Уроки страноведения для 3-го класса

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Участвуя в фестивале «Открытый урок» я хочу поделиться с коллегами разработкой уроков страноведения, которые я проводила и до сих пор время от времени провожу с третьеклассниками в рамках общешкольной программы «Мир здравствуй!» и школьного клуба английского языка «Глобальное общение». В 3-ьих классах до сего года использовались УМК “English III” И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной.
В гимназии учащиеся до 2010 года начинали изучать английский язык со второго класса по УМК “English”. Хотя в учебниках встречаются такие названия как Great Britain, English, London, и т.д., к сожалению, в обоих УМК “English II, III”, нет материалов по географии и государственной символике страны изучаемого языка. Однако, программа по английскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, говорит, что иностранный язык должен способствовать формированию у школьников целостной картины мира. А требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу гласят, что в результате изучения английского языка ученик должен знать название страны изучаемого языка, ее расположение на карте, столиц и отдельных фактов, относящихся к истории страны.
Взяв за основу требования программы, я разработала уроки страноведения для 3 класса начальной школы.

Учащиеся: 3 класс (9-10 лет);
Уровень английского:  Beginners, уроки ведутся на английском;
Время:  4 занятия по 45 мин = 135 минут;
Задание для учащихся:

  • заполнить альбом, выполнить творческие задания, составить рассказы

Специальные цели уроков:

  • соединить то, что учащиеся знают из курса 2-го класса, с тем страноведческим материалом, который им предстоит освоить в следующих классах
  • обеспечить развитие умений и навыков работы с картой и чтения текстов страноведческой тематики
  • научить новому виду работы – воспринимать, анализировать информацию и выражать собственное суждение и отношение
  • расширить лексический запас учащихся
  • способствовать воспитанию толерантности, уважения и интереса к истории и народу страны изучаемого языка, а так же желания узнать больше

Урок разработан, чтобы развивать следующие навыки учащихся:

  • употребление безэквивалентной и связанной с географией лексикой, а так же лексических средств общения как источник национально-культурной информации
  • работа на компьютере: печать и работа в Word  и Paint, если уроки проводить в компьютерном классе

Материалы:  
- презентация «Great Britain» в Power Point (см. Презентация);
- практические задания в программе Word или его распечатка (см. Приложение);
Место проведения урока:  1 вариант - школьный класс с проектором или 2 вариант - компьютерный класс с 10 компьютерами, подключенными к сети.

Последовательность:

Занятие 1
Тема занятия: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Знакомство)
Цели занятия:
- познакомить учащихся с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (полным названием страны, которую раньше они называли кратко - Великобритания), его частями и столицами
- обеспечить первичное закрепление материала
- отработать грамматические модели: This is __, The capital of ___ is ___.

Возможные проблемы:
Произношение новых географических названий. Для этого в презентации “Great Britain” (см. Презентация) есть страничка с транскрипциями (слайд 9), где, щелкнув стрелкой мышки по слову, ученик может услышать, как оно правильно произносится.

Введение
В начале урока знакомлю третьеклассников с идеей познакомиться со страной, чей язык они изучают. Записываю на доске тему Great Britain, предлагаю поделиться, что они знают об этой стране и, затем, объясняю, что нет такой страны Great Britain (Великобритания), а есть Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. На этом этапе принимаются все ответы и оцениваются усилия детей и их активность. (10 мин)

Основная часть
1 вариант – в классе с проектором - открываю презентацию “Great Britain” в программе Power Point (см. Презентация, слайды 1-4) через проектор и последовательно знакомлю учеников с частями Соединенного Королевства и их столицами, которые они зарисовывают в свои альбомы и делают записи. Можно заранее начертить карту Королевства в альбоме и раскрасить ее.
2 вариант – в компьютерном классе - каждый ученик за своим компьютером изучает с помощью презентации части Соединенного Королевства и их столицах, учатся произносить их названия и выполняют тесты на первичное закрепление материала (слайды 3,4). Я помогаю тем, у кого возникают трудности с произношением или выполнением тестов. (20 минут)

Заключительная часть занятия
Презентация на экране, я произвожу опрос учащихся, проговаривая все новые названия хором для лучшего закрепления. Вдобавок, вызываю желающих выйти к экрану и с указкой в руках показать и назвать части Соединенного Королевства и их столицы.(15 минут)
Можно оценить тех, кто вызвался после первого же занятия рассказать о том новом, что он/она узнали о Соединенном Королевстве в заключительной части у экрана.

