Продуктивное занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:
Обучающие:

  1. Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении.
  2. Закреплять умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны.
  3. Закреплять способы работы различными инструментами: ножницами, иглами, трафаретами.
  4. Закреплять знания об элементах журнала (книги): обложка, титульный лист, содержание.

Развивающие:

  1. Развивать фантазию, воображение.
  2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

  • Игрушечный почтовый ящик с письмом внутри.
  • Комплекты для опытно-экспериментальной деятельности (по одному на каждую пару детей): по 4 образца писчей бумаги, картона, туалетной бумаги размером 3*8, ножницы, цветные карандаши.
  • Сводная таблица (Приложение 1) для занесения результатов опытов (в таблице вместо названий опытов можно сделать картинки, изображающие предстоящие операции с бумагой, чтобы было понятно детям).
  • Магнитофон, кассета с записью песни «Почтальон» (Аудиокассета «Все профессии важны» песни-караоке. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 2003г.) для физкультминутки.
  • Алгоритм изготовления основы журнала (Приложение 2)
  • Комплекты для изготовления журналов (по одному на каждого ребёнка): картон с бороздкой для сгиба (20*12), 4 листа писчей бумаги (20*12), игла с вдетой ниткой, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка.
  • Материалы для оформления обложки: цветная бумага, цветные карандаши, шаблоны (животные), трафареты (животные), картинки с логотипами детских журналов (по количеству детей).

Предварительная работа:

  • Знакомство с различными детскими журналами: «Простоквашино», «Тошка», «Колокольчик», «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.
  • Беседа об особенностях содержания  понравившихся детям журналов.
  • Знакомство со структурой журнала, с понятиями «обложка», «титульный лист», «содержание», «рубрики»,

Ход занятия:

1. Введение в сюжет занятия.

- Вчера вечером у двери нашей группы я нашла вот что…?
- Что это?
- Да это почтовый ящик. В нём что-то лежит. Давайте посмотрим, что в нём?

Дети открывают ящик и обнаруживают в нём конверт с адресом детского сада и названием их группы. Воспитатель читает письмо глазами и сообщает детям, что это письмо от Знайки. Он пишет, что жители Цветочного города перечитали все детские журналы. До выхода следующего номера ещё долго ждать. Малыши и малышки очень любят читать. Знайка просит помочь им.

- Мы не откажем в помощи? Только чем мы можем помочь?
- Мы ведь не умеем делать журналы!? (высказывания и предположения детей)
- А давайте научимся?

2. Постановка учебной задачи.

- Для начала выберем необходимые материалы. А какие материалы подойдут для журнала? (высказывания детей)
- Чтобы не было споров, проведём испытания.
- Итак, уважаемые исследователи, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, туалетная бумага, писчая бумага).

3. Опытно-экспериментальная работа

Опыт № 1
- Первое испытание. Проверим, как бумага мнётся, хорошо ли сгибается. В процессе изготовления журнала нам придётся бумагу сгибать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Согните. Как сгибаются образцы?
- Помните. Как мнутся образцы?

Работа в парах

Вывод: (делают дети) Картон плохо сгибается и мнётся, а туалетная и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо.

  Опыт № 1
Сминание, сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К -      
Т Б +      
П Б +      

Опыт № 2
- Испытание второе. Проверим бумагу на прочность. Ведь странички журнала должны быть прочными, чтобы не рвались, когда мы будем их листать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Порвите каждый образец.

Работа в парах

Вывод (делают дети): Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, а туалетная бумага рвётся очень хорошо.

Опыт № 1
Сминание, сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К - -
Т Б + ++
П Б + +

Опыт № 3

- Испытание третье. Нам  придётся бумагу резать. Посмотрим, хорошо ли она режется.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
-Что будем делать с образцами?

Работа в парах

Вывод (делают дети): Картон резать трудно, а туалетную и писчую бумагу – легко.

  Опыт № 1
Сминание, сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К - - -  
Т Б + ++ +  
П Б + + +  

Опыт № 4
- Испытание последнее. Так как это у нас будет журнал, в нём будут рисунки и статьи (записи), проверим, можно ли на наших образцах рисовать и писать.
- Что будем делать с образцами? (Будем рисовать и писать на них). Действуйте.

Работа в парах

Вывод: Удобно рисовать и писать на картоне и писчей бумаге, а на туалетной неудобно.

  Опыт № 1
Сминание, сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К - - - +
Т Б + ++ + -
П Б + + + +

Общий вывод

- Итак, уважаемые исследователи, подведём итог. Какую бумагу возьмём для производства журнала? Почему? (Возьмём писчую бумагу, потому что она прочная, её удобно резать, она легко сгибается, на ней хорошо рисовать и писать). А прочность картона мы можем использовать? (дети высказываются) К этому вопросу мы ещё вернёмся.

4. Беседа о структуре журнала

- Давайте рассмотрим для примера журнал. Из каких частей состоит журнал, что в нём есть? (У журнала есть обложка, титульный лист, страницы. В журнале есть содержание, рубрики, статьи, картинки,…)
- Для чего у книг и журналов обложка? (На ней располагается название, она защищает страницы от повреждений)
- Какой материал лучше использовать для обложки? Почему?
- Прежде, чем приступить к работе, отдохнём немножко вместе с почтальоном, который принёс нам такое замечательное письмо.

5. Физкультминутка.
 
Танцевальные движения под песню «Почтальон»

Составление алгоритма работы

- Приступим к производству макетов журнала.
- Составим план действий.

Детям предлагается расставить в нужном порядке картинки с изображением этапов работы.

- С чего начнём работу? (Нужно согнуть  картонку-обложку и листки-страницы).
- Что нужно сделать дальше? (Нужно сшить страницы)
-  С иголками нужно быть осторожными. Вспомните правила пользования иглой.
- Какое следующее действие? (Вклеиваем странички в обложку.)
- Как будем действовать дальше? (Украсим обложку)
- Чем можно украсить обложку? Что на ней изобразите? Какими материалами воспользуетесь?
- Каким будет содержание ваших журналов? (высказывания детей)
- Есть вопросы? Тогда приступаем к работе.

6. Самостоятельная работа

Воспитатель наблюдает за работой детей, при необходимости помогает.

В рамках занятия дети не успеют заполнить журнал содержанием, поэтому данная работа выносится в совместную деятельность. При желании дети могут продолжить работу над журналом дома вместе с родителями. Необходимо сразу оговорить  условие, что журналы нужно вернуть  в группу, чтобы отправить их в Цветочный город. Перед «отправкой» журналов по назначению устраивается выставка.

7. Выставка работ. Итог занятия.

 Макеты выкладываются на полочку для книг, дети их рассматривают.
- Какой макет вам понравился больше всех? Почему?
- Какие замечательные макеты у вас получились! А почему мы смогли выполнить работу так хорошо? (Мы учли свойства материалов, которые использовали.)