Тип урок: урок закрепления и совершенствования знаний
Цели урока:
- Закрепить нумерацию чисел в пределах 10; закрепить умение находить значение математических выражений на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить знания о составе числа 5; закреплять умение решать задачи, изученных видов, формировать вычислительный навык.
- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, внимание.
- Содействовать формированию нравственных качеств личности: доброты, дружелюбия, вежливости, воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
учебник «Математики» 1 класс (автор М.И. Моро и др.); рисунки монет достоинством в1 рубль (9 штук) и 2 рубля (5 штук); билеты с заданиями для самостоятельной работы на каждого ученика; слайды с заданиями и ответами; мультфильм «Паровозик из Ромашкова», запись песни крокодила Гены.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Все готовы! Начнем урок математики.
Звучит песенка крокодила Гены.
- Ребята, сегодня день рождения нашего бывшего одноклассника Барояна Никиты. Мы на поезде поедем его поздравлять.
Слайд №1.
II. Сообщение целей урока.
- Дорога длинная. Чтобы время пролетело незаметно, по пути мы будем повторять нумерацию чисел в пределах 10; считать, складывать и вычитать, решать задачи. Все умения и навыки, полученные на данном уроке, нам пригодятся в повседневной жизни.
- Как мы должны работать, чтобы дорога не была утомительной? (Дружно, активно, помогать друг другу.)
III. Устные упражнения.
- Давайте собираться в дорогу. Во-первых, надо быть внимательными, сосредоточиться, чтобы ничего не забыть.
1. Задание на развитие внимания «Будь внимателен!»
Слайд №2.
- Итак, взбодрились. Давайте подумаем, что возьмем с собой? (Цветы в подарок, шары, хорошее настроение и торт.) Цветы мы соберем по дороге на цветочной поляне. А торт уже готов.
2. Задание на развитие мышления. Задача на смекалку: Никите исполняется 8 лет. На праздничном торте мы зажгли 8 свечей, две свечки потухли. Сколько свечей осталось? Объясните, почему? (2 свечки.)
Слайд №3.
3. Повторение состава числа 5.
- Надо приобрести билеты для каждого ряда. Цена билета 5 рублей. (На доске прикреплены рисунки монет достоинством в 1 рубль и в 2 рубля.) Представителям каждого ряда надо набрать разными монетами 5 рублей. (После выполнения задания учитель выдает каждому представителю билеты для каждого ряда).
IV. Закрепление пройденного материала.
- Решение задачи. Составление выражений к задачам.
- Вы хотите узнать, кого мы возьмем с собой? Тогда слушайте:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая, –
Вот компания, какая!
Слайд № 4.
- Давайте посчитаем, сколько друзей поедет с нами. Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы хором его дополняйте.
Красота! Красота!
Мы везем с собой … (кота)
Чижика, … (собаку),
Петьку-забияку,
Обезьяну, … (попугая), –
Вот компания, какая!
- Итак, сколько всего путешественников поедет с нами? (6).
- Из них: сколько птиц? (3).
- Кто такие птицы? (Тело птиц покрыто перьями).
- Сколько зверей? (3).
- Докажите, что кот, собака и обезьяна – звери. (Их тело покрыто шерстью, значит они – звери).
- Что можно сказать про количество зверей и птиц? (Их поровну.)
- Какие выражения можно составить к задаче? Заполним пропуски (слайд №5):
+ = |
3 + 3 = 6 |
- Молодцы, ребята. А как иначе можно прочитать эти выражения?
- «Цепочка». Найти значение выражения: 7 – 5 + 4 – 2 + 3 + 3 – 9 + 8 – 6 + 7 = …
Слайд №5.
- Билеты приобрели, торт купили, друзей не забыли, цветы соберем по дороге, настроение бодрое, можно и трогаться. Стоп! Ребята, не раздавите улитку! Она медленно переползает рельсы. Придется подождать ее. А в это время найти значение данного выражения.
- Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо быть внимательными и чуткими к окружающей нас природе!
- Наконец, поехали!
V. Физкультминутка.
Слайд №6.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я к Никите вас качу!»
VI. Воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях.
1. Найти значения выражений.
Просмотр сюжета из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» (3мин05сек – 4мин15сек). Слайд №7.
- Остановились, чтоб собрать цветы в подарок Никите. Надо найти сумму чисел на лепестках. Как удобнее складывать числа? (Легче к большему числу прибавить меньшее число).
