Главная задача проекта состоит в том, чтобы школьники научились самостоятельно собирать и обрабатывать данные, приводить их в определённую систему, анализировать и делать выводы.
Цели проекта:
- выявление основных задач школьного образования в 21 веке;
- определение отношения учеников и родителей школы к данным задачам;
- выводы о необходимости изменения в организации работы школы в связи с выполнением основных задач школьного образования в 21 веке.
Основные этапы проекта:
- определение актуальности проекта;
- постановка проблемы, которую решает проект;
- создание плана работы;
- составление анкеты для сбора информации;
- сбор информации посредством анкетирования;
- обработка информации с последующим анализом;
- выводы на основе анализа анкетирования;
- презентация результатов работы.
В основу первой части проекта легли материалы нового подхода к системе образования, в том числе и в России. Последние несколько лет очень много говорится о преобразовании Российской школы.
Трансформационные процессы в России, происходящие в течение последних 20 лет, неразрывно связаны с системой образования, которая призвана формировать социальный, общекультурный и профессиональный потенциал общественного развития. Внимание учёных и практиков сосредотачивается на поиске новых возможностей образовательной системы, что обусловлено, в том числе, проблемой взаимосвязи результатов образования, отражающихся в уровне конкурентоспособности человека, и кризисными процессами в различных сферах профессиональной деятельности. Как подтверждает современный мировой экономический кризис, такие проблемы характерны не только для нашей страны. Требуются принципиально новые методологические ориентиры, связывающие сферу образования и профессиональную деятельность, теорию и практику. На наш взгляд, системообразующей основой для развития образования может стать целенаправленное формирование у обучаемых системного мышления и навыков принятия и реализации решений (в том числе – стратегических), а в системе в целом необходимо обновляться с учётом практико-ориентированного направления.
Какой бы ни была глубина знаний, каждый человек вынужден принимать собственные решения в различных социально-экономических ситуациях. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его действиях, в том числе как потребителя или предпринимателя, работника или инвестора, администратора или участника политических процессов. Наиболее вероятно, что, чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым человеком, тем выше будет его благосостояние, и в итоге – благосостояние всего общества в целом.
Проблеме формирования у молодых людей готовности принимать решения в настоящее время уделяется всё более значительное внимание. Чтобы принимать эффективные решения, необходимы не только знания и понимание, но и умение осуществлять анализ, синтез и оценивание, а также применение знаний на практике. Результаты исследования, проведённого Мировым банком (2004), показали, что именно по второй группе критериев выпускники ВУЗов постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) в сравнении с развитыми западными странами (США, Франция, Канада, Израиль) продемонстрировали очень низкие результаты -1-2 балла против 9-10 баллов. Кроме того, сегодня существует противоречие между профессиональным образованием, ориентированным на определённый объём знаний, и современным бизнесом, которому нужны практико-ориентированные специалисты. К тому же на рынке труда востребованы не сами знания, а, прежде всего, способности и опыт их применения на практике.
Учитывая преемственность уровня образования эти же проблемы мы видим и в школе. Школьное образование в России имеет хорошие традиции, но наряду с сильными сторонами академической школы на практике обнаруживается, что ученики гораздо успешнее демонстрируют знания различных фактов, чем их применение, особенно в новых, нестандартных ситуациях. Умения применять знания повышают конкурентоспособность человека, что особенно важно в условиях рыночной экономики для успешной жизнедеятельности. Необходимо также учитывать, что в условиях высокого динамизма, комплексности и неопределённости, характерных для современных общественных процессов, происходит быстрое устаревание информации. В связи с этим школьников важно научить, как приобретать новые знания. Кроме того, потенциал развития личности учащихся в современной школе связан с такими важными качествами, как системное мышление, коммуникабельность, ответственность и инициативность.
Таким образом, вопрос “Каким быть образованию в 21 веке?” является сейчас важным для многих стран, включая Россию. 57-я генеральная ассамблея ООН в соответствии с положениями “Повестки 21 века” объявила десять лет – с 2005 по 2014 год – декадой “Образования для устойчивого развития”. Под “образованием для устойчивого развития” понимается процесс и результат прогнозирования и формирования таких знаний, умений и навыков, а также отношений, стилей деятельности людей и сообществ, черт личности и компетентности, которые позволяют обеспечивать постоянное повышение качества жизни.
Необходимый для устойчивого развития стратегический подход находит всё большее применение в российской практике, ориентируя всю систему российского образования на развитие в соответствии с национальными интересами и учётом общемировых тенденций. Начиная со школы, предполагается формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Таким образом, в российском образовании усиливается практическая направленность на основе реализации компетентностного подхода. Практико-ориентированному образованию необходимо базироваться на разумном сочетании традиций и новаций: фундаментального образования и практической подготовки. Такое образование необходимо, чтобы способствовать инновационному развитию современной России.
Традиции российского фундаментального образования построены на основе триады: знаний, умений и навыков. При этом основное внимание уделяется усвоению знаний, которое, согласно теории, обладает развивающим потенциалом. Как подтверждает практика, в таком случае всегда существует проблема применения знаний. В современных условиях востребованными становятся именно такие умения – применять полученные знания. Таким образом, актуальным на данный период развития образования является внедрение практико-ориентированного направления: знания - умения – навыки – опыт деятельности – компетентность. Компетенции – это способности использовать знания и навыки, мотивы, социальные характеристики и другие особенности, которые имеют важное значение для эффективной деятельности человека. Компетентность представляет собой интегрированное качество, которое проявляется как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем.
