Одной из форм обучения в учреждениях дополнительного образования является изучение и рисование «неподвижной» натуры (натюрморта). Изучая ее, учащиеся овладевают перспективой, развивают глазомер, колористические, композиционные способности.
Декоративный натюрморт расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать и доводить самое характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности.
Представленные мной занятия на тему «Декоративный натюрморт; стилизация природных и бытовых форм» - первый шаг по овладению основами изображения декоративного натюрморта. Возраст учащихся 11-12 лет.
Цель: приобщение учащихся к ценностям мирового натюрмортного жанра, формирование разностороннего взгляда на различные художественные направления в изобразительном искусстве.
Занятие №1 (3 учебных часа)
Задачи: учить различать реалистический образ от декоративного и абстрактного на примере произведений натюрмортного жанра различных направлений; принципу стилизации природных, бытовых форм, их изображению; развивать эстетический вкус; формировать устойчивый интерес к теме.
Методические приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Форма организации: организационный момент, основная часть занятия, самостоятельная практическая деятельность учащихся, анализ детских работ.
Оборудование:
слайды или репродукции картин:
П. Клас «Завтрак с ветчиной»;
В. К. Хеда «Завтрак с крабом»;
А. Матисс «Красные рыбки»;
П. Сезанн «Натюрморт с яблоками»;
В. Ван Гог «Подсолнечники»;
П. Гоген «Окорок», «Натюрморт с щенятами»;
А. Куприн «Натюрморт с синим подносом»;
П. Кончаловский «Окно. Крым. Балаклава»;
И. Машков «Снедь московская. Хлебы»;
плакат с изображением различных принципов стилизации предметов;
Материалы: гуашь, ватман Ф-А3, кисти № 3,5, баночки для воды, палитры.
Словарь: декоративный натюрморт, абстракция, стилизация.
Ход занятия:
1.Организационный момент – приветствие, подготовка учащихся к занятию.
2.Основная часть занятия.
П. - Ребята, вы уже знакомы с жанром натюрморта. Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина.
(Слайды или репродукции натюрмортов реалистического направления).
Давайте вспомним, что является объектами изображения в натюрмортах?
Д. - Посуда, цветы, предметы быта. Можно сказать двумя словами «неживая природа» (возможные варианты ответа).
П. - Ребята, выберите из лежащих перед вами репродукций иллюстрации, относящиеся к натюрмортному жанру (выбирают и показывают выбранные репродукции, называют, что на них изображено).
А вот «декоративный натюрморт» - явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.
( Слайды или репродукции натюрмортов А. Матисса, П. Сезанна, П. Гогена, В.Ван Гога, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Куприна).
А теперь из тех репродукций, что вы отобрали, выберите натюрморты, которые считаете декоративными? (Учащиеся еще раз рассматривают слайды и репродукции, выбирают натюрморты, которые на их взгляд являются декоративными).
П. - Как вы думаете, чем отличается декоративный натюрморт от реалистического?
Д. - Яркостью красок, плоскостным изображением, условным цветом, свободной трактовкой формы (возможные варианты ответов).
П. - Правильно ребята! Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии.
В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как аппликативной составляющей декоративного натюрморта.
А вот теперь еще раз рассмотрите выбранные вами натюрморты и назовите, какие признаки декоративности в них присутствуют.
Д. – Отсутствует реалистическое пространство, предметы обведены черным контуром, форма решена не реалистически, цвет взят декоративно и ярко, введено много орнаментов (возможные варианты ответов).
П. - Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.
Посмотрите, пожалуйста, на этот плакат: на нем показаны предметы с использованием различных принципов стилизации. На варианте а) представлено реалистическое изображение; на варианте б) стилизация изображения происходит за счет упрощения (декоративного обобщения) объема и формы предметов; на варианте в) – условный цвет, плоскостное решение, полное отсутствие материальности; на варианте г) – усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.
Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией. Отличительные особенности реалистического, декоративного и абстрактного решения натюрморта можно рассмотреть на представленном плакате (учащиеся рассматривают плакат).
Какой из натюрмортов решен в абстрактной манере?
Д. – Вот этот (показывают).
П. – Правильно. По каким признакам вы это определили?
Д. – Очертания предметов едва угадываются, они упрощены до геометрических форм, полностью отсутствует пространство, нет объема у предметов.
П. – Молодцы ребята! Прежде чем приступить к изображению декоративного натюрморта, мы выполним с вами задание на стилизацию природных форм и несложных бытовых предметов. Это могут быть фрукты, овощи, ваза, кувшин, чайник, чашка и т.д. Перед вами на столе стоят такие предметы, вы можете выбрать некоторые из них, рассмотреть внимательно и приступить к выполнению задания по стилизации реалистической формы.
3.Практическая работа учащихся.
(Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения).
4. Просмотр (анализ работ).
П. – Давайте расставим работы на мольбертах и обсудим результаты.
(В обсуждении принимают участие и педагог и учащиеся).
Наводящие вопросы:
- Какими средствами решали поставленную задачу?
- Все ли удалось?
- В чем вы испытывали затруднения?
- Какие работы вы считаете наиболее удачными? Почему?
П.- Сегодня мы с вами, ребята, сделали первый шаг в работе над декоративным натюрмортом. Полученный первый опыт по декоративной стилизации предметов пригодится нам на следующем занятии при выполнении черно-белого декоративного натюрморта, состоящего из нескольких предметов.
Домашнее задание: проиллюстрировать термин «реалистическое», «стилизованное», «абстрактное» изображение (на примере любого предмета быта).
Занятие №2 (3 учебных часа)
Задачи: учить, используя натурную постановку, изображать декоративный натюрморт, построенный на ритмическом сочетании черно-белых пятен и линий с соблюдением условности пространства; закреплять полученный на предыдущем занятии опыт по стилизации форм; развивