Сценарий праздника посвящения в юных любителей музыки "Происшествие в музыканске"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель мероприятия: развитие интереса учащихся к предмету «Музыка».

Задачи: подведение итогов первого учебного года, награждение детей за активное участие в музыкальной жизни класса и школы, подведение итогов конкурса рисунков «Рисуем музыку», развитие творческих навыков учащихся (пение, музицирование, танец, рисование), проверка знаний, получение учащимися новых знаний,  воспитание чувства прекрасного, любви к музыке, умения дружить, прощать, радоваться успехам друг друга.

Оборудование: декорации для оформления сцены, костюмы для участников театрализованного представления, оформление зала (шары, выставка рисунков «Рисуем музыку»),  музыкальный центр или фортепиано для исполнения песен и танцев, ударные музыкальные инструменты, ноты (Приложение 2), латинские слоги (Приложение 3), дипломы (Приложение 4), подарки.

Действующие лица (учащиеся среднего звена):

  1. Королева Нота
  2. Магистр Регистр
  3. Скрипичный Ключ
  4. Басовый Ключ
  5. Мажор
  6. Минор
  7. Песня
  8. Танец
  9. Марш
  10. Фальшивая нота
  11. Лень
  12. Семь нот (первоклассники)

Действие I. На площади Музыканска.

На сцене появляются Лень и Фальшивая нота.
Лень. Здесь нет никого и очень тихо!
Фальшивая Нота. Единственное спокойное место во всем городе!
Лень. А то ведь не найдешь и уголка в этом проклятом Музыканске, где бы ни пели!
Фальшивая нота. Или не играли бы на своих дурацких инструментишках: скрипочках, флейточках, пианиночках, тьфу! Ну, ладно! К делу! Завтра в этом ненавистном Музыканске будут справлять ужасный праздник – посвящение в юных любителей музыки! Представляешь, как пополнятся ряды тех, кто любит музыку? Ух, ненавижу!
Лень. Кого? Детей?
Фальшивая нота. Музыку ненавижу! Да и детей тоже! Мы должны помешать празднику! Ни один ребенок не должен стать любителем музыки! И эту проклятую королеву Ноту пора проучить раз и навсегда!
Лень. Что же мы будем делать?
Фальшивая нота. А вот что! /Оглядывается по сторонам/  Сегодня ночью мы должны украсть из дворца все ноты, а вместе с ними и их королеву!
Лень. Здорово придумано! Нет  нот - нет и музыки! Гениальный план!
Фальшивая нота. За дело возьмемся ночью, когда в Нотном замке все уснут!
Лень. А как же стража?
Фальшивая нота. А для стражи у меня есть гостинчик! Вот! /достает конфеты/ Это конфетки - сонные сладости!
Лень. А можно мне одну?
Фальшивая нота. Ты что? Это же снотворное! Угостим стражу, и пусть себе спят сладким сном до самого утра!

Фальшивая нота и лень исполняют «Фальшивую и ленивую песенку» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).

Лень. Тс-с! Кажется, сюда идут!
Фальшивая нота. Это гадкие музыкантишки! Ну, я вам устрою праздничек! Уходим!
На сцену под музыку выходят Магистр Регистр, Скрипичный Ключ и Басовый Ключ.
Магистр Регистр. Прошел год, и настало время принимать новых жителей - первоклассников!
Скрипичный ключ. Говорят, они славные детишки!
Басовый ключ.  А главное - очень любят музыку!
Под музыку в сопровождении семи нот появляется Королева Нота. Исполняется «Танец нот».
Королева Нота. Здравствуйте, друзья!
Все. Здравствуйте, Королева Нота!
Королева Нота. Я очень рада видеть вас в таком хорошем настроении. Завтра у нас большой и важный  праздник – посвящение в юных любителей музыки. А все ли готово к празднику?
Магистр Регистр. Не волнуйтесь, королева! Мы позаботились обо всем.
Басовый ключ. Мы с братом Скрипичным ключом подготовили для ребят красивые Дипломы.
Магистр Регистр. А я подарю им вкусные подарки.
Королева  Нота. А вы уверены, что ребята выдержат свой первый музыкальный экзамен?
Скрипичный ключ. Мы в этом ни капельки не сомневаемся!
Королева Нота. Ну что ж, я вам верю. А теперь нам всем пора отдохнуть и набраться сил перед завтрашним днем. До завтра, друзья мои!
Все. До завтра! /Уходят, на сцену выходят Фальшивая нота и Лень.
Фальшивая нота. Ну-ну! Давайте-давайте! Отдыхайте, голубчики!
Лень. Спокойной вам ночи! / Смеются, уходят/

Голос. Ночь прошла, и солнце встало,
Время праздника настало.
Нотный замок ждет гостей
И талантливых детей.