Вторая часть проекта предусматривала составление анкеты для сбора данных по предложенной теме.
Вопросы анкеты:
1. Зачем ТЫ ходишь в школу?
2. Зачем нужна школа обществу?
3. Зачем школа нужна тебе?
4. Какой учитель сегодня нужен школе?
5. Какие качества учителя важнее: профессиональные или личностные?
6. Что Вам нравится в нашей школе?
7. Что Вам НЕ нравится в нашей школе?
8. Что должно измениться в нашей школе?
9. Возможность изменения формы обучения.
10. Что ТЫ можешь сделать для школы?
11. Нужен ли орган ученического самоуправления?
12. Хочешь ли ТЫ принять в нём участие?
Для того чтобы улучшить условия обучения и работы в школе “Интеллект”, мы провели тестирование учеников школы. Тестирование было ориентировано на то, чтобы узнать в каких изменениях нуждается наша школа, что нравится ученикам нашей школы и что не нравится. Мы хотели узнать, что могли бы сами ученики сделать для школы, и хотели бы они создать орган ученического самоуправления. Нам было интересно, что ответят ученики на такие вопросы, как: Зачем школа нужна обществу? Зачем школа нужна тебе лично? Какой учитель сегодня нужен школе?
Результаты анкетирования были разные. Многим ученикам нравится наша школа, и они хотят оставить всё, как оно есть, а многие наоборот считают, что наша школа нуждается в изменениях.
Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты:
1. Зачем ТЫ ходишь в школу?
- чтобы получить знания – 47%
- общаться с друзьями – 14%
- получить будущую профессию – 5%
- раскрыть способности – 5%
- нужно – 4%
- чтобы поступить в институт – 2%
- чтобы посещать кружки и чтобы быть самостоятельным – по 1%
2. Зачем нужна школа обществу?
- учиться и получать будущую профессию – 67%
- воспитывать и развивать людей -20%
- найти друзей – 5%
- я не знаю – 2%
3. Зачем школа нужна ТЕБЕ?
- учиться – 52%
- найти друзей и общаться –23%
- для развития характера и интеллекта – 17%
- окончить школу, поступить в институт и найти работу – 6%
- увидеть учителей – 2%
4. Какой учитель сегодня нужен школе?
- современный и умный – 20%
- опытный, профессионал в своём предмете – 12%
- каждый учитель –12%
- требовательный –9%
- добрый и хороший – 7%
- какой сейчас – 7%
- понимающий – 5%
- умеющий интересно рассказывать – 3%
- весёлый – 3%
5. Какие качества учителя важнее: профессиональные или личностные?
А. Профессиональные – 41%
- умение передавать свои знания –15%
- высокая квалификация и профессионализм –13%
- прочные знания своего предмета –10%
- настойчивость в требованиях – 3%
Б. Личностные качества – 59%
- взаимопонимание и уважение ученика – по 13%
- индивидуальный подход – 9%
- заинтересованность в судьбе ученика – 8%
- доброжелательность – 7%
- чувство юмора – 6%
- умение сглаживать конфликты – 4%
6. Что вам нравится в нашей школе?
- всё – 12%
- предметы – 12%
- простор – 12%
- наш класс – 8%
- праздники – 6%
- отсутствие школьной формы – 4%
- наличие консультаций – 4%
- экскурсии, цветы, интерьер – по 1%
7. Что Вам НЕ нравится в нашей школе?
- ничего (т.е. всё нравится) – 23%
- безобразное поведение некоторых учеников – 18%
- еда и столовая – 15%
- некоторые учителя – 13%
- маленькие перемены – 5%
- бассейн, мебель, экскурсии – по 2%
8. В нашей школе должно измениться:
- ничего – 31%
- питание – 10%
- ремонт – 10%
- количество уроков – 8%
- школьный двор – 8%
- учителя – 6%
- более совершенное оборудование – 4%
- оплата – 4%
- библиотека должна открываться раньше – 2%
9. Возможность изменения формы обучения:
- очная – 62%
- индивидуальная – 50%
- экстернат – 25%
- заочная – 12%
- оставить всё как есть – 12%
10. Что ты можешь сделать для школы:
- помочь учителю на уроке – 28%
- проведение праздников – 26%
- ведение уроков – 22%
- помочь вести классные часы и хорошо учиться – по 8%
11. Нужен ли орган ученического самоуправления?
- да – 36%
-нет – 10%
12. Хочешь ли ты принять в нём участие?
- да – 76%
-нет – 20%
- наверное – 3%
Третий этап работы предусматривал подведение итогов
Выводы.
- Родителей и учеников школы в основном устраивает организация обучения .
- Для нормального и комфортного обучения учеников в школе оказались очень важными личностные качества учителей.
- Основные требования сегодняшнего дня: сочетание фундаментальности образования и его практической направленности. Этот социальный запрос общества в нашей школе большинством учителей выполняется.
То есть, другими словами, и родителей и учеников, существующая в нашей школе организация процесса обучения вполне устраивает. Видимо сказывается очень удачный подбор учителей в нашей школе и некоторые возможности частной школы, по сравнению с государственной. Обращает на себя внимание выделение личностных качеств учителя, ученики, а особенно старших классов, хотят, чтобы их учили личности, желательно ещё и владеющие определёнными знаниями. То есть, другими словами, не будет в школе грамотного, человечного учителя – ни какая реформа ничего не изменит. Изменения в школе нужно начинать с учителя, его положения в обществе, престижа профессии, уровня заработной платы, наконец.