Занятие 2
Тема занятия: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Знакомство). Продолжение занятия 1.
Цели занятия:
- познакомить учащихся с флагами и символами частей Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
- обеспечить первичное закрепление материала
- отработать грамматические модели: The flag of ___ is ___, The symbol of ___ is ___.
- дать ученикам практическую возможность рассказать о себе и своей стране, используя эти грамматические модели

Введение
Кратко повторяем материал, пройденный на прошлом занятии, открыв презентацию “Great Britain” (см. Презентация, слайды 1-4) через проектор. Объясняю, что сегодня продолжим изучение флагов и символов частей Соединенного Королевства.

Основная часть
1 вариант – в классе с проектором – открыв презентацию “Great Britain” (см. Презентация, слайды 5-8), последовательно знакомлю учеников с флагами и символами частей Соединенного Королевства, которые ученики продолжают зарисовывать в свои альбомы и делать записи. Там же ученики выполняют творческое задание – придумать и нарисовать символ свой и России.
2 вариант – в компьютерном классе – ученики самостоятельно за своими компьютерами изучают флаги и символы частей Соединенного Королевства, учатся произносить их названия и выполняют тест на первичное закрепление материала (слайд 8). Кроме того, на слайде-8 есть творческое задание – подобрать и вставить символ России и свой. На экране демонстрирую ученикам, как это сделать. Сначала надо перейти из режима Показа слайдов в Обычный, а затем на стандартной панели инструментов последовательно нажать «Вставка» -  «Рисунок» - «Картинки». Справа от слайда появится область картинок, где в окне «Выбрать типы файлов», отметить «Картинки» и нажать кнопку «Начать» (просмотр коллекции). Выбрав подходящую картинку, ученик должен вставить ее в слайд, нажав правую кнопку мыши. (20 минут)

Заключительная часть занятия
Презентация на экране, я произвожу опрос учащихся, проговаривая все новые названия хором для лучшего закрепления. Вдобавок, вызываю желающих выйти к экрану и с указкой в руках показать и назвать флаги и символы.(15 минут)

Можно оценить добровольцев, пожелавших выступить у экрана.

Занятие 3
Тема занятия: Соединенное Королевство (Практическое занятие)
Цели занятия:
- выполнить упражнения на применение, закрепление и более глубокое понимание полученных знаний о Соединенном Королевстве, его частях со столицами, флагами и символами
- выполнить упражнения на применение грамматических моделей: This is __, The capital of ___ is ___, The flag of ___ is ___, The symbol of ___ is ___.
- 2 вариант - в компьютерном классе - практическое применение навыков работы в программе Word и Paint.

Возможные проблемы:
Вероятно, не все ученики знакомы с программой Paint.

Введение
На большом экране через проектор демонстрирую практические упражнения документа (см. Приложение) в программе Word и объясняю детям задание на урок:
1 страница Теста – дать или выделить свой ответ
2 страница Теста – обозначить части Соединенного Королевства и назвать их, используя модель -  This is __.
3-4 страницы Теста – раскрасить флаги, (на компьютере копируя изображение флагов в программу Paint (можно сразу и показать, как это делать)), и подписать их, используя - The flag of ___ is ___.
5 страница Теста – вставить и подписать символы Соединенного Королевства (на компьютере из коллекции рисунков программы Word или из специально созданной папки). (10 минут)

Основная часть
1 вариант – в классе с проектором – Дети выполняют задания в распечатке Приложения.
2 вариант - в компьютерном классе – ученики садятся за компьютеры и начинают выполнять задания Приложения, стараясь сделать как можно больше. Заполненный тест ученики затем сохраняют в особой папке.
Я наблюдаю за процессом, помогая, когда возникают проблемы.
Такое практическое занятие дает учащимся возможность применить и закрепить материал, а учителю обратную связь, показывая, как учащиеся усваивают материал, лексику и грамматику.(35 минут)

После занятия
Я  просматриваю работы и проверяю их, отмечая места, где есть ошибки, чтобы на следующем занятии ученики могли еще раз подумать и внести исправления.
На этом этапе Можно оценить выполненные задания и дополнительно отметить тех, кто выполнил наибольшее количество заданий.

Занятие 4
Тема занятия: Соединенное Королевство (Завершение практического занятия, тест и творческое задание)
Цели занятия:
- в части завершения практического занятия цели те же, что и в занятии 3
- исправить ошибки, отмеченные учителем
- проверить усвоенные навыки с помощью творческого задания

Введение
Объявляю ученикам тему занятия, объясняю общие ошибки при выполнении упражнений Приложения и определяю временные рамки – 15 минут. (5 минут)

Основная часть
1 вариант – в классе с проектором – Дети исправляют ошибки и заканчивают выполнять задания в распечатке Приложения.
2 вариант - в компьютерном классе – На компьютерах учащиеся завершают выполнение заданий документа Приложение, работают над ошибками. (15 минут)

Заключительная часть занятия
Предлагаю ученикам несколько творческих заданий по теме, при выполнении которых им потребуется не только применить изученный материал, но и создать что-то своё на его основе:
- Провожу конкурс на spelling английских слов по теме Соединенное Королевство по системе навылет, пока не останется один победитель (слова: symbol, Wales, Thistle, etc.)
- Дети делятся на группы по двое и трое и быстро готовят диалог между британским и русским школьниками о частях Соединенное Королевство, их флагах и символах.  Наиболее понравившийся диалог можно определить последующим голосованием.
За время, когда ученики готовят диалоги, можно проверить тесты Приложения 2 и записать оценки. (22 минут)
В качестве домашнего задания можно попросить учеников написать письменную работу о России, ответив на следующие вопросы:
Where is Russia?
What is the capital of Russia?
What is its symbol?
What colour is the flag of Russia?
What language do people speak in Russia?   (3минуты)

Обоснование предложенного варианта курса.

Для меня целью обучения иностранному языку является обучение неродному языку как средству общения (коммуникативности), а так же использование общения как средства для достижения цели обучения. С помощью нескольких уроков страноведения успешно достигается практический компонент цели обучения, вводится новая лексика, отрабатываются произношение и пересказ. Закрепляются умения и навыки задавать вопросы и отвечать на них. Ученики учатся читать карту и отвечать по ней. Но кроме практического компонента реализуются и другие компоненты цели: формируются навыки самостоятельной работы (воспитательный), расширяется кругозор учащихся (образовательный), развиваются внимание, память, уважение к чужой культуре и чувство патриотизма (развивающий).

Несомненным плюсом является то, что в конце ученикам предлагается речевая ситуация, когда они обмениваются информацией по-английски. Вдобавок, такие занятия -  дополнительный стимул и возможность совершенствовать как гражданские навыки, так и грамотность по английскому языку. Работая со страничкой с транскрипциями в презентации, пользуясь компьютерной функцией проверки правописания и помощью учителя, школьники совершенствуют такие навыки грамотности как: логика, орфография, словарный запас и произношение. 
Не последним преимуществом данной разработки является укрепление межпредметных связей – английский язык, информатика и география.

Роль учителя.
Во время занятия я вдохновляю, организовываю, помогаю и советую. Здесь хочу сказать, что я как учитель английского языка и как пользователь компьютера очень многому научилась при подготовке и проведении данного урока. Мне самой пришлось освоить новые для меня программу «Paint», а так же некоторые дополнительные функции программ Power Point и Words.

Критерии оценки деятельности учащихся.
Работа на таком занятии оценивается комплексно. Кроме грамматики, орфографии, логичности и произношения нужно оценить активность ученика, творческий подход и качество конечного результата.

Послесловие. 
Начиная с 1998 года, каждый раз, работая в третьих классах, я провожу «Уроки страноведения для 3 класса (Country-studying lessons for the third form)» во всех своих группах. Сначала я работала только на доске мелом, а ученики с альбомами за партами. Сейчас эти уроки проводятся и в компьютерном классе. Детям он нравится своей информативностью, красочностью и оригинальностью.

Приложение