Программное содержание:
- познакомить детей с кочевыми зимними птицами, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения в пище (клест, снегирь, свиристель);
- формировать обобщенное представление о зимующих птицах;
- развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
- устанавливать связи между характером корма и возможностью его добывания;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
- обогащать словарь путем введения новых слов: корм, кочевые, зимующие, клест, свиристель.
- П/И “Покажи как”.
- Д/И “Птичья столовая”.
- Моделирование птиц.
- Д/И “Чей клюв”
- Пальчиковая гимнастика “Птички”.
Развивающая среда.
Картинки с изображением зимующих птиц, кочевых, кормушки из картона, корм (зерно, семена растений, шишки, сало), аудиозапись голосов птиц , музыка природы.
Предварительная работа.
Наблюдение за птицами на прогулке. Развешивание кормушек в парке, на участке детского сада. Чтение природоведческой литературы: Г.Снегирева “Про птиц”, В.Зотова “Клест”, “О птицах”, В.Бианки “Кто к кормушке прилетел?”.
Ход занятия
1 часть.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие будет необычным. Внимание, я вас всех превращаю в птиц:
Здесь нам некогда скучать,
Превращенья ждем опять.
Ну-ка 3, 4, 5,
Превращайтесь в птиц сейчас!
Дети одевают маски птиц вместе с воспитателем.
А теперь расправим крылья и полетим. Я вам буду показывать дорогу. Готовы! Полетели! (Под музыку “в мире природы” дети летают по залу)
- Вижу вдалеке хвойный лес. В лесу слышится щебет птиц и трели птичьих песен. Приземляемся.
- Нас встречают зимние птицы-гости. Они прилетели к нам на зиму. А вы их узнаете, что это за птицы?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(снегири).
- Чем питаются снегири?
- Где живут?
Клест. В самые трескучие морозы на высоких елях эти птицы вьют гнезда. Нарядный словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекая подружку, сидящую в гнезде, и кормит своих птенцов семенами из еловых шишек. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добывать корм (показать шишку, где находятся семена). Клюв крестиком, чтобы легко вытаскивать семена из шишек (скрестить пальчики и показать). Вот такой клюв у клестов.
Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.
К нам на север прилетели
Стайки ярких свиристелей,
Прилетели свиристели,
Песню севера запели. (А.Барто).
Эти птицы с ярким оперением, хохолком на голове, очень любят плоды рябины. Давайте посвистим как свиристели. Набрали побольше воздуха и засвистели (дети посвистывают).
П/И “Покажи, как?” Когда я говорю свиристель, вы набираете побольше воздуха и летаете посвистывая; снегирь- показываете “красную грудку”; а когда говорю клест- скрещиваете пальчики возле носа и показываете как клест вытаскивает семена из шишек.
Каких птиц мы встретили в лесу? (зимних гостей, кочующих птиц).
А теперь летим дальше. (под музыку летим и видим вдалеке поляна “Птичья школа”.
2 часть.
- Ой, смотрите, вдалеке виднеется “Птичья школа”, давайте сделаем привал. Дети приземляются на стульчики.
- Ой, сколько здесь много птиц. Узнаете их на картинках?
- Да, это зимующие птицы. Назовите их. Почему их называют зимующими?
- Скажите, в какое время года бывает мороз?
Зима чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник- Новый год. Дуют зимой холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от морозов. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.
- А как живется птицам зимой? (холодно птицам, насекомые в зимней спячке , плоды, семена, ягоды- под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода).
- Чем мы можем помочь в это трудное время птицам? (подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться, кормушки делать).
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Пальчиковая гимнастика “Птички”.
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие, оседлые)
Поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц появляется оживление. Стайки воробьев задорно чирикают. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются “воздушные игры”. До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время года: то сложив крылья, они падают вниз, то подымаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время года всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь. А вы можете прокричать как вороны? (кар-кар).
3 часть.
Моделирование. Составление модели птицы.
- А теперь мы с вами полетим к кормушкам и посмотрим, кто сегодня к нам прилетел?
Д/И “Птичья столовая”. (дети выбирают птиц и кормушки и начинают составлять меню).
Дети по очереди рассказывают, какое меню они подготовили для птиц.
Птиц накормили и летим дальше на свою родную поляну.
- Вижу вдалеке птицы шумят на поляне. Посмотрим, что с ними случилось, почему они расшумелись?
Д/И “Чей клюв?”- дети подбирают клювы для птиц и объясняют, почему приложили именно этой птице клюв.
А вот наша поляна.
(превращаемся в детей).
Интересное у нас с вами было путешествие?
- Каких птиц мы повстречали в лесу?
- Назовите зимующих птиц?
- Как мы можем помочь птицам в зимнее время ?
- Не забывайте подкармливать птиц зимой! Птицы наши верные друзья!