Цель: повторить и закрепить изученный материал по темам: Права человека и гражданина. Палитра ваших способностей.
Задачи:
- Формировать целостное представление о важности соблюдения прав и обязанностей гражданина.
- Определение профессиональной направленности обучающихся.
- Развивать умение логически мыслить, анализировать, работать с документами. Применять коммуникативные способности работы в парах и группах.
- Воспитывать нравственную культуру свободно мыслящего человека.
Оборудование: карточки-лото, слайды, карточки с профессиями, 3 плаката, призы ручки, профессиограммы, магниты.
Ход урока
1.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости и ребята. У нас сегодня необычный урок, урок-соревнование. И мы предлагаем гостям поработать в качестве членов жюри. Цель нашего занятия: повторить права и обязанности человека и гражданина; развивать умение помогать друг другу, формировать уверенность в собственных силах, грамотно излагать свои мысли. Учитель читает эпиграф, и дает задание ребятам в конце урока высказать свое мнение о соответствии слов Е.Евтушенко заявленной теме.
Эпиграф к уроку:
"Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё".
2.
1. Ребята рассаживались по группам до звонка, у входа учитель раздавал цветные квадраты (получилось 5 групп по 4 человека).
Итак, каждая команда придумывает название, девиз, выбирает капитана. Все это объявляется для жюри и гостей.
Уважаемые участники соревнований, в первом конкурсе вы должны продемонстрировать знания по правам человека и гражданина.
1. Конкурс: "Светофор" (у доски по 2 члена каждой команды с сигнальными карточками; за правильный ответ участник делает шаг вперед).
-Гражданин- это житель, какой- либо страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни (зеленая карточка).
-В Афинском государстве все жители были граждане: коренные и приезжие, мужчины и женщины (красная карточка).
-Юрист- человек, изучающий особенности Вселенной (красная карточка)
-В Средние века звание гражданин померкло, т.к. феодальное государство абсолютно подавляло человека, господствовало над личностью (зеленая карточка).
-Первая в мире Декларация независимости была провозглашена в США в 1776г (зеленая карточка).
-Права человека-это собственность, свобода, безопасность и сопротивление угнетению (зеленая карточка).
-Андрей Дмитриевич Сахаров создал комитет прав человека в 1991г (в 1970 г., красная карточка).
-МГП имеет цель защитить жизнь и достоинство человека в условиях войны (зеленая карточка).
-Многие идеи Декларации нашли отражение в Конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции РФ
(зеленая карточка).
Следующий конкурс выявит, на сколько вы грамотно умеете применять термины по обществознанию и планированию карьеры.
2. Конкурс: "Словарное лото".
Диссидент, конституция, карьера, психолог-профконсультант, гражданин, личность, социум, самооценка, демократия, социальный статус, альтруизм, резюме, темперамент, вакансия, ООН, гуманизм, политика, патриотизм, духовная жизнь, культура.
Все термины и к ним определения написаны на отдельных листочках, дети должны найти свою пару (термин-определение).
Во время конкурса дети свободно передвигаются по кабинету. Команда работает в полном составе.
3. Конкурс "Отгадай чайнворд" (слайд в приложении).
Подведение предварительных итогов.
4. Конкурс "Кто я?"
На доске плакаты: "Человек-человек", "Человек-техника", "Человек - знаковая система", "Человек-природа", "Человек - художественный образ".
Ребята получили карточки с названиями разных профессий. Каждый участник, должен выйти к доске и встать у своего плаката, обосновав свой выбор. Варианты профессий ( кровельщик, агроном, администратор, автомеханик, корректор, кинооператор, ветеринар, модельер, фотограф, редактор, физиотерапевт, композитор, лаборант, фермер, страховой агент, водолаз, ювелир, селекционер, инженер, экскурсовод).
5. Конкурс "Знатоки права".
Проектная работа команд. Все они становятся агентами по рекламе и должны составить по документам плакат. После этого каждая команда выступает перед аудиторией с защитой своей работы.
Документы:
- Конституция РФ;
- Всеобщая Декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка.
6. Конкурс "Отгадай о ком эти слова?"
Это задание для капитанов (слайд в приложении). Ответ записывается на листке бумаги, а потом демонстрируется аудитории. Ответ: Сахаров А.Д.
7. Конкурс "Допиши предложение" (слайды в приложении).
Команды записывают ответы на листках, а потом озвучивают для всех.
-Сахаров А.Д. получил Нобелевскую премию мира:.(за общественную деятельность).
-Всеобщая декларация прав человека была принята:.(ООН в 1948 году 10 декабря).
-Комитет Красного Креста возник в:(1960 году).
-А.Д. Сахаров призывал бороться против несправедливости, но ни когда не призывал:..(к насилию и войнам).
-В центре внимания Всеобщей декларации находятся жизнь человека, его:.( права и обязанности).
-Свобода человека состоит в праве делать все:..(что не запрещено законом).
8. Конкурс "Великие слова - великих людей". Объяснить каждой команде смысл высказываний.
9. Подведение итогов. Вывод по эпиграфу. Выступление жюри и награждение победителей. Объявление оценок.