Действие II. В Нотном замке.

Навстречу друг другу идут Скрипичный ключ, Мажор и Минор.
Скрипичный ключ. Доброе утро, уважаемые Мажор и Минор!
Мажор. Здравствуте, дорогой Скрипичный ключ! Но это утро совсем не доброе.
Скрипичный ключ. Почему? Что случилось?
Мажор. Каждое утро я начинаю с веселой песенки, как это делают все жители нашего Музыканска, а сегодня я спеть не смог.
Скрипичный ключ. Не может быть!
Мажор. Как видите - может! Из моей песенки пропали все ноты. А еще я со своим лучшим другом поссорился – с Минором. Он тоже утром спеть не смог и сказал, что это я во всем виноват, потому что я такой веселый и беззаботный.
Минор. А что, не правда что ли? Тебе бы все только веселиться да радоваться. Только радоваться теперь нечему!
Скрипичный ключ.  Не ругайтесь, ребята! Вы же друзья!
Минор. Бывшие друзья. Мажор мне больше не друг.
Скрипичный ключ. Смотрите, сюда идут наши любимые три кита – песня, танец и марш. Но, кажется, они тоже какие-то хмурые.

Песня. Ах, как горько мне, друзья,
Бесполезна стала я,
Ведь с утра ни там, ни тут
Люди песни не поют.
Это просто мука -
Нет вокруг ни звука!

Танец. Ах, как весел я бывал –
Вальсы, польки танцевал!
Но без музыки, друзья,
Танцевать не в силах я.
Что же делать, братцы?
Чем теперь заняться?

Марш. Рано утром я ребят
На зарядку строил в ряд.
Ноги выше, руки шире,
Марш на месте, три – четыре!
Но без музыки, друзья,
Никому не нужен я.

Вместе три кита. Все мы без работы – потерялись ноты!
Скрипичный ключ. Как-то всё это очень странно. По-моему, ночью в нашем городе  произошло что-то очень нехорошее. А вот и мой брат Басовый ключ. Может, он что-нибудь знает? Здравствуй, Басо­вый ключик!
Басовый ключ. /хрипит/ Здравствуйте, друзья!
Скрипичный ключ.  Что это с твоим голосом?
Басовый ключ. Не знаю, он, кажется, пропал! Раньше я пел таким красивым басом, а сегодня охрип! Не знаю, что и случилось!
Появляется Магистр Регистр.
Магистр Регистр. Здравствуйте, друзья!
Все. Здравствуйте, магистр Регистр!
Магистр Регистр. Я несу вам очень печальную весть. Сегодня ночью кто-то усыпил стражу и похитил из Нотного замка все ноты и саму королеву!
Мажор. Что же теперь будет с нашим прекрасным Музыканском?
Минор. А как же наш праздник? Ведь ребята уже собрались!
Магистр Регистр. Да, беда, конечно, велика, но, как гласит народная мудрость: «не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал»! Нам нужно успокоиться и хорошенько подумать, как этой беде помочь. Я уверен, мы что-нибудь придумаем /ходят по сцене, думают/.
Магистр Регистр. Лично мне в голову ничего не приходит!
Мажор. А я придумал! Давайте спросим у ребят! Может, они что-нибудь знают? Ребята, вы не знаете, куда подевались все нотки и королева Музыканска? /Дети подсказывают/.
Магистр регистр. Понятно. Я так и думал. Фальшивая нота и ее подружка Лень. Опять они взялись за старое. Мы должны их найти и спасти королеву и семь нот, чтобы наш праздник состоялся!
Скрипичный ключ. Найти-то мы их найдем, но сможем ли мы их победить? Они боятся только музыки, а у нас нет ни нот, ни голосов.
Песня. Да, у нас действительно нет ни нот, ни голосов, но ведь мы не одни!
Танец. Нам помогут ребята!
Марш. Ребята, вы поможете нам победить, злые чары Фальшивой Ноты?
Дети. Да!
Магистр Регистр. Тогда вперёд, друзья! /все уходят /

Действие III. В замке Фальшивой ноты.

Лень ходит вокруг связанной королевы.
Лень. Ну что, королевочка, твоя песенка спета! Так может, ты её нам и споёшь? Ты же любишь петь! А? Не можешь? Ну, конечно, ноты-то все у нас в плену. Отпелась ты, королевочка, кончилось твоё царствование!
Королева Нота.  Зря ты радуешься, Лень! Я в плену, но это ничего не значит. Вы можете убить меня, но музыку убить не возможно. Она бессмертна!
Лень. Да нет, убивать мы тебя не будем. Живи себе и радуйся! Ты ведь без нот – никто и ничто!
Королева Нота. Что вы сделали с нотами?
Лень. Пустяки! Мы бросили их в темницу и на дверь повесили огромный железный замок!
Королева Нота. Ничего у вас не выйдет! Вас только двое - ты, да эта несчаст­ная Фальшивая нота, которой в детстве медведь на ухо наступил, вот она и завидуют всем, кто умеет петь и любит музыку. А у меня очень много дру­зей, и они не оставят меня в беде!
Лень.  Друзья! Какие друзья? Что-то я их тут не вижу. А-у! Друзья, где же вы?

Появляются Скрипичный ключ, Басовый ключ, Магистр Регистр, Мажор, Минор и три кита.
Друзья. Мы здесь!
Лень. А ну, стойте! Не подходите близко! Что вам нужно?
Скрипичный ключ. Хотим повидать твою подружку - Фальшивую Ноту!
Лень. А это ещё зачем?
Магистр Регистр. У нас к ней дело есть!
Лень. А у нас к вам  нет никаких дел. Убирайтесь вон, а не то хуже будет!
Магистр Регистр. Чего это ты так разволно­валась, Лень? Боишься? А на вид такая смелая!
Лень. Убирайтесь! Вон отсюда!
Выходит Фальшивая Нота.
Фальшивая нота. Что за шум, а драки нету?
Лень. Эти наглецы вторглись в наши покои!
Фальшивая нота. Ну и что? Чего нам бояться? Теперь вся власть в наших руках. Отныне мы правители Музыканска.
Королева Нота. Это не правда!
Фальшивая нота. Помолчи, дорогая. Тебе пока слова не давали! А вы зачем пожаловали, господа? Я вас очень внимательно слушаю!
Магистр Регистр. Мы пришли, чтобы освободить нашу королеву и вернуть все ноты.
Фальшивая нота. Ах, как это благородно! Я сейчас расплачусь! А теперь слушайте меня внимательно и не перебивайте. Когда я была совсем ещё маленькой, вот такой же лапочкой, как эти славные детишки, я тогда уже возненавидела всё прекрасное. Я не любила красивые рисунки, я не любила читать книжки, но больше всего на свете я ненавидела музыку. И тогда я поклялась уничтожить всё это и создать свой мир - мир безобразия. И вот теперь, наконец-то, я добилась своего, я близка к успеху, а вы хотите лишить меня власти! Никогда и ни за что я не отдам вам ни коро­леву, ни ноты. Уходите! И передайте всем жителям города, что сегодня состоится праздник, но это будет праздник посвящения в юных любителей безобразия! Эти  маленькие дети станут жителями моей страны - страны гадостей, непослушания и лени!
Магистр Регистр. Нет, Фальшивая нота! Этому никогда не бывать!
Фальшивая нота. Еще как бывать! Я теперь всесильна, и вам меня не победить! Мои волшебные чары пропадают только тогда, когда заучит музыка, а она больше никогда не зазвучит! Сами понимаете - ноты-то все у меня под замком! Вот такая вот печальная история!
Магистр Регистр. И всё-таки рано ты радуешься, Фальшивая нота!
Мажор. Мы, к сожалению, пока петь не можем, но это могут сделать за нас ребята! На них твои волшебные чары не действуют!
Фальшивая нота. Ребята? Ну, ты меня и насмешил! Да они же петь не умеют! Мычат не в лад, невпопад! Это разве пение? Тоже мне, испугали.
Мажор. А вот это мы сейчас и проверим! Ребята, давайте споем песенку про меня и моего друга!

Дети исполняют песню "Мажор и минор" сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).

