кораблик | Оперирование зрительными образами (От какого цветочка тень?) | Обобщение по одному признаку (Раскрась те картинки, которые относятся к весне.) |
19 | Мамин праздник | Дорожка | Цифра 8 | Зрительный анализ (На какие геометрические фигуры похожи предметы?) | Обобщение по одному признаку (Накрой на стол.) |
20 | Профессии | Графический диктант | Градусник и сумка врача | Зрительное восприятие (Наложенные контуры) | Обобщение по одному признаку (Раскрась те предметы, которые нужны повару.) |
21 | Наш город. ПДД | Проведи линии по точкам | Светофор | Зрительный анализ (Дорисуй предметы так, чтобы они стали одинаковыми). | Логическое мышление (Раскрась светофоры.) |
22 | Космос | Дорожка | Луноход | Узнавание изображений в усложненных условиях | Зрительное внимание (Найди различия.) |
23 | Рыбы | Штриховка | Узнавание контурных изображений | Зрительная память | |
24 | Весенние цветы | Графический диктант | Тюльпан | Пространственное восприятие | Зрительное внимание (Раскрась два одинаковых цветка). |
25 | Насекомые | Дорожка | Жук | Зрительно-пространственные функции (Дорисуй вторую половину бабочки.) | Логическое мышление (Четвертый лишний). |
26 | Праздник Победы | Обведи по контуру. | Танк | Узнавание контурных изображений. | Концентрация внимания и прослеживание (Проследи дорожку, нарисуй предмет в нужной клетке) |
27 | Спорт | Штриховка | Лыжи и палки | Зрительный анализ и синтез (Найди маленькие фрагменты на большой картинке) | Логическое мышление (Подбери пары) |
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3.
План занятий по подготовке дошкольников с ОНР к овладению письмом (подготовительная группа).
№ | Тема | Задание 1.1 | Задание 1.2 | Задание 2 | Задание 3 |
1 | Откуда хлеб пришел | Штриховка | Трактор | Зрительный анализ. (Сделай картинки одинаковыми.) | Мышление - аналогия. (Что можно нарисовать в пустой клетке?) |
2 | Грибы | Проведи линию по пунктиру, не отрывая карандаша | Мухомор | Зрительно-пространственные функции. (Дорисуй вторую половину грибочков.) | Мышление - установление закономерности. (Нарисуй недостающую фигуру.) |
3 | Лиственные и хвойные деревья | Проведи линию в указанном направлении. | Дубовый лист | Зрительно-пространственные функции. (Дорисуй листья.) | Зрительная память. (Запомни расположение зверей, нарисуй так же.) |
4 | Домашние и дикие животные | Графический диктант | Кот | Оперирование зрительными образами. (Где чей контур?) | Мышление. (Нарисуй косточки на пустых тарелках так, чтобы:) |
5 | Перелетные птицы | Проведи линию по пунктиру, не отрывая карандаша. | Лебедь | Зрительный анализ. (Найди аиста, который отличается от остальных.) | Зрительное внимание. (Найди одинаковых птиц, соедини линией.) |
6 | Одежда, обувь, головные уборы. | Проведи линию, не отрывая карандаша. | Платье | Зрительный анализ. (Сделай картинки одинаковыми.) | Зрительное внимание. (Найди одинаковые шарфики, раскрась) |
7 | Транспорт | Проведи линию в указанном направлении | Машина | Зрительно-пространственные функции. (Раскрась транспорт.) | Мышление. (Четвертый лишний.) |
8 | Осень | Графический диктант | Кленовый лист | Зрительное восприятие (наложенные контуры - листочки). | Зрительное внимание, память. (Раскрась листочки в соответствии со значками.) |
9 | Зима | Проведи линию по пунктиру, не отрывая карандаша. | Снежинка | Зрительно-пространственные функции. (Нарисуй елочку слева от снежинки, но справа от солнышка.) | Обобщение по одному признаку. (Раскрась те предметы, которые могут пригодиться зимой.) |
10 | Зимующие птицы | Штриховка с деталями. | Ворона | Зрительный гнозис. (Что спрятал художник?) | Мышление. (Четвертый лишний.) |
11 | Мебель | Выполни штриховку. | Шкаф | Зрительный гнозис (Что спрятал художник?) | Мышление. (Четвертый лишний.) |
12 | Новый Год | Графический диктант | Ёлка | Зрительный анализ, синтез. (Дорисуй гирлянду.) | Зрительное внимание. (Сделай картинки одинаковыми.) |
13 | Зимние забавы | Обведи по пунктиру | Коньки | Зрительный анализ (На какую геометрическую фигуру похож каждый предмет?) | Зрительное внимание, анализ. (Чем снеговик отличается от своей тени?) |
14 | Комнатные растения | Нарисуй орнамент на цветочном горшке. | Леечка | Зрительный анализ. (Найди в каждом ряду такой же предмет, как первый.) | Мышление. (Найди закономерность, нарисуй недостающую фигуру.) |
15 | Зимняя одежда. Ателье. | Дорисуй узор | Пальто | Зрительный гнозис (Что спрятал художник?) | Зрительное внимание. (Найди одинаковые варежки, раскрась.) |
16 | Посуда | Графический диктант | Чайник | Узнавание изображений в усложненных условиях. (Угадай, что нарисовал художник?) | Обобщение. (Найди пары, соедини линией.) |
17 | Дикие животные | Обведи по точкам | Кенгуру | Оперирование зрительными образами. (Найди тень.) | Зрительное внимание. (Сколько слонов спряталось?) |
18 | Весна | Штриховка с деталями | Сосульки | Зрительно-пространственные функции. (Раскрась картинки.) | Зрительная память. (Запомни картинки. Нарисуй так же.) |
19 | Мамин праздник | Проведи линию в указанном направлении. | Цифра восемь | Оптико-пространственный синтез. (Узнай предметы, изображенные по частям.) | Обобщение. (Что можно подарить маме на 8 марта? Раскрась.) |
20 | Профессии | Обведи по точкам | Пила | Зрительный анализ, синтез. (Найди маленькие фрагменты на большой картинке.) | Обобщение. (Найди пары, соедини линией.) |
21 | Наш город. ПДД | Штриховка в разных направлениях. | Светофор | Зрительный анализ. (Что забыл нарисовать художник?) | Зрительное внимание. (Помоги машине проехать к домику.) |
22 | Космос | Проведи линию по пунктиру | Ракета | Зрительный анализ. (Найди тень от ракеты.) | Мышление. (Нарисуй недостающую фигуру.) |
23 | Рыбы | Штриховка с деталями. | Рыбка | Зрительно-пространственные функции.(Раскрась рыбку, плывущую вправо.) | Зрительное внимание. (Кто какую рыбку поймал?) |
24 | Весенние цветы | Проведи линию, не отрывая карандаша. | Тюльпан | Зрительно-пространственные функции. (Раскрась самый маленький цветок.) | Зрительное внимание. (Какого цветка нет в букете?) |
Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6.