Этот удивительный птичий мир

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • познакомить детей с кочевыми зимними птицами, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения в пище (клест, снегирь, свиристель);
  • формировать обобщенное представление о зимующих птицах;
  • развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
  • устанавливать связи между характером корма и возможностью его добывания;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
  • обогащать словарь путем введения новых слов: корм, кочевые, зимующие, клест, свиристель.
  • П/И “Покажи как”.
  • Д/И “Птичья столовая”.
  • Моделирование птиц.
  • Д/И “Чей клюв”
  • Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Развивающая среда.

Картинки с изображением зимующих птиц, кочевых, кормушки из картона, корм (зерно, семена растений, шишки, сало), аудиозапись голосов птиц , музыка природы.

Предварительная работа.

Наблюдение за птицами на прогулке. Развешивание кормушек в парке, на участке детского сада. Чтение природоведческой литературы: Г.Снегирева “Про птиц”, В.Зотова “Клест”, “О птицах”, В.Бианки “Кто к кормушке прилетел?”.

Ход занятия

1 часть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие будет необычным. Внимание, я вас всех превращаю в птиц:

Здесь нам некогда скучать,
Превращенья ждем опять.
Ну-ка 3, 4, 5,
Превращайтесь в птиц сейчас!

Дети одевают маски птиц вместе с воспитателем.

А теперь расправим крылья и полетим. Я вам буду показывать дорогу. Готовы! Полетели! (Под музыку “в мире природы” дети летают по залу)

- Вижу вдалеке хвойный лес. В лесу слышится щебет птиц и трели птичьих песен. Приземляемся.

- Нас встречают зимние птицы-гости. Они прилетели к нам на зиму. А вы их узнаете, что это за птицы?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(снегири).

- Чем питаются снегири?

- Где живут?

Клест. В самые трескучие морозы на высоких елях эти птицы вьют гнезда. Нарядный словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекая подружку, сидящую в гнезде, и кормит своих птенцов семенами из еловых шишек. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добывать корм (показать шишку, где находятся семена). Клюв крестиком, чтобы легко вытаскивать семена из шишек (скрестить пальчики и показать). Вот такой клюв у клестов.

Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.

К нам на север прилетели
Стайки ярких свиристелей,
Прилетели свиристели,
Песню севера запели. (А.Барто).

Эти птицы с ярким оперением, хохолком на голове, очень любят плоды рябины. Давайте посвистим как свиристели. Набрали побольше воздуха и засвистели (дети посвистывают).

П/И “Покажи, как?” Когда я говорю свиристель, вы набираете побольше воздуха и летаете посвистывая; снегирь- показываете “красную грудку”; а когда говорю клест- скрещиваете пальчики возле носа и показываете как клест вытаскивает семена из шишек.

Каких птиц мы встретили в лесу? (зимних гостей, кочующих птиц).

А теперь летим дальше. (под музыку летим и видим вдалеке поляна “Птичья школа”.

2 часть.

- Ой, смотрите, вдалеке виднеется “Птичья школа”, давайте сделаем привал. Дети приземляются на стульчики.

- Ой, сколько здесь много птиц. Узнаете их на картинках?

- Да, это зимующие птицы. Назовите их. Почему их называют зимующими?

- Скажите, в какое время года бывает мороз?

Зима чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник- Новый год. Дуют зимой холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от морозов. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

- А как живется птицам зимой? (холодно птицам, насекомые в зимней спячке , плоды, семена, ягоды- под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода).

- Чем мы можем помочь в это трудное время птицам? (подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться, кормушки делать).

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Пальчиковая гимнастика “Птички”.

- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие, оседлые)

Поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц появляется оживление. Стайки воробьев задорно чирикают. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются “воздушные игры”. До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время года: то сложив крылья, они падают вниз, то подымаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время года всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь. А вы можете прокричать как вороны? (кар-кар).

3 часть.

Моделирование. Составление модели птицы.

- А теперь мы с вами полетим к кормушкам и посмотрим, кто сегодня к нам прилетел?

Д/И “Птичья столовая”. (дети выбирают птиц и кормушки и начинают составлять меню).

Дети по очереди рассказывают, какое меню они подготовили для птиц.

Птиц накормили и летим дальше на свою родную поляну.

- Вижу вдалеке птицы шумят на поляне. Посмотрим, что с ними случилось, почему они расшумелись?

Д/И “Чей клюв?”- дети подбирают клювы для птиц и объясняют, почему приложили именно этой птице клюв.

А вот наша поляна.

(превращаемся в детей).

Интересное у нас с вами было путешествие?

- Каких птиц мы повстречали в лесу?

- Назовите зимующих птиц?

- Как мы можем помочь птицам в зимнее время ?

- Не забывайте подкармливать птиц зимой! Птицы наши верные друзья!