Жизнь и творчество М.И. Глинки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Содержание и структура урока:

  1. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Слушание.
  2. Доклад. Жизнь и творчество М.И. Глинки.
  3. «Арагонская хота». Слушание.
  4. Доклад. История создания оперы «Иван Сусанин».
  5. Заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила». Слушание.
  6. Кроссворд.

Оборудование:

  • Фортепиано.
  • Музыкальный центр.
  • Компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня на уроке мы подводим итог нашей работы по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки».

Цель: Обобщить полученные знания по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки», провести презентации проектов. (Слайд)

Задачи:

  • заслушать доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки»;
  • вспомнить историю создания оперы «Иван Сусанин»;
  • послушать музыкальные фрагменты из опер «Иван Сусанин»,  «Руслан и Людмила», симфоническую увертюру «Арагонская хота»;
  • решить кроссворд.

А) Некоторые ребята завершили работу над проектом по этой теме. Свой доклад из проекта представляет Женя (Цели, задачи, выбор, обоснование…). Доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки». (Слайд)

Б) (Звучит хор «Славься»)

– Назовите, что за произведение  прозвучит, кто автор?

– Какая музыка по характеру?

– Как ее еще называют?

В) Послушаем сообщение Киры об истории создания оперы «Иван Сусанин».

– Почему М.И. Глинку называют основоположником русской классической музыки?

– Вот как отзывался об опере великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд)

– Что использовал М.И. Глинка в своих произведениях?

– Как мы уже слышали,  Глинка много путешествовал, побывал в разных странах. В каких?…

– Какие произведения написал Глинка по приезду из Испании? (Слайд)

  1. Хота – испанский танец.
  2. Арагон – область в Испании.
  3. Кастоньеты – народный испанский инструмент.

Г)  (Слушание. «Арагонская хота»)

– Назовите особенность произведения, что использовал, какой характер?

(Дирижирование произведения)

– Назовите крупные произведения  Глинки? (оперы «Иван Сусанин»,  «Руслан и Людмила»)

Д) – Скажите, какое литературное произведение лежит в основе оперы «Руслан и Людмила»?

– Назовите  главных героев оперы.

– Если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали, изображая  Черномора,  Людмилу,  Руслана? (Ответы детей)

– Давайте послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила».

– Определите характер музыки.

Е) – Следующая задача нашего урока – решить кроссворд. Слово для представления своей работы – Яне. (Слайд)

3. Кроссворд.

  1. Сольный номер в опере. (Ария)
  2. Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
  3. Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
  4. Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
  5. Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
  6. Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
  7. Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
  8. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
  9. Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)

(Дети решают кроссворд: ученик читает вопросы, дети отвечают)

(Яна делает вывод по работе над проектом)

4. Заключение.

– Скажите, достигли мы цели урока?

Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.

(Ответы детей) (Слайд)