Фальшивая нота хватается за голову, закрывает уши, показывает, что ей плохо.
Минор. Спасибо, ребята! К нам снова вернулись голоса.
Мажор. И мы помирились!
Песня. Ребята, а про меня вы песенку знаете?
Дети. Да.
Песня. Помогите и мне вернуть голос! Спойте!
Фальшивая нота. Нет, только не это! Больше не пойте! С каждой нотой я теряю свою волшебную силу!
Лень. Не пойте, ребятишки, пожалуйста! Ну, разве вы любите петь?
Дети. Да!
Песня. Не мешайте нам! Ребята, запевайте!

Дети исполняют песню «Приходят в гости песни" сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).

Песня. Спасибо вам, ребята! Ко мне тоже вернулся голос!
Фальшивая нота. Я гибну, гибну! Рушатся все мои планы и мечты!
Марш. Ребята, помогите и мне вернуться в строй, исполните какой-нибудь марш.

Дети исполняют «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского (или другой марш)
на детских ударных инструментах.

Фальшивая нота. Я погибла!
Танец. Ребята, я тоже жду вашей помощи!
Лень. Нет, дети! Ну, хорошо, допустим, петь вы можете, играете вы прекрасно, но танцевать! Вы же не умеете, правда?
Дети. Умеем!
Танец. Не старайся, Лень! Дети очень любят танцевать! Ребята, я приглашаю вас на танец!

Дети исполняют любой танец.

Танец. Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. Ко мне снова вернулись силы!
Фальшивая нота.  А я теперь бессильна! Мой план провалился. Забирайте свои ноты и свою королеву. Они мне больше не нужны! У-у! / Лень и Фальшивая нота  громко ревут, остальные освобождают королеву и нотки. /
Королева Нота.  Ладно, не ревите! А то устроите тут всемирный потоп. Дорогие мои нотки, подойдите все ко мне! / Рассматривает их / Что-то тут не так!
Лень. /Резко перестает реветь/ Не так, не так! Я перепутала все ноты! Вот какая я молодец!
Фальшивая нота. /Перестает реветь / Молодец, Лень, хвалю! Все ноты перепутаны.  И кто же их теперь распутает? А? Кто расставит их на свои места?
Королева Нота. Ну, я думаю, здесь у нас проблем не будет. Ребята, давайте наведем порядок в наших перепутанных нотках и расставим их по порядку. Для этого мне понадобится 7 смелых ребят. /Королева раздает детям листы А4 с нотам (Приложение 2) и строит детей в ряд/. Ребята, вы должны узнать нотки, которые я вам раздала. Сейчас наши перепутанные нотки будут называть свои имена, а вы должны отдать им соответствующий листок.
Нота Ми. Меня зовут нота «ми». /Ребенок показывает всем  листок с нотой «ми» и отдает его ноте, так делают все 7 детей /.
Нота Си. Меня зовут нота «си». /Ребенок отдает листок с нотой «си» /.
Нота Ре. Меня зовут нота «ре». /Ребенок отдает листок с нотой «ре /.
Нота До. Меня зовут нота «до». /Ребенок отдает листок с нотой «до» /.
Нота Соль. Меня зовут нота «соль». /Ребенок отдает листок с нотой «соль» /.
Нота Ля. Меня зовут нота «ля». /Ребенок отдает листок с нотой «ля» /.
Нота Фа. Меня зовут нота «фа». /Ребенок отдает листок с нотой «фа» /.
Королева Нота. Ребята, вы молодцы, правильно раздали нотки. Садитесь, пожалуйста.
Скрипичный ключ. Ребята, а вы знаете, откуда появились названия нот? Эти названия утвердились в XI веке в средневековой Европе. Звуки тогда назывались Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых 6 слов латинского гимна, который сочинил монах Павел Диакон в честь одного из  учеников Христа - апостола Иоанна. Святой апостол Иоаннсчитался покровителем церковного пения. Позднее слог Ut заменили на Do и добавили звук Si. S – первая буква слова Sancte, что значит «святой», а буква i - Iohanne – Иоанн. Si - святой Иоанн. [1]. /Латинские слоги желательно написать на листах А4 (Приложение 3) и показывать детям/.
Королева Нота. Спасибо, Скрипичный ключ, за интересный рассказ. Теперь наши ребята будут знать, почему нотки так называются. А кто из вас, ребята, может расставить нотки по порядку? /Желающий ребенок расставляет нотки «до-ре-ми-фа-соль-ля-си»/.
Королева Нота. Молодец. Ребята, давайте дружно споем гамму вверх и вниз.
Дети исполняют гамму.
Королева Нота. Ну, вот, мы убедились, что дети прекрасно знают нотную грамоту!
Лень.  Зря я так старалась! Из кожи вон лезла! Ух, противные дети!
Скрипичный ключ. Королева, давай придумаем этим бандитам  какое-нибудь наказание!
Лень. Но-но-но! Вот только не надо наказаний!
Магистр Регистр. Надо, надо! И  наказание должно быть музыкальное. Правда, ребята?
Дети. Да!
Фальшивая нота. Нет, только не музыкальное! Хотите, я в вашем Нотном замке все полы вымою? Хотите, я все улицы подмету в вашем Музыканске? Что угодно заставьте делать, только без музыки!
Королева Нота. Спойте вместе с ребятами песню. Для нас это будет радость, а для вас – наказание. Если сумеете,  мы вас простим и отпустим на все четыре стороны. Согласны, ребята?
Дети. Да.
Фальшивая нота. Но мы не умеем петь!
Магистр Регистр. Придется очень постараться!
Фальшивая нота. О, как это ужасно! Бессердечные дети!
Королева Нота. Так вы согласны или нет?
Фальшивая нота. А что нам ещё остаётся? Разве у нас есть выбор?
Королева Нота. Ну что ж, тогда начнём!

