Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
- Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
- Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, зеленые и красные кружки для самооценки.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы.
– Что бы узнать тему нашего урока, отгадаем загадку (Слайд 2).
Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под ёлками,
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
– Сегодня мы будем говорить о грибах.
– Поможет нам в изучении темы зелёный друг:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)
Сейчас мы с вами окажемся на лесной полянке (Слайд 3).
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
– Лес пускает нас к себе в гости.
– Кого мы можем встретить в лесу?
– Что можем там найти?
Пользуясь памяткой, давайте вспомним всё, что мы знаем о признаках животных, растений.
План исследования:
- Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
- Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
- Могут ли передвигаться самостоятельно?
- Какие условия нужны для роста и развития?
– Что мы уже узнали о растениях?
– А что мы знаем о животных?
– На уроке эти таблички нам понадобятся (у каждой группы есть план исследования).
3. Постановка проблемы.
– Приведите примеры растений и животных с указанием групп.
– А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ (Слайд 4).
– Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Грибы – это растения или животные? (Слайд 5).
– Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.
4. Актуализация знаний.
– Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка, грибница) (Слайд 6).
– А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? (Слайд 7) (Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку).
5. Новое знание.
– А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (Грибница).
– Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
Из шляпки и ножки состоят шляпочные грибы – они похожи на зонтик.
– А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик (Слайд 8).
– А вот это – грибы-карлики (Слайд 9) Они очень-очень маленькие, но нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это нужное лекарство.
– Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.123.
– Найдите среди них шляпочные и назовите их.
– Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?
– А теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.
– Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю).
– Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда)
(Слайд 10)
– Какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (Растения).
– Давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? (Свет).
– Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества).
– А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами).
– И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) (Слайд 11).
– Вспомните, где любят расти грибы? (На старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах).
– Давайте прочитаем учебник на странице 120. Как же питаются грибы? (Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества).
– Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?
– Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
– Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).
– Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.
– Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? (Слайд 12) (По щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет).
Физминутка
– Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»? (Слайд 13).
– Прочитаем 1 абзац стр. 121.
– Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
– Посмотрите внимательно на (Слайд 14). Попробуйте найти сходство и различие съедобных и несъедобных грибов.
– Как вы думаете, кто питается грибами? (Слайд 15).
– Давайте с вами вспомним, как правильно собирать грибы? (Слайд 16).
Правила сбора грибов:
- Собирай только известные съедобные грибы!
- Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).
- Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка).
- Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения).
- Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
- Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
– Но если с вами случилась беда и вы всё-таки отравились грибами, что необходимо сделать?
Первая помощь при отравлении грибами:
- Немедленно вызвать врача.
- Промыть желудок.
- Выпить активированный уголь.
6. Обобщение.
– Отгадайте загадки о грибах:
- Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
- Нет грибов дружней, чем эти – знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
- Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
- Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик)
- Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой… Собирай меня, не мешкай. Я ведь… (Сыроежка)
- Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)
- Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)
- Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)
– Как называются все эти грибы?
– Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
Тест.
– Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны.
- Ядовитые грибы лесу не нужны.
- Ядовитые грибы надо уничтожать.
- В лесу нужны все только съедобные грибы.
- В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
– Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4?
– Почему выбрали 4 высказывание?
Вывод: В природе ничего лишнего нет!
– Грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
– А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок (Слайд 17).
7. Итог урока.
– Кому было интересно на уроке?
– Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
– А что вы уже знали раньше?
– Что понравилось делать?
– Что было трудно?
– Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.