Слайды №8, 9. Бабочки с верными ответами подлетают к цветам.
1 + 1 + 3 = 2 + 3 + 5 =
1 + 2 + 0 = 0 + 3 + 4 =
4 + 1 + 4 =
- Расположите числа в порядке возрастания: 3, 5, 7, 9, 10
- Какое число лишнее и почему? (10, все остальные числа на 2 больше предыдущего числа.)
- Какое число предшествует числу 3? (2).
- Какое число стоит первым при счете? (1)
- Какое число следует за числом 3? (4)
- Какое число стоит между числами 5 и 7? (6)
- Какое число идет при счете сразу за числом 7? (8).
- Давайте посчитаем числа по порядку. Теперь в обратном порядке.
- Цветы собрали и заодно повторили нумерацию чисел в пределах 10. Можем ехать дальше.
2. Решение задач на нахождение целого, на разностное сравнение.
Слайд №10.
- Опять остановка. Послушаем песню соловья.
- Утром соловей спел 5 песен, а днем – 4. Сколько всего песен спел соловей?
- О ком или о чем эта задача? (О соловье.)
- Что говорится в задаче? (О том, что он пел песни.)
- Повторите условие задачи. (Нам известно, что утром соловей спел 5 песен.)
- Что еще известно? (Еще нам известно, что днем он спел 4 песни.)
- Повторите вопрос задачи? (Нам надо узнать, сколько всего песен спел соловей.)
- Каким действием будем решать задачу? (Сложением.) Почему? (Потому что надо узнать, сколько будет 5 да 4 всего, поэтому складываем.)
- Назовите решение. (5 + 4 = 9 (п.))
- Назовите ответ.
Краткая запись, решение и ответ на слайде №10.
- Посмотрите, на поляне играют зайчики и белочки.
Слайды №11 12. Фильм о зайцах. Фильм о белках.
- На поляне играют 7 зайцев и 3 белочки. На сколько меньше белок, чем зайцев?
- О ком или о чем эта задача? (О белках и зайцах.)
- Повторите условие задачи. (Нам известно, что зайцев 7, а белок – 3.)
- Повторите вопрос задачи. (Нам надо узнать, на сколько меньше белок, чем зайцев.)
- Посмотрите на две схемы, которая из них подходит к этой задаче? (Вторая)
Слайд №13.
- Запишем краткую запись в тетрадях.
- Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием.) Почему? (Потому что, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
- Запишите решение. (7 - 3 = 6 (б.))
- Назовите ответ.
3. Нахождение значения выражений.
- Ребята, в день рождения принято дарить подарки, а самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Какой подарок мы можем сделать Никите? (Нарисовать рисунок).
Работа в рабочих тетрадях по математике (страница 15, №4). Выражения с одинаковыми результатами раскрасить, как указано:
4 – зеленый цвет;
3 – желтый цвет;
2 – синий цвет;
1 – оранжевый цвет.
Учитель показывает классу лучшие работы.
Слайд №14.
VII. Самостоятельная работа.
- Ребята, перед вами билеты. На них компьютер плохо пропечатал числа и знаки арифметических действий. Проводник нас не выпустит с такими билетами. Нам нужно восстановить выражения и найти их значение. Скорее за дело, ведь мы уже подъезжаем!
Работа по дифференцированным карточкам:
1 уровень. 2 уровень. 3 уровень.
9 = 5 3 + = 9 2 + 3 =
7 = 2 8 – = 2 6 – 4 =
6 = 5 7 – = 5 1 + 7 =
4 = 7 5 + = 9 9 – = 8
Три уровня заданий написаны на листочках-билетах, которые раздают ученикам представители каждого ряда. Выражения первого уровня на розовых листочках, второго – на желтых, третьего – на зеленых листочках.
- Найдите значения выражений любого столбика, который вам по силам.
Самопроверка. Слайд №15.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
VIII. Подведение итога урока.
- А вот и наша станция. Нас встречает сам именинник – Бароян Никита. Ребята, давайте дружно поздравим его.
Слайд № 16.
- Что ответит именинник? (Спасибо!»)
- Как мы работали? (Мы работали дружно, помогали друг другу, не мешали соседу, выручали друзей.)
- А чем мы занимались сегодня на уроке?
Слайды №17, 18.