Цели:
1)образовательные – помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы; показать значимость растений в жизни человека; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
2)воспитывающая – закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
3)развивающие – развивать у учащихся навыки умственного труда, умение анализировать, обобщать и делать выводы; чувство коллективизма.
Оборудование:
1)Нарисованный на доске кроссворд.
2)Карточки со словами для схемы «Значение растений в жизни человека».
3)»Светофорчики».
4)Разрешающие и запрещающие знаки охраны природы.
5)Карточки с ситуациями для разбора.
6)Красные и зелёные выделители цвета.
7)Памятки «Грибное лукошко», «Корзинка с ягодами», «Букет цветов».
8)Клей.
9)Аудиокассета «Звуки природы».
10)Плакат «Луг».
11)Карточки с изображением цветов из «Красной книги».
12)Учебники и рабочие тетради.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
Мы тайны разгадаем
И мир большой узнаем.
2.Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами попробуем, как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе.
3.Проверка домашнего задания.
- А пока давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке (о размножении и развитии растений). Проверим, как вы усвоили эту тему. Отгадайте кроссворд.
1.Сладкий цветочный сок.
2.Мельчайшие жёлтые зёрнышки, которые находятся в цветах.
3.Процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.
4.Насекомое-опылитель.
5.Что образуется на месте цветков после опыления?
6.Чем размножается большинство растений?
7.Насекомое-опылитель.
4.Работа по теме урока.
- Давайте вспомним, какую роль играют растения в жизни человека. Откройте учебники на странице 84. Прочитайте первый абзац («Книга на руке», 2 человека читают вслух, остальные следят). Назовите, какую роль играют растения в жизни человека (на доске постепенно открывается схема):- Что можно сказать о роли растений в жизни человека, глядя на эту схему?
Вывод: растения играют очень большую роль в жизни человека.
- Да, ребята, это так. Однако, очень часто растения гибнут из-за хозяйственной деятельности людей. Люди строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения. сейчас мы рассмотрим несколько различных ситуаций о поведении человека в природе и поиграем в игру «Экологический светофор».
Ситуация 1.
Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах всё больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. На доске появляется разрешающий знак.
Ситуация 2.
Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полосу земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая нежные росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. На доске появляется запрещающий знак. Название знака записывается в рабочую тетрадь.
5.Физкультминутка.
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.
(Выпрямиться, потопать ногами и присесть).
Вырос тоненький росток,
Он и строен, и высок.
(Встать, потянуться, проверить осанку).
И другие распустились,
(Руки в стороны)
Дружно так зашевелились.
(Пальцы в стороны и пошевелить ими).
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки.
(Поочерёдные взмахи руками вверх и вниз).
6. Продолжение работы по теме урока.
- Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёте вы, другую – кто-то ещё, что же будет с природой? Зачем бы вы ни пришли в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, - помните: вы в гостях. Вы в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняйте эти правила.
Сейчас вы по группам составите памятки поведения в той или иной ситуации.
(Ребята по группам работают с красным и зелёным выделителями текста. Получившиеся памятки у доски зачитывают по 2 человека от команды).
Звучит музыка «Звуки природы»
Памятка №1.
Грибное лукошко.
1.При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох.
2.Увидев съедобный гриб, возьми его за ножку и рывком выдерни из земли.
3.Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
4.Собирай в лесу подряд все грибы.
5.Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут оказаться ядовитые.
6.Пинай и дави ядовитые грибы.
7.Не трогай ядовитые грибы, они могут пригодиться животным.
На доске появляется запрещающий знак.
Памятка №2.
Корзинка с ягодами.
1.Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их.
2.Бери все ягоды подряд: спелые и неспелые.
3.Срывай только зрелые ягоды.
4.Не вырывай кустики ягод с корнем.
5.Собирай ягоды все до одной – птицы обойдутся.
6.Оставь ягодки птицам, которые ищут корм в природе.
Памятка №3.
Букет цветов.
1.Собери на прогулке большой букет полевых цветов. Они украсят твой дом.
2.Если хочешь, собери в конце прогулки немного цветов, которые только начинают распускаться.
3.Старайся любоваться цветами в природе.
4.Подари маме охапку полевых цветов.
На доске появляется запрещающий знак. Название знака записывается в рабочую тетрадь.
- Вы хорошо справились с данной работой. Составили памятки поведения в лесу. Но ведь зачем-то люди рвут огромные букеты цветов, ломают в лесу ветки, собирают берёзовый сок, вырезают ножом на деревьях собственные имена. Попробуем разобраться в этой ситуации. Поиграем в игру «Потребители и юные хранители природы».
Класс разбивается на группы (по рядам): «Потребители», «Юные хранители природы», «Эксперты».
Учитель показывает рисунок «Сломанная ветка дерева».
«Потребители», «Юные хранители природы» и «Эксперты» высказываются.
На доске появляется запрещающий знак:
Учитель показывает рисунок: «Сбор берёзового сока».
«Потребители», «Юные хранители природы» и «Эксперты» высказываются.
На доске появляется запрещающий знак:
- И всё-таки, несмотря на запрещающие знаки, человек стремительно вторгается в природу. Это привело к тому, что многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. Люди создали «Красную книгу» природы. Красный цвет книги – сигнал опасности. Эта книга – забота о том, чтобы не скудело волшебное царство природы. В «Красной книге» рядом с описанием видов растений говорится о грозящей опасности. «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти» - словно наказ людям. «Сбереги и дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой». Давайте внесём посильную лепту в дело охраны природы: посадим вот на этом лугу по одному цветочку, занесённому в «Красную книгу». Быть может, кто-нибудь из вас, будучи взрослым, вспомнит этот урок, и действительно будет заниматься созданием заповедников для исчезающих растений.
Дети подходят к доске и приклеивают на плакат нарисованные цветы (устно говоря их названия).
7.Итог урока.
- Какой вывод вы можете сделать для себя из сегодняшнего урока?
8.Домашнее задание.
Стр. 84-88 – читать, пересказывать, отвечать на вопросы, в тетради нарисовать природоохранные знаки.