Использование ЦОР в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Предмет: окружающий мир.

Тема: «Что мы знаем о воде».

Возрастная категория: 3 класс.

ЦОР рассчитан на класс со средним уровнем усвоения учебного материала. В данном классе углублённо изучаются предметы изобразительного профиля.

Учебный раздел: 1 четверть, модуль «Земля – наш общий дом», адаптивно-преобразующий этап, 3-й  урок.

Цели использования: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников на   уроках окружающего мира; оптимизировать учебный процесс через использование ИКТ.

Программный продукт: Microsoft PowerPoint (электронная презентация обучающего и воспитывающего направления), ASUS DVD (фильм «Вода», автор профессор А.И. Осипов), Windows Media.

Возможные этапы урока для использования данного ЦОР: при объяснении  нового материала, закреплении, повторении.

Технология использования ресурса: ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по «меловым» технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач. Представленный цифровой образовательный ресурс (ЦОР) является продуктом учебного взаимодействия учителя и ученика, ученика и родителя, особенностью которого является привлечение методов: проблемного, наглядного, диалогового. Так как большинство ребят этого возраста не владеют компьютером и интернетом, то заранее учителем было дано задание ученикам и родителям найти в интернете картинки воды. На фоне этих картинок учителем строилась презентация. Цель совместной работы ученика и родителя – заинтересовать детей ИКТ и постепенное ознакомление с интернетом.

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с понятием «вода» и ее свойствами.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, речь, память и познавательный интерес.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру поведения на уроке через общение.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, мозговой штурм.

Компетентность: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: презентация, стаканы с водой, посуда разной формы, ложка, сахар, соль, краски, фильм «Вода».

«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь». Сент-Экзюпери (на доске)

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начать со слов: Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня!

2. Знакомство с новым материалом. (14-15 мин.)

У. Сегодня я предлагаю на уроке поработать по следующему планУ. Ознакомьтесь с ним. (план урока на доске)

  1. Загадка-отгадка.
  2. Копилка знаний.
  3. Игра «Море волнуется – раз….»
  4. Смотрим кино.
  5. Веселая нотка.
  6. Я – выбираю…

Если у вас возникли вопросы по плану, то не забегайте вперед. Это для вас маленький сюрприз на урок.

У. Отгадайте загадки и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке – слайд 1 (загадки читают хорошо читающие дети)

Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну конечно, я ... (Вода)

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что (Дождь) идёт.

У. Я сегодня на уроке вас познакомлю с удивительным миром воды. Вы готовы?

У. Что находится у меня в стакане? А кто знает, что такое вода? – слайд 2. Какой бывает вода? – слайд 3. Где люди сталкиваются с водой? Вода приносит пользу или вред? – слайд 4 (дети выдвигают свои предположения)

Мозговой штурм (слайд 5)

У. Имеет ли вода собственную форму?

Опыт 1. Проверим ваши предположения (учитель берет стакан с водой и переливает в разные ёмкости). Принимает ли вода форму емкости, в которой находится? Какую форму имеет вода? (не имеет формы)

У. Что можно сказать о цвете воды?

Опыт 2. Учитель в стакан с водой ставит ложку и поворачивает стакан со всех сторон. Что мы можем сказать из этого опыта? (прозрачная вода)

У. Если вы опустите руки под струю воды, какая вода – твердая или мягкая? Приятная или липкая? Скользкая или шершавая?

У. Как вы думаете, какая на вкус вода?

рис.1

Опыт 3. Учитель просит нескольких детей попробовать чистую воду из разных стаканов.

У. Что можно сказать, о вкусовых качествах воды? (без вкуса)

Опыт 4. Опустим в три стакана с водой соль, сахар и краску.

У. Размешаем. Что произошло? Вода их  растворила.

У. Какие открытия вы сделали на уроке? – слайд 6

3. Физ. пауза – игра (проводят дети, так как она им знакома, 3 раза)

Море волнуется – раз, море волнуется – два.
Море волнуется – три.  Морская фигура замри (слайды 7–9).

4. Смотрим кино «Вода» (автор: профессор А.И. Осипов) (слайд 10)

У. Сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о воде (до опыта с рисом – 11 минут, оставшуюся часть можно показать после уроков).

Примечание: для того, чтоб быстрее запустился фильм «Вода» (автор: профессор А.И. Осипов), нужно установить программу «ASUS DVD» или «Power DVD 5».

5. Итог урока. (5-6 мин.)

У. Может ли человек прожить без воды? Почему?  Какими свойствами обладает вода? Что нового, вы узнали на уроке? (дополнительный материал дается через фильм).  Что бы вы пожелали госпоже Воде?

6. Вывод по уроку (слайд 11)

Вода – это жидкость без запаха, без вкуса, без цвета. Без воды невозможно существование живых организмов. Около 65% человеческого тела составляет вода, химическая формула воды Н2О (слайд 12).

У. Посмотрите на слайды.  Вам знакомы эти места? – слайд 13 (фотографии города). Что нужно сделать, чтоб такую красоту сохранить на долгие времена? В нашей стране принят ряд законов по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам. Надо охранять от загрязнений и отравлений водоёмы, экономно расходовать воду, не оставлять открытые краны, следить за сохранностью водопроводных труб. Водные богатства надо беречь и охранять.

Взаимооценка.

У. Давайте вместе, оценим тех ребят, кто активно работал на уроке, и поставим им отметку (в школе принята 10-ти бальная система отметок).

Другой вариант: Самооценка.

У. А теперь оцените себя на уроке через анкету (учитель раздает заранее подготовленные бланки).

Анкета самооценки ученика

И.Ф._______________________________________Дата______________________

  1. Нравится ли мне то, что я сделал?
  2. Что больше всего запомнилось?
  3. Могу ли я еще что-нибудь сделать по этой теме?
  4. Нужна ли мне была помощь?
  5. Были ли трудности?
  6. Что нового я узнал о воде?
  7. Понравился ли мне урок?

У. Надеюсь, что урок был интересным.  

7. Д./з. (2-3 мин.) (слайд 14)

У. Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  1. Для тех, кто любит сочинять и рисовать – сочините сказку, рассказ или стихотворение про каплю.  Вы можете ее оживить и  отправить путешествовать в увлекательный мир воды.
  2. Кто любит читать, найдите интересную информацию в энциклопедиях или журналах об удивительном мире воды. Может даже кто-нибудь информацию о воде в интернете вместе с родителями найдет.

У. Желаю удачи. Спасибо за урок. (слайд 15)

(ответы детей не прописываются, так как они в своих ответах оригинальны и непредсказуемы, ответы учащихся должны быть полными).

Информационные ресурсы:

На Яндексе в разделе «Всё про воду» размещена подробная информация о воде. Материал раздела очень удобно структурирован. Сведения о воде можно найти по адресу:            

Материалы сайтов позволяют просмотреть видеоматериал о воде (фильм «Вода» 1, 2 и 3 серии), узнать подробную информацию о воде и ее свойствах, подобрать  иллюстрации к урокам. Просматривая информацию раздела, понимаешь, что  люди действительно начали понимать важность гидроресурсов нашей планеты, ее глобальную роль в жизни всего живого и не только на Земле.  Кроме сайтов есть просто хорошие статьи, посвященные различным свойствам воды. Например, в статье "Вода, повсюду вода..." на молодежном портале, очень красочно и доступно, рассказано, что и какие процессы происходят в мире воды.

Информация сайта будет полезна при изучении следующих тем «Вода и ее свойства», Озеро «Байкал», «Кристаллы», «Современная модель воды и ее структура», «Вода – главный природный ресурс», «Вода в нашей жизни», «Молекулярная физика воды», «Химические реакции с участием воды» и т.д.

Преимущества использования ЦОР:

Проведение урока с использованием данного ЦОРа позволяет качественно использовать на уроке новые педагогические технологии, направленные на  развитие следующих направлений: обучение в сотрудничестве ученик ↔ родитель, ученик ↔ учитель; информационно-коммуникационные технологии;

ЦОР позволяет увеличить на уроке объем изучаемого материала; наглядность способствует лучшему его усвоению; развивается воображение, логическое мышление, зрительная память; повышается интерес к урокам; развиваются межличностные отношения ученик ↔ учитель, ученик ↔ ученик.

Степень участия каждого ученика была оценена учителем и самими учащимися с помощью анкеты самооценки или взаимооценки и выставлены отметки.

Каждый ребенок по-своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант был реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Помогая находить информацию в интернете вместе с детьми, они, тем самым, обучают их (ученик ↔ родитель).