Падеж имен существительных

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить со склонением, как изменением формы слова, научить определять падеж.
  2. Воспитывать любовь к родному языку; трудолюбие, дисциплинированность, чувство коллективизма.
  3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, интерес, память.

Оборудование: учебник “Русский язык”, 5 класс под редакцией Разумовской.

Ход урока

I. Психолого-педагогическая организация класса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Проверьте, все ли готово к уроку?

- Теперь внимательно слушаем меня.

II. Наблюдение за языковым материалом.

1. Деформированная пословица.

- Подумайте и составьте из этих слов предложение.

Потрудятся, и, руки, будет, работа, зуб.

- Почему предложение не получается? Чего в нем нет? (Нт смысла)

- Какое слово не согласовывается с другими? (Зуб)

- Что нужно сделать в слове зуб? (Изменить окончание)

- А в какой форме стоит слово зуб? (В н.ф.)

- Что значит Н.ф. существительного? (Ед. число, им. падеж)

- Задайте вопрос к слову “зуб” от слова “работа”.

Будет работа (чему?) зубу.

- Еще раз перечитайте это предложение?

- Поставьте слово “зуб” во мн. число.

- Что за предложение получилось? (Пословица)

2. Воспитывающее значение.

- Как вы ее понимаете? Объясните.

3. Подведение к теме.

- Итак, что мы сделали со словом зуб? (Изменили число, окончание)

- Для чего изменяется окончание? (Для связи слов в предложении)

- Такое изменение окончания называется изменением по падежам или склонением.

III. Изучение новой темы.

1. Объявление цели урока.

- Итак, открыли тетради, записали дату, классная работа и тему урока: “Падеж имен существительных”.

- Сегодня мы будем учиться изменять имена существительные по падежам, т.е. склонять, вспоминаем их названия, порядок следования и падежные вопросы.

- Но сначала запишем в тетради пословицу и сделаем ее грам. разбор.

Руки потрудятся, и зубам будет работа.

- Какое это предложение по строению? Сколько грам. основ? (Сложное, 2 грам. основы)

- Что между ними ставим?

- А сейчас ваши товарищи покажут нам “парад” падежей, а остальные внимательно слушают (описание падежей в шуточных рассказах).

3. Беседа с детьми.

- Сколько же в русском языке падежей?

- Какие? Назовите.

- Назовите теперь падежные вопросы, только по порядку.

- Какие из них являются косвенными? (Все, кроме и.п.)

4. Объяснение учителя (запись в этимологический словарь).

- Верно. Слово падеж произошло с лат.casus (падение). Еще греч. ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму, т.е. им. п., и косвенную, т. е. отклоняющуюся от прямой, т.е. все остальные падежи, отсюда и слово склонение. В русском языке 6 падежей, в немец. - 4, у финнов целых 15, но каждый народ прекрасно с ними справляется, а ваша задача - выучить и понять свои 6,чтобы говорить легко, грамотно и красиво!

IV. Словарная работа.

- Прежде чем приступить к закреплению, проведем словарную работу. Запишем предложение на доске и в тетрадях.

Гранит, песок и глина - это полезные ископаемые. (Обозначить безударную гласную, подчеркнуть)

- Устно подберем к слову песок однокоренные слова: песчаный, песчинка, песочница.

- А глагол можем?

- Теперь отгадайте загадку:

Он очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)

- Где его используют?

- Верно. Теперь я читаю текст, а вы выписываете только слово гранит в разных падежных формах, выделяя окончание, указывая падеж.

Выборочный слуховой диктант.

Гранит - прочная горная порода. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата, а состоит он из отдельных зерен. Зерна в граните плотно прилегают друг к другу. Гранитом украшают здания, набережные, станции метро.

Проверка у доски.

Гранит - и.п., гранита - р.п., в граните - п.п., гранитом - т.п.

- Отгадайте следующую загадку:

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Это песок)

- Самостоятельно просклоняйте это слово, выделяя окончание.

V. Закрепление в упражнениях.

а) На доске:

- Вам нужно от слов задать вопросы:

I в. - к слову песок

II в. - к слову глина

Песок:

лежу (на чем?) на песке

бегаю (по чему?) по песку

обсыпаю (чем?) песком

построил (из чего?) песка

Глина:

строю (из чего?) из глины

играю (с чем?) с глиной

ношу (что?) глину

руки (в чем?) в глине

- Определите падеж этих слов.

- Давайте на доске построим алгоритм.

Чтобы правильно определить падеж существительного нужно:

1) найти слово, к которому относится существительное,

2) поставить от этого слова к существительному вопрос.

- Дома в учебнике на странице 273 вы его выучите.

б) Работа с учебником.

- Теперь открыли учебник на странице 209, упражнение 699.

- Прочитаем задание.

- Какими членами предложения бывают существительные в предложении?

- А в каком падеже обычно бывает подлежащее?

- Какими падежами выражается дополнение? (Всеми остальными, т.е. косвенными)

Что мы сейчас определяли в этих предложениях? (Синтаксическую роль)

в) Творческая работа.

- Попробуйте сочинить сказку о падежах или сказочное правило о том, как нужно определять падеж существительного.

- Индивидуальная работа с карточками (для слабых учеников).

VI. Итоги, оценки.

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Что повторяли?

- Большое спасибо за урок!

Домашнее задание: параграф 85, упражнение 696, дописать сказку.