Цель урока: формирование навыков фантазийного преобразования формы буквы через средства графики.
Задачи: - Познакомить со способами графического формообразования буквы,
превращения буквы в сказочный домик, с элементами архитектуры, элементами
декора постройки.
- Развивать фантазию, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук,
графические навыки и умения, умения заполнять форму декором.
- Воспитывать внимательность, творческое отношение к заданию, чувство
красоты, интерес к графике.
Оборудование:
Зрительный ряд: таблицы с архитектурными элементами, образцы «букв-домиков», рисунки детей прошлых лет.
Литературный ряд: загадки про буквы, сказка про Букваешек.
Материалы и инструменты: альбомный плотный лист, графический карандаш, ластик, фломастеры.
Задание: используя предложенные элементы постройки и способы преобразования букв, выполнить сказочную буквицу-домик для города Букваешек.
Ход урока:
Погружение в тему:
Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Прилетели галки в поле И уселись на снегу. Стану я учиться в школе, Разобраться в них смогу. (Буквы) |
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Буквы) |
Она добру нас, дети, учит И никогда нам не наскучит, Поверь, нет прекрасней мига, Когда раскрыта вами … (Книга) |
Чёрные птички На каждой страничке, Молчат, ожидают, Кто их прочитает. (Буквы) |
Правильно, это буквы. А загадки эти я вам загадала не зря. Дело в том, что мы сегодня отправимся в сказочную страну гномов-Букваешек.
Гномы-Букваешки очень любят читать, они читают всё подряд и сказки, и стишки, и романы. Буквы они знают с раннего детства. А живут эти маленькие человечки в сказочном буквенном городе, где каждый дом напоминает какую-то букву, да и сами Букваешки выглядят вот так! Не правда ли, что и сами они очень напоминают буквы?
Домики у гномов-Букваешек очень красивые, сказочные, с красивыми оконцами разной формы, с наличниками, балкончиками, необычными крышами, воротами, а цветных узоров сколько на домишках, узоры из волнистых линий, кружочков, цветочков! Все домики разные, ни один домик не походит на другой, потому что жители города – мастеровые, трудолюбивые и творческие гномы.
Жители сказочного города – Букваешки.
В той сказочной стране жила злая ведьма – Бука-Яга, жила она в страшной избушке, в тёмном лесу и не любила красоту, не любила яркие краски, злилась на Букваешек и на весь их прекрасный, красочный город. Вот и решила она послать на город ураган такой силы, что все домики гномов буря снесла и разрушила. Остались Букваешки без домиков….
Давайте поможем этим сказочным человечкам построить город из букв-домиков.
Объяснение задания: каждый из вас постарается нарисовать красивый домик из любой буквы, украсить его узорами, подобрать красивые гармоничные цвета для элементов дома,
А в конце занятия мы составим из наших нарисованных домиков город для Букваешек.
Нужно постараться построить букву-домик во весь лист.
Учитель показывает последовательность на доске.
Пошаговое исполнение:
1 – наметить большую букву на листе.
2 – придать букве толщину, а можно и объём, чтобы домик не
получился узеньким и тоненьким.
3 – превратить букву в домик, дополнить изображение буквы
элементами дома (вывешивается таблица с элементами постройки
– дети выбирают форму окон, крыши, дверей, балконов и т.д.)
(рисунок 1).
4 – украсить домик наличниками, узорами, продумать мелкие
элементы - антенны, фонари, трубы (рисунок 2).
5 – продумать цветовое решение домика, используя фломастеры,
заполнить цветом контур так, чтобы форма буквы не терялась и
буквочка хорошо читалась, тогда каждый Букваешка найдёт себе
домик. (напоминаются правила работы фломастерами).
ТАБЛИЦА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОСТРОЙКИ
ПРИМЕРНЫЙ РИСУНОК ДОМИКА
Самостоятельная работа - творческая графическая работа цветными фломастерами.
Выставка и подведение итогов:
В конце урока рисунки с буквами-домиками соединяются в большую картину на доске «Сказочный город», где дети обсуждают работы и радуются красочному волшебному городу.
Учитель подводит итог: Какой красивый сказочный город мы построили для маленьких жителей