Содержание и структура урока:
- Инсценировка былины «Святогор и Змей».
- Фрагмент из былины «Илья Муромец и Святогор».
- Доклад «Творчество В.М. Васнецова».
- Доклад. Появление идеи картины «Богатыри».
- Картина «Богатыри».
- Доклад «Жизнь и творчество А. Бородина».
- А. Бородин. Симфония №2, 1 часть, экспозиция.
- А.С. Пушкин. Фрагмент из поэмы «Руслан и Людмила».
Оборудование:
- Фортепиано.
- Музыкальный центр.
- Компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Учитель: Ребята. Сегодня мы завершаем работу над проектом «Богатырская тема в русском искусстве». (Слайд)
Учитель: Цель нашего урока – обобщить полученные нами знания, представить и защитить свои работы. Обратимся к богатырской теме, которая прослеживается и в музыке, и в литературе, и в живописи. Скажите, как вы думаете, какие виды искусства связаны и как?
Дети: Музыка и литература. Если бы не было литературы, в музыке не было бы многих жанров: песни, оперы, балета…
Учитель: А как вы думаете, связаны ли музыка и изобразительное искусство? Как?
Дети: Да. Слушаем музыку и представляем картину…
Учитель: С давних пор «богатырская тема» звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, в музыке, в живописи…Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ защитника Родины.
(Инсценировка былины «Святогор и Змей»)
– Назовите произведения, в которых изображается или описывается богатырь.
Дети: Былины….
Учитель: Что такое былина? (Слайд)
Дети: Былина – героическая песня.
Учитель: Она возникла более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли былины из древних песен и легенд. В них причудливо переплетается реальность с фантастикой. Послушайте, как изображен в былине русский богатырь:
(Читает ученик)
Как далече – далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да поднимается:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий богатырь;
Конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает та палица, вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой…
Учитель: Каким изображен русский богатырь в этом фрагменте?
Дети: Могучим, сильным…
Учитель: Давайте представим, что мы композиторы. Какую музыку вы бы сочинили, изображая богатыря? Какими средствами выразительности бы пользовались? (Темп, динамика, лад)
Дети: Мужественная музыка, громкий звук…
Учитель: Я предлагаю вам вспомнить творчество русского композитора XIX века А.П. Бородина. (Слайд) Что вы знаете об этом композиторе?
(Доклад ученика)
Учитель: Композитор работал в различных жанрах. Что такое симфония?
Дети: Симфония – это музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр.
Учитель: Слушая экспозицию симфонии №2, представьте, что вы художники и нарисуйте себе картину.
(Слушание симфонии №2)
Дети: Я представил такую картину…
Учитель: Почему такие картины?
Дети: Музыка сильного, мужественного характера….
Учитель: Бородин назвал свою симфонию «Богатырской», соответствует ли музыка этому названию?
Учитель: Теперь давайте разучим главную мелодию этой симфонии.
(Разучивание: работа над чистотой интонации, над характером звука, над дыханием, вступлением, окончанием)
Учитель: Как вы думаете, в каком еще виде искусства прослеживается богатырская тема?
Дети: живопись…. «Три богатыря».
Учитель: (Слайд) В.Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. (Слайды). Среди этих живописных былин и сказок – картины «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на сером волке» (1889 г.), «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее, Москва).
Учитель: Давайте послушаем сообщение об истории создания картины.
(Доклад. Появление идеи картины «Богатыри») (Слайд)
Первый набросок картины «Богатыри», 1871–1874 гг. В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, – просил передать, – что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая – одна». Слова Чистякова о былине напомнили, об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское – за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
– Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!
Художник через образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича воплотил идею величества и могущества русского народа. Какие использовал средства выразительности? Подтверждает ли эта картина ваше творческое воображение? Давайте еще один раз послушаем симфонию Бородина и сравним средства выразительности музыки и картины.
(Слушание музыки повторно. Читаются былины и стихи учеников)
Учитель: Что общего в музыке симфонии, в картине «Богатыри»?
Дети: Сила, мужество….
3. Итог урока:
Учитель: Так скажите, какие виды искусства затронула богатырская тема?
Дети: Музыка, литература, театр, живопись, кино…
Учитель: Связаны ли музыка и изобразительное искусство?
Дети: Да, связаны….Существует взаимосвязь различных видов искусств.
Учитель: Хотелось бы послушать ваши работы. (Дети читают свои стихи, былины по теме урока)
Звучит отрывок из известной поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», в которой описывается Руслан – богатырь: (Слайд)
…Счастливым пользуясь мгновеньем,
К объятой голове смущеньем,
Как ястреб богатырь летит.
С подъятой, грозною десницей
И в щеку тяжкой рукавицей
С размаха голову разит;
И степь ударом огласилась;
Кругом росистая трава
Кровавой пеной обагрилась,
И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал…
– На этом урок закончен.
– Что вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
– Оценки за урок.…
– Спасибо, до свидания!