Комплексно-тематическое обучающее занятие во 2-й младшей группе "Откуда взялся дождик?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закрепить основные признаки весны.
  • Закрепить понятия "грибной дождик", "проливной дождик".
  • Подвести детей к пониманию того, почему идёт дождь.
  • Закрепить понятие количественных отношений "много", "мало".
  • Учить выдвигать элементарные гипотезы.
  • Познакомить детей с изобразительной техникой "фотокопией".

Оборудование:

  • Снеговик - игрушка.
  • Аудиозаписи: "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года". "Весна".
  • Комплект картинок "Признаки весны".
  • Комплект для экспериментирования по количеству детей: подносик, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, таз, тряпочка для вытирания рук.
  • Комплект для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, клеёнка.

Ход занятия

К ребятам приходит снеговик, он грустный, у него плохое настроение.

Рисунок 1.

Снеговик (С): Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправятся на север, где всегда стоят морозы и лежит снег на дорогах. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы ребята знаете? (ответы детей)

Воспитатель (В): Ребята, а вы хотите вместе со снеговичком послушать приближение весны?

Слушание аудиозаписи А. Вивальди. "Времена года". "Весна".

В: Радостно становится от приближения весны? (ответы детей)

С: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна? (ответы детей)

В: Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали снеговичку. Солнце начинает светить ярче и пригревать. Тает снег, становится грязным и серым. Текут первые весенние ручейки. Распускаются листья на деревьях. Появляется травка и первые цветы. Прилетают птицы из тёплых краёв. Появляются облака и первый весенний дождик.

С: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его!

В: Не расстраивайся, снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя.

Слушают аудиозапись. "Шум дождя".

В: Снеговичок, а наши ребята знают названия многих дождиков. Вот послушай.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.

С: Молодцы ребята! А сколько вы дождей знаете? Сосчитайте, сколько пальчиков вы загнули? (ответы детей)

В: Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождик? (из тучки). А как он появляется в тучке?

В: Ничего страшного, что вы не знаете. Я вам сейчас расскажу.

Опытно - экспериментальная деятельность [1, 19].

Дети подходят к столам, на которых стоят

подносы с губками, стаканы с водой и тазики.

В: Что лежит на подносе? (ответы детей). Как вы думаете, на что похожа губка? (ответы детей). Правильно, она похожа на тучку, на облако. Тучка состоит из капелек. Сожмите её и посмотрите, течёт из тучки водичка или нет?

Дети берут губку - тучку и сжимают в руке.

Рисунок 2

В: Почему не идёт водичка? (ответы детей). Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идёт.

В: Положите свои тучки на подносик. Перед вами стоят стаканчики, сколько их? (2). Какие они цветом? (белый, красный). Сколько воды в белом стаканчике? (мало). Ав красном? (много).

В: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку? (ответы детей).

Дети проверяют свои предположения опытным путём.

В: Получается дождик. А какой сильный или слабый? Как можно назвать такой дождик? (грибной, с радугой - дугой, с солнцем).

В: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать? (ответы детей).

Дети проверяют свои предположения.

В: Посмотрите ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился? (сильный). С каким дождём его можно сравнить? (с дождиком с ветром, с градом). Как такой дождик называют? (проливной).

В: Вот так, снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём.

С: Вот это да! Это для меня настоящее открытие!

В: А знаешь, снеговичок, наши ребята знают очень интересную игру, которая называется "Тучка и капельки". Хочешь, мы и тебя в неё играть научим?

С: Конечно хочу, я очень играть люблю.

Проводится подвижная игра "Тучка и капельки".

Дети - капельки, воспитатель - тучка.

Детки - капельки летите
И всю землю напоите - дети бегают врассыпную под музыку.
Собрались капельки и потекли ручейком.
Бежит, журчит ручей ничей
По камушкам - динь - динь,
По корягам - буль - буль,
По осоке - ш - ш - дети - дети передвигаются "паровозиком"
Вдруг солнышко выглянуло,
Капельки испарились
И к маме - тучке возвратились - дети бегут к воспитателю.

Рисунок 3

С: Очень интересная игра! Как мне с вами весело и хорошо.

В: Ребятки, снеговичок, посмотрите, дождик прошёл, и появились лужи, да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Не верите? Хотите убедиться, что они волшебные?

Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага.

В: Выберете любую краску - лужицу, макните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо.

Дети выполняют задание под спокойную музыку.

Рисунки 4, 5

В: Посмотрите ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т.д.)

Снеговик любуется работами, хвалит детей.

С: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое весна, её приметы, познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко и я могу растаять. Пора мне всё - таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу. До свидания, ребята, увидимся следующей зимой!

Литература:

  1. Журнал "Обруч", № 3 - 2007г. "Как рождается дождь" стр.19.