Содержание и структура урока:
- Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Слушание.
- Доклад. Жизнь и творчество М.И. Глинки.
- «Арагонская хота». Слушание.
- Доклад. История создания оперы «Иван Сусанин».
- Заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила». Слушание.
- Кроссворд.
Оборудование:
- Фортепиано.
- Музыкальный центр.
- Компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сегодня на уроке мы подводим итог нашей работы по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки».
Цель: Обобщить полученные знания по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки», провести презентации проектов. (Слайд)
Задачи:
- заслушать доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки»;
- вспомнить историю создания оперы «Иван Сусанин»;
- послушать музыкальные фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфоническую увертюру «Арагонская хота»;
- решить кроссворд.
А) Некоторые ребята завершили работу над проектом по этой теме. Свой доклад из проекта представляет Женя (Цели, задачи, выбор, обоснование…). Доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки». (Слайд)
Б) (Звучит хор «Славься»)
– Назовите, что за произведение прозвучит, кто автор?
– Какая музыка по характеру?
– Как ее еще называют?
В) Послушаем сообщение Киры об истории создания оперы «Иван Сусанин».
– Почему М.И. Глинку называют основоположником русской классической музыки?
– Вот как отзывался об опере великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд)
– Что использовал М.И. Глинка в своих произведениях?
– Как мы уже слышали, Глинка много путешествовал, побывал в разных странах. В каких?…
– Какие произведения написал Глинка по приезду из Испании? (Слайд)
- Хота – испанский танец.
- Арагон – область в Испании.
- Кастоньеты – народный испанский инструмент.
Г) (Слушание. «Арагонская хота»)
– Назовите особенность произведения, что использовал, какой характер?
(Дирижирование произведения)
– Назовите крупные произведения Глинки? (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»)
Д) – Скажите, какое литературное произведение лежит в основе оперы «Руслан и Людмила»?
– Назовите главных героев оперы.
– Если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали, изображая Черномора, Людмилу, Руслана? (Ответы детей)
– Давайте послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила».
– Определите характер музыки.
Е) – Следующая задача нашего урока – решить кроссворд. Слово для представления своей работы – Яне. (Слайд)
3. Кроссворд.
- Сольный номер в опере. (Ария)
- Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
- Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
- Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
- Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
- Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
- Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
- Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
- Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)
(Дети решают кроссворд: ученик читает вопросы, дети отвечают)
(Яна делает вывод по работе над проектом)
4. Заключение.
– Скажите, достигли мы цели урока?
Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.
(Ответы детей) (Слайд)