План урока (на доске):
- Введение. Настрой на урок.
- О чем будем говорить?
- Сюрприз учителя.
- Наши размышления.
- Разыгрывание сценки.
- Итог 3000 урока.
- Поздравления.
- Праздничное чаепитие.
Звучит гимн класса – все дети и гости встают, дети подпевают.
– Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поблагодарите их за то, что они с нами. Садитесь.
1. – Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы все волнуемся. Ведь сегодня для каждого из нас важный день – наши дети, вы, поднялись на 3000 ступеньку-урок познавательной лестницы. Совсем недавно вы, ребята, шагнули на первую ступеньку и поднимались каждый год примерно на 850 ступенек. За это время вы повзрослели, стали богаче знаниями, чувствами, стали великодушнее, добрее, отзывчивее. Представьте, что каждая ступенька имеет высоту 30 см. На какую высоту вы уже поднялись?
На пути к 3000 уроку встречались трудности, были неудачи, но всегда вы их с честью преодолевали и чувствовали успех, радость от побед. Для меня сегодня с одной стороны торжественный день. Я вижу все изменения, которые произошли с вами, вижу как вы стали духовно богаче, чему очень рад, с другой стороны – грустный. Ведь этот год для нашего сотрудничества – последний. Вы пойдете дальше уже без меня, но, и в этом я уверен, с достойными людьми, а я снова поведу первоклашек от 1 ступеньки к 3000. Я поздравляю всех нас с этим днем, с этой ступенькой-уроком и предлагаю начать урок.
– Каким вы хотите сделать наш урок?
– Как вы мне поможете в этом?
– Познакомьтесь, пожалуйста, с планом урока.
– Первый пункт плана уже выполнили, переходим ко второму. О чем же будем говорить на столь важном значимом для нас уроке?
– Послушайте, что я узнал о новом открытии ученых.
Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Американскими исследователи выявили, что люди, которые постоянно ругаются, подвержены болезням. Российские ученые утверждают: если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему. Ученые утверждают сегодня, что бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению. Результаты исследований в области волновой генетики (наука, основанная П.П. Горяевым) позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит. Вся воспринимаемая информация отражается в волновом геноме. При этом человеческий организм не разбирает, от кого вы получаете информацию, от живого собеседника или с экрана телевизора. Любое произнесенное слово действует как волновая генетическая программа, способная оказывать существенное воздействие на поведение и жизнь людей. Даже если вы читаете молча, информация доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Хотя ученые говорят, что ничего нового они не открыли. Это было известно людям с древних времен.
– Что вы поняли?
– О чем же начинаем разговор? Почему это так важно для нас?
– Люди всегда обращали внимание на значение слове в жизни человека, на его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Льва Гумилева (в исполнении или учителя, или ученика, или родителей).
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
– Какую бы тему вы предложили для нашего урока? Какие хотели бы выполнить задачи? (Приложение 1)
– Вы хотели сегодня побывать в роли мудрецов. Пожалуйста, выберите, кем вы сегодня хотите быть. Закройте глаза, повторите: «Я…».
2. – Уважаемые мудрецы, переходим к следующему пункту плана. Сейчас предлагаю вам восстановить мудрости, созданные людьми о значении слова и поразмышлять о них.
- Слова тяжелы как камни, они способны (перевесить любую вещь в мире).
- Слово горы (ворочает).
- Пустая бочка пуще (гремит).
- Словом можно убить, словом (можно оживить).
- Заговори, чтобы я тебя (увидел).
- Не то, что входит, оскверняет уста, а то, (что выходит).
– Запишите мудрость, которая вам больше всего понравилась, или больше всего вам нужна для вашего самосовершенствования.
3. – Наступило время моего сюрприза.
Вот он: 7
– Вы удивлены? Но все по порядку.
– Назовите все, что может быть связано с этим числом.
– Можно, я вам помогу?
Собери всех учёных мужей
И спроси, почему есть
Семь пядей во лбу,
Семь отверстий в любой голове,
Семь у кожи слоёв,
Семь у ада кругов,
И семь смертных грехов,
Семь небес
И семь вёрст до небес,
Семь на свете чудес,
И в неделе семь дней,
И у лиры семь струн,
И у звука семь нот,
И один лишь ответ
На семь бед?
Почему через семь дней
Меняются фазы Луны?
