Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.
Задачи урока:
- Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.
- Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».
- Осуществить анализ сказки.
- Дать характеристику героев сказки, их поступков.
- Выявить отношение автора к героям сказки.
- Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
- Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
- Закреплять навыки работы с текстом.
- Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).
1. Введение в урок
(Слайд 2) Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Вы узнали сказочника? Приятно вам смотреть на его лицо?
Дети: Да. Это Андерсен. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.
Учитель: Обратите внимание на здания, которые изображены на слайде. О чём они вам могут «рассказать»?
Дети: Здания старинные, причудливые. Такие были построены давным-давно. Андерсен тоже жил давным-давно.
(Слайд 3) Учитель: Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали?
Дети: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Снежная королева» и другие.
(Слайд 4) Учитель: На нашем «зелёном дубе» есть яблоки с отрывками из сказок Андерсена. Предлагаю вам по одному «срывать» (гиперссылки) их с дерева и отгадывать: из какой сказки эти строчки?
- (Слайд 5) Принцесса на горошине;
- (Слайд 6) Огниво;
- (Слайд 7) Гадкий утёнок;
- (Слайд 8) Дюймовочка;
- (Слайд 9) Русалочка.
2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена
(Слайд 10) Учитель: Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.
(Слайд 11) Учитель: Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?
Дети: Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.
(Слайд 12) Учитель: Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?
Дети: Наверно, придумывал сказку о мыльном пузыре. Или фантазировал, куда пузырь полетит.
(Слайд 13) Учитель: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании. Название этого города переводится как «Торговая гавань». Рассмотрите фотографии города и скажите почему?
Дети: Город – морской порт, с каналами. Туда приплывает много людей и торговцев.
(Слайд 14) Учитель: Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте каково было будущему писателю в детской гимназии?
Дети: Неуютно из-за насмешек одноклассников.
(Слайд 15) Учитель: Всемирную известность сказочника он приобрёл после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».
(Слайд 16) Учитель: Как вы думаете, почему День детской книги связали с днём рождения Андерсена?
Дети: Сказки Андерсена очень нравятся детям. Они понятны и любимы.
Учитель: Международной премией были награждены многие детские писатели. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С. Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.
3. Словарная работа
(Слайд 17) Учитель: Мы сегодня прочитаем сказку про стойкого оловянного солдатика. Перед чтением посмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.
4. Чтение сказки. Беседа после прочтения.
Учитель: Изменилось ли ваше настроение после прочтения сказки? Понравилась ли сказка? Какие самые яркие эпизоды вы отметите?
(Слайд 18) Учитель: Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?
Дети: Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.
Учитель: Рассмотрите эти две иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?
Дети: Первая иллюстрация оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.
Учитель: В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при повторном внимательном чтении сказки.
5. Аналитическое чтение сказки
(Слайд 19) Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?
Дети: Кто. Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.
Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?
Дети: Радости.
Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.
Дети: «Ах, оловянные солдатики!», «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».
Учитель: Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсон? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.
Дети: У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солдатик тоже нравится «и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех».
Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?
Дети: Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».
Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?
Дети: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.
Учитель: Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».
Дети: Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.
Учитель: Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?
Дети: гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.
Учитель: Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.
Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.
Дети: Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заметила бедного солдата?
Дети: А может быть она и не собиралась его замечать. Может быть она была гордячкой и считала ниже своего достоинства обращать внимание на всяких солдатиков.
Дети: Наверно она была просто скромной, её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.
Учитель: Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек (дети, стоя возле парт, изображают «живые фигуры»).
Учитель: Какая игрушка вам не нравится? Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.
Дети: Чёрный тролль из табакерки. Он угрожает солдатику. «Чего глядишь, куда не надо».
Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?
Дети: Наверно тролль считает себя «крутой» игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё.
Учитель: Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?
Дети: Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.
Учитель: И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?
Дети: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.
Учитель: Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?
Дети: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).
(Слайд 20) Учитель: Какие испытания проходит солдатик?
Дети: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.
Учитель: Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.
Дети: Он переживал, боялся, но всё таки стойко выносил все испытания. «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».
Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.
Дети: Переживает за него. Называет его «беднягой».
Учитель: Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?
Дети: Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».
Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях.
Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.
Дети: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.
Учитель: Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.
(Слайд 21) Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот так стойкость!»?
Дети: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.
Учитель: Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?
Дети: «Был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».
Учитель: Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств. Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?
Дети: «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.
Учитель: Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».
Дети: Этот мальчик наверно был другом, знакомым нашего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спокойный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.
Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?
Дети: Ему жарко. Но даже здесь он любит: «Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал».
Учитель: Что же барышня?
Дети: Ветер её подхватил и она попала в огонь к солдатику.
(Слайд 22) Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?
Дети: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.
6. Синтез
Учитель: Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.
(Слайд 23) Предлагаю классу разделиться на четыре группы. Каждая группа получит для рассматривания иллюстрацию из сказки. Вы должны будете посовещаться и ответить на несколько вопросов: Какой герой изображён на иллюстрации? Назвать его положительные и отрицательные черты.
(Иллюстрация 1) Дети: Это мальчик, которому подарили солдатиков. Он любит свои игрушки, не ломает их. Он долго искал упавшего солдатика.
Дети: В сказке есть другой мальчик – гость первого. В нём пробудилась зависть к необычному солдатику.
(Иллюстрация 2) Дети: Это чёрный тролль. Он завидует солдатику. Указывает ему, угрожает. Разлучает солдатика с красавицей.
Дети: До этого тролль скрывался в красивой табакерке, на которую все любовались. Не ожидая «секрета, фокуса». Солдатику эта табакерка помогла притаиться и его не положили в коробку вместе с другими солдатиками.
(Иллюстрация 3) Дети: Это прелестная танцовщица. Она своей красотой покорила сердце оловянного солдатика. Она полетела в огонь вслед за солдатиком.
Дети: Очень уж недоступная. Ни одним движением не дала понять солдатику, что видит знаки его внимания.
(Иллюстрация 4) Дети: Это оловянный солдатик. Он любит красавицу танцовщицу. Стойко выдерживает все испытания выпавшие на его долю.
Дети: Он немного неуверен в себе, не решается познакомиться с барышней. Не смотря на стойкость характера, он испытывает страх во время своего вынужденного путешествия.
7. Итог урока
(Слайд 24) Учитель: Теперь мы попробуем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?
Дети: Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.
Учитель: Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.
(Слайд 25) Учитель: Домашнее задание будет связано с ещё одной иллюстрацией, которую я вам предлагаю рассмотреть. Вы конечно же узнали персонажа сказки на этой иллюстрации. Ваша задача: перечитать сказку и рассказать, что вы узнали об этом персонаже. Почему Андерсен выбрал именно её, как она ведёт себя, нравится ли она вам?