Цели урока:
- создать условия для понимания учащимися понятия силы тока, количества электричества и единицы её измерения;
- способствовать формированию информационной культуры;
- способствовать формированию коммуникативной культуры.
Структура урока:
- Организация начала занятия.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Информационный блок.
- Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания.
Оборудование урока: компьютер с мультимедийным проектором, действия электрического тока, взаимодействие параллельных проводников при замыкании сети, видеофильм «Взаимодействие параллельных токов».
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель обеспечивает психологический настрой.
Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Достаньте тетрадь, ручку, учебник, дневник – всё это должно быть на столе. Я надеюсь, что сегодня мы будем работать хорошо, проявлять познавательную и творческую активность. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.
2. Повторение и актуализации знаний.
(Слайд 2) «Изучите азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не повторив предыдущее» И.П. Павлов
Учитель. На прошлом уроке мы узнали, по каким признакам можно определить электрический ток в проводниках.
- На столе у меня собрана электрическая цепь с двумя электродами, электрической лампой. Я замыкаю ключ. Лампочка не горит. Почему?
- Опускаю электроды в стакан с чистой водой, лампочка не горит. Опускаю в стакан с медным купоросом, лампа загорается. Почему?
- По каким признакам вы узнали течение тока?
- Где на практике наблюдают действия тока?
(Слайд 3) Дополнительные вопросы:
- Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?
- Почему в дистиллированной воде ток не проходит, а в водном растворе медного купороса проходит?
- Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присоединенные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?
- Какие действия электрического тока проявляются в вашей квартире?
3. Изучение нового материала.
(Слайд 4) Как определить интенсивность действия тока? Для этого вводят физическую величину силу тока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что характеризует сила тока, узнаем определение, обозначение, формулу и единицу измерения физической величины.
(Слайд 5) Давайте подумаем, что изображено на этом слайде?
Отчего зависит сила тока?
Вывод: Сила тока зависит от заряда, проходящего через сечение проводника в единицу времени.
(Слайд 6) Следовательно, сила тока – заряд, проходящий через сечение проводника в 1 секунду.
Как вы думаете, можем ли мы измерить силу тока?
Чтобы измерить эту величину нужно установить единицу силы тока.
Как это можно сделать?
На Международной конференции по мерам и весам в 1948 году было решено в основу определения единицы силы тока, положить взаимодействие двух проводников с током.
Опыт по взаимодействию проводников или видеофильм «Взаимодействие параллельных токов».
Вывод: 1) Токи направлены одинаково, проводники притягиваются; 2) Токи направлены противоположно, проводники отталкиваются.
Сила взаимодействия между параллельными проводниками зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды и от силы тока в проводниках.
(Слайд 7) 1 ампер – сила тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м в вакууме взаимодействуют с силой 0, 0000002 Н.
(Слайд 8) Впервые демонстрировал взаимодействие двух проводников с током А.М. Ампер, выдающийся французский математик и физик.
Историческая справка. Андре Мари Ампер славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.
(Слайд 9) Для измерения сильных токов используют единицы измерения килоампер, а слабых – миллиампер, микроампер.
Миллиампер (мА) Микроампер (мкА) Килоампер (кА)
1 мА = 0,001 А 1 мкА = 0,000001 А 1 кА = 1000 А
Какой заряд переносится через поперечное сечение проводника при силе тока 1 Ампер?
(Слайд 10) Единица заряда 1 кулон. Именно такой заряд переносится через поперечное сечение проводника при силе тока 1 ампер.
I = q/t → q = I · t; 1 Кл = 1 А · 1 с.
Заряд электрона, выраженный в кулонах: е = -1,6 · 10-19 Кл.
Заряд в 1 Кл практически невозможно сообщить телу, тогда как привести в движение в проводнике заряд в 1Кл не представляет большого труда.
(Слайд 11) Силы тока в быту, на практике.
- сила тока в лампочке ≈ 2А
- в электропылесосе ≈ 0,25 А
- в электробритве ≈ 0,1 А
- в двигателе электровоза ≈ 350 А
- в молнии ≈ 106 А.
Молния – это кратковременный ток, продолжающийся около 0,001 с. Надо помнить, что сила тока больше 100мА приводит к поражению организма!
Лишь меньше 1мА – безопасна.
(Слайд 12) Действия тока:
- 0–0,5 мА – действие отсутствует
- 0,5–2 мА – потеря чувствительности
- 2–10 мА – боль, мышечного сокращения
- 10–20 мА – растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения
- 20–100 мА – дыхательный паралич
- 100 мА–3А – желудочковые фибрилляции
- более 3А – остановка сердца
С любыми электрическими приборами надо обращаться осторожно. Всегда следует соблюдать правила безопасной работы и указания, записанные в техническом паспорте.
4. Закрепление полученных знаний.
(Слайд 13) Разноуровневые задачи на расчет силы тока, количества электричества, электронов.
1) Определите силу тока в электрической лампе, если через неё за 10 с проходит 5 Кл электричества.
А. 50 А; Б. 0,5 А; В. 2А.
2) Какой заряд проходит через пылесос, работавшей 10 мин, если сила тока в проводящем шнуре равна 5 А?
А. 50 Кл; Б. 300 Кл; В. 3000 Кл.
3) Какое количество электричества протекает через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?
А. 0,024 Кл; Б. 1,44 Кл; В. 24 Кл.
4)* Сила тока в проводах вашей квартиры вечером равна 10 А. Какой заряд пройдет через вашу квартиру за 1 ч? А сколько электронов?
5. Информационный блок
Презентация «Применение аккумуляторов» (Приложение 1)
6. Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания.
(Слайды 14-15)
- § 37 прочитать и ответить на вопросы устно.
- Упражнение 14 (1, 2) письменно.
- Темы для сообщений:
- Человек и молния. (О действии молнии на человека)
- Кто виноват, что делать.(О правилах поведения во время грозы)
- Шаровая молния. ( Публикации из СМИ)
Выставление отметок. Опрос: что нового было на уроке? что понравилось? что запомнилось? о чём ещё захотелось бы узнать?
Литература.
- Балашов М.М. Физика классы 7-8. М.: Дрофа, 2005.
- Дубровская Л.И. Урок на тему электробезопасность // Физика в школе. 2001. №7. С.43–48.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7–9. М.: ОНИКС, 2006.
- Перышкин А.В. Физика 8. М.: Дрофа, 2005.
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике 8 класс. М.: ВАКО, 2003.
- Интерактивный курс «Открытая физика», под редакцией С.М.Козела.