Дети исполняют песню «Всё звучит вокруг» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).
Фальшивая Нота и Лень пытаются подпевать.

Королева Нота. Ребята, Фальшивая Нота и Лень справились с заданием, как вы считаете?
Дети. Да!
Королева Нота. Простим мы их?
Дети. Да!
Королева Нота. Мы прощаем вас, но знайте, что в следующий раз прощения вам не будет.
Фальшивая нота. Следующего раза не будет! Мы обещаем вам, ребята! Обещай! /даёт подзатыльник Лени /
Лень. Обещаю!
Магистр Регистр. Ну, вот, все закончилось очень хорошо. Да и не могло быть иначе, ведь музыка призвана сеять добро. Она волшебнее любого волшебства.
Скрипичный ключ. Ребята, вы сегодня спасли прекрасный Музыканск от страшной беды и доказали, что по праву можете носить гордое звание юных любителей музыки.
Мажор. Мы надеемся, что музыка всегда будет приносить вам только радость.
Минор. Мы верим, что музыка утешит вас и в грустные минуты.
Песня. А еще мы верим, что к вам всегда придут на помощь три кита: песня…
Танец. Танец
Марш. И марш!
Королева Нота. Но вы должны нам пообещать, ребята, что всегда будете любить музыку, с удовольствием разучивать и петь хорошие, добрые и красивые песни и с их помощью делать мир лучше, светлее и добрее. Обещаете?
Дети. Да!
Магистр Регистр. А теперь мы хотим  вручить вам, ребята, дипломы и подарки.

Детям вручаются дипломы юных любителей музыки (Приложение 4) и подарки.
Подводится итог конкурса рисунков, проходит церемония награждения: победители награждаются грамотами, все участники – сертификатами.

Королева Нота. Дорогие ребята, вам предстоит долгое и прекрасное путешествие по музыкальной стране. И вести вас по этой стране много лет будет ваш учитель музыки /называет ФИО/. Давайте пригласим ее на сцену и предоставим слово.

Учитель говорит напутственные слова, может исполнить песню («Я – учитель музыки» (Приложение 1), «Спасибо, музыка моя» (Приложение 1) сл. и муз. Н. Тананко).

Если на празднике присутствует директор школы, ему предоставляется слово,
 можно предоставить слово учителям первых классов, родителям.
Учитель музыки. Давайте, ребята, завершим наш праздник песней о прекрасной музыкальной стране.

Исполняется песня «Ничего нет прекрасней на свете» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение  1).

Учитель музыки. На этом мы прощаемся с вами, дорогие ребята и родители. Надеюсь, за время летних каникул вы накопите много новых приятных музыкальных впечатлений и поделитесь ими в следующем учебном году /под музыку дети выходят из зала/.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. Ред. В.А. Володин. – М. Аванта+, 2001. Стр. 20. Средневековое нотное письмо. Автор статьи Наталья Боровская.