Через семь лет меняются клетки твои?
Почему у всех тайн семь замков?
И у радуги есть семь цветов?
И тайный Бог почему взялся мир сотворить
За семь дней?
Собери всех учёных мужей,
Пусть отмерят семь раз,
Прежде чем отрицать,
Что в тебе семь тебя,
Семья таинственных «Я»!
Это значит, что в теле твоём есть семь тел
На семи этажах бытия.
Плоть животная, страхи
И страсть – это в самом низу,
А на самом верху – Живой Свет,
Вечный, знающий всё,
Свет, творящий миры, – это Ты.
– Неожиданно для себя, я узнал, что и слово имеет семь уровней своего существования. Вот как об этом пишет протоиерей Артемий Владимиров в своей книге «Семицветная радуга слова»:
«Нарисую вам словесную радугу. Конечно же, семицветную. Тем, кому предмет нашей речи неинтересен, я не принуждаю слушать, но предупреждаю: упустив из внимания ненавязчивые назидания, богаче вы не станете… Можно начинать?»
7 уровень |
Святое слово |
6 уровень |
Вещее слово |
5 уровень |
Красное слово |
4 уровень |
Золотое слово |
3 уровень |
Теплое слово |
2 уровень |
Праздное (пустое) слово |
1 уровень |
Черное слово |
– Вы можете сами мысленно раскрасить эту словесную радугу, а завтра принести ее на бумаге. А сегодня я предлагаю вам поговорить о первых двух уровнях. Как вы думаете – почему?
4. – И вот наши размышления.
Дима Мансуров подготовил нам о слове первого уровня. Послушайте. (Учитель или ученик зачитывает материал)
– Какое слово можно назвать пустым?
– Да, это слова, произносимые просто так, от нечего делать, потому что все так говорят.
Прочитайте некоторые из них:
чел |
Человек |
клево |
Хорошо, здорово |
прикол |
смешно |
бабки |
деньги |
отвали |
отстань |
отпад |
замечательно |
телик |
телевизор |
крутой |
|
глюк |
ошибка |
– Вот эти слова тоже влияют на нас с вами. Что самое горестное, их произносят и взрослые. Попробуем подобрать к каждому пустому слову (жаргонизму) слова более высокого уровня.
– Уважаемые мудрецы, попробуем со стороны взглянуть на тех, кто использует такие слова.
5. – Переходим к разыгрыванию сценок.
Есть любимое слово у многих, пустое – «нормально». Я буду читать вопросы, а вы отвечать этим словом. Начинаем.
– Здравствуй, Миша. Как ты вырос и возмужал!
– …
– Ты уже не Миша, а настоящий Михаил Егорович!
– …
-Как твои родители, здоровы?
– …
– Я слышал, мама твоя лежала в больнице. Как она сейчас?
– -…
– А как твои дела в школе?
– …
– Уже в четвертом классе? Ого! Трудно, наверное?
– …
– Слышал, по математике не успеваешь?
– …
– Недавно я видел тебя на спектакле «Ее друзья». Каково твое впечатление?
– …
– Чудно разговариваешь, молодой человек!
– …
– …
– Вы почувствовали, что в сценке нет конца. Придумайте его сами.
Вот как у автора. (– Нормально. – Ну и глупый же ты, Миша!)
– А теперь, уважаемые мудрецы, представьте себя на месте мальчика: воспитанных, добрых, вежливых, внимательных, доброжелательных. Какая беседа тогда бы состоялась? Запишите реплики на листе. (Подбор вариантов возможен коллективный).
6. – Наш 3000 урок подошел к концу. Снимем с себя роли и повторим: «Я…».
– Оцените его: о чем говорили, что каждый понял для себя, что чувствовал, полно ли раскрыли тему урока, все ли задачи выполнили? Какие новые задачи после этого урока вы поставите перед собой? Надеюсь, родители помогут вам в осуществлении этих задач.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — Речь.
7. – Вот и все. Проводим урок аплодисментами.
– Вы готовы принимать поздравления?
– Слово представляется директору школы Галине Игоревне Бондаренко (Вручается Сертификат – Рисунок 1).
– Слово представляется нашим родителям. (Вручаются подарки – книги, и торт со свечами 3000).
8. – Приглашаю всех к столу на праздничное чаепитие!