Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И.Чайковского.
Задачи:
-
Различать эмоциональное содержание произведений, их характер и настроение:
- нежную, хрупкую, светлую музыку «Подснежника»;
- напевность, мелодичность «Хора девушек»;
- воспринимать и чувствовать печаль, грусть, вызываемые нежными, лирическими интонациями в пьесе «Осенняя песнь»;
- определить таинственный осторожный характер сверкающих огоньками переливающихся снежинок в вальсе «Снежные хлопья» из балета «Щелкунчик».
- Воспитывать желание импровизировать под музыку П.И.Чайковского с осенними листочками и снежинками. Добиваться выразительности исполнения движений; напомнить, что танцевать нужно легко, непринужденно, грациозно.
Дети входят в зал под музыку «Менуэт» М. Боккерини, образуют круг.
Музыкальный руководитель: Вы слышите музыку, к какому она танцу? (Музыка к танцу «Менуэт».) Где его танцевали? (Его танцевали много лет назад на балах.)
(Слайд 2)
Представьте себе, что мы с вами очутились, как Золушка, на балу; там много гостей: дамы в красивых пышных платьях, кавалеры во фраках, и мы с вами танцуем плавный танец «Менуэт». Кто нам покажет движения к этому танцу? (Входит Золушка, проходит в центр круга).
Золушка: Можно я покажу? Я так мечтала попасть на бал, я так люблю танцевать. (Показывает элементы движений к танцу «Менуэт»)
Воспитатель: Давайте и мы попробуем выполнить такие же изящные движения (дети выполняют движения по кругу).
Золушка: Вы очень красиво танцуете, я хочу пригласить вас на прогулку в лес, зимой я там собираю хворост, а летом разговариваю с птицами, любуюсь цветами.
Музыкальный руководитель: Вы согласны отправиться с Золушкой в сказочный лес? Ну тогда в путь, а чтобы не было скучно возьмём с собой музыку П.И. Чайковского.
(Слайд 3)
(Дети проходят по залу и садятся на стулья). Попали мы в сказочный лес и что же увидели и услышали?
(Слайд 4)
Посмотрите, подснежник появился на лесной проталинке между сугробами. Просто удивительно, как этот хрупкий цветок с голубыми лепестками может сохранить свою свежесть рядом со снегом и холодом. Наверно он очень смелый, храбрый и ещё он очень верит в весну, что скоро всё зацветёт, запоёт. Вот он и тянет свою головку вверх к солнышку, словно улыбаясь и подбадривая всех лесных жителей. Таким его увидел и запомнил П.И. Чайковский и сочинил музыку, которая так и называется «Апрель – Подснежник». Сейчас мы её послушаем, а девочки потанцуют с первыми цветами весны.
(Слайд 5) (Девочки берут цветы и танцуют под музыку).
Как же звучала музыка? (Светло, радостно, быстро.) Какое у вас сейчас настроение, я вижу, вы улыбаетесь? (Весеннее, радостное)
(Слайд 6)
Послушайте, что это? (слушание фрагмента «Хор девушек»). Да это же полезла зелёная травка, всё кругом зазеленело, птицы хлопочут в своих гнёздах, расцвели колокольчики, ромашки, (Слайд 7) – Иван-да-Марья, наступило лето – (Слайд 8)
А вот и девушки из соседней деревни прибежали в лес за ягодами. Разбрелись по всему лесу, аукаются, перекликаются да песни поют, чтоб не потеряться. Давайте послушаем и потанцуем руками.
(Слайд 9) (Слушание «Хор девушек»). Как звучит музыка? (Широко, напевно, то громко, то затихает).
(Слайд 10)
Ну вот, нагулялись девушки, набрали полные корзины ягод и пошли домой. Наверное их увидел и вспомнил П.И. Чайковский, когда писал оперу «Евгений Онегин». А мы с вами слушали отрывок из этой оперы – «Хор девушек».
(Слайд 11)
А в лесу тишина, такая тишина, какая бывает только осенью – слышно как падают листья. Воздух чист и прозрачен, хрустальный, сквозь голые ветви видно небо, а под ногами целый ковёр из опавших листьев – рыжих, красных, золотых. Красиво в лесу. Красиво и немного грустно, скоро, скоро всё затихнет, начнётся долгий сон природы. Вот и звучит в лесной тиши осенняя песня. Давайте её послушаем, а мальчики покружатся с листочками в прощальном вальсе.
(Слайд 12) Как звучала музыка? (Ответы детей.)
(Слайд 13)
Ну что это, ребята? (Слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев»). Словно белые пчёлы закружились в воздухе, их всё больше, они летят, падают с неба, закрывая голые кусты, заботливо укутывают уснувшую землю. Неужели Зима – белая гостья красавица.
А снежинки всё кружатся вокруг высокой пушистой ели, словно ведя хоровод, словно напоминая, что скоро Новый год, Рождество – такие прекрасные, таинственные и радостные зимние праздники.
(Слайд 14)
Сейчас мы послушаем «Вальс снежных хлопьев», который звучит в балете «Щелкунчик» – новогодней сказке, которую подарил от доброго и щедрого сердца П.И. Чайковский детям.
(Слайд 15)
Этот вальс – таинственный, сказочный звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они пустились в путь и попали в зимний заснеженный лес. Музыка звучит немного тревожно, ведь на пути им могут встретиться различные преграды, но они счастливы и музыка звучит светло, они вдвоём и им ничего не страшно. Девочки, покружитесь с красивыми резными, пушистыми снежинками, а мы посмотрим как они кружатся, сверкают на солнце, как они поют и водят хоровод. Чтобы изобразить пушистые снежинки, какие бы вы взяли инструменты? (Треугольник, флейту, колокольчик).
(Слайд 16)
Ну что ж, давайте оставим сказочных снежинок вечно кружится около рождественской ели, а нам пора дальше, после занятия попробуйте нарисовать свои впечатления от этой прогулки с музыкой П.И.Чайковского.
Посмотрите, а где же Золушка, пропала... Наверное ей пора было возвращаться в свою сказку.
Какое прекрасное путешествие мы совершили с Золушкой. Что вам понравилось? (Ответы детей.) Дети, а Золушка, посмотрите, оставила свой хрустальный башмачок и он не пустой – она решила вас угостить, наверное вы ей очень понравились.
В занятии использованы фрагменты из радиопередачи «Классическая музыка детям».
В презентации использованы картинки с сайтов: