Интегрированный урок по музыке на тему "Богатырская тема в русском искусстве". 4-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Содержание и структура урока:

  • Инсценировка былины «Святогор и Змей».
  • Фрагмент из былины «Илья Муромец и Святогор».
  • Доклад «Творчество В.М. Васнецова».
  • Доклад. Появление идеи картины «Богатыри».
  • Картина «Богатыри».
  • Доклад «Жизнь и творчество А. Бородина». 
  • А. Бородин. Симфония №2, 1 часть, экспозиция.
  • А.С. Пушкин. Фрагмент из поэмы «Руслан и Людмила».

Оборудование:

  • Фортепиано.
  • Музыкальный центр.
  • Компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Учитель: Ребята. Сегодня мы завершаем работу над проектом «Богатырская тема в русском искусстве». (Слайд)

Учитель: Цель нашего урока – обобщить полученные нами знания, представить и защитить свои работы. Обратимся к богатырской теме, которая прослеживается и в музыке, и в литературе, и в живописи. Скажите, как вы думаете, какие виды искусства связаны и как?

Дети: Музыка и литература. Если бы не было литературы, в музыке не было бы многих жанров: песни, оперы, балета…

Учитель: А как вы думаете, связаны ли музыка и изобразительное искусство? Как?

Дети: Да. Слушаем музыку и представляем картину…

Учитель: С давних пор «богатырская тема» звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, в музыке, в живописи…Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ защитника Родины. 

(Инсценировка былины «Святогор и Змей»)

– Назовите произведения, в которых изображается или описывается богатырь.

Дети: Былины….

Учитель: Что такое былина? (Слайд)

Дети: Былина – героическая песня.

Учитель: Она возникла более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли былины из древних песен и легенд. В них причудливо переплетается  реальность с фантастикой. Послушайте, как изображен в былине русский богатырь:

(Читает ученик)

Как далече – далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да поднимается:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий богатырь;
Конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает та палица, вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой…

Учитель: Каким изображен русский богатырь в этом фрагменте?

Дети: Могучим, сильным…

Учитель: Давайте представим, что мы композиторы. Какую музыку  вы бы сочинили, изображая богатыря? Какими средствами выразительности бы пользовались? (Темп, динамика, лад)

Дети: Мужественная музыка, громкий звук…

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить творчество русского композитора XIX века А.П. Бородина. (Слайд) Что вы знаете об этом композиторе?

(Доклад ученика)

Учитель: Композитор работал в различных жанрах. Что такое симфония?

Дети: Симфония – это музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр.

Учитель: Слушая экспозицию симфонии №2, представьте, что вы художники и нарисуйте себе картину.

(Слушание симфонии №2)

Дети: Я представил такую картину…

Учитель: Почему такие картины?

Дети: Музыка сильного, мужественного характера….

Учитель: Бородин назвал свою симфонию «Богатырской», соответствует ли музыка этому названию?

Учитель: Теперь давайте разучим главную мелодию этой симфонии.

(Разучивание: работа над чистотой интонации, над характером звука, над дыханием, вступлением, окончанием)

Учитель: Как вы думаете, в каком еще виде искусства прослеживается богатырская тема?

Дети: живопись…. «Три богатыря».

Учитель: (Слайд) В.Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. (Слайды). Среди этих живописных былин и сказок – картины «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на сером волке» (1889 г.), «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее, Москва). 

Учитель: Давайте послушаем сообщение об истории создания картины.

(Доклад. Появление идеи картины «Богатыри»)  (Слайд)

Первый набросок картины «Богатыри», 1871–1874 гг. В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, – просил передать, – что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая – одна». Слова Чистякова о былине напомнили, об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское – за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.

– Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!

Художник через образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича воплотил идею величества и могущества русского народа.  Какие использовал средства выразительности? Подтверждает ли эта картина ваше творческое воображение? Давайте еще один раз послушаем симфонию Бородина и сравним средства выразительности музыки и картины.

(Слушание музыки повторно. Читаются былины и стихи учеников)

Учитель: Что общего в музыке симфонии, в картине «Богатыри»?

Дети: Сила, мужество….

3. Итог урока:

Учитель: Так скажите, какие виды искусства затронула богатырская тема?

Дети: Музыка, литература, театр, живопись, кино…

Учитель: Связаны ли музыка и изобразительное искусство?

Дети: Да, связаны….Существует взаимосвязь различных видов искусств.

Учитель: Хотелось бы послушать ваши работы. (Дети читают свои стихи, былины по теме урока)

Звучит отрывок из известной поэмы  А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила», в которой описывается Руслан – богатырь:  (Слайд)                                    

…Счастливым пользуясь мгновеньем,                  
К объятой голове смущеньем,
Как ястреб богатырь летит.
С подъятой, грозною десницей
И в щеку тяжкой рукавицей
С размаха голову разит;
И степь ударом огласилась;
Кругом росистая трава
Кровавой пеной обагрилась,
И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал…

– На этом урок закончен.

– Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)

– Оценки за урок.…

– Спасибо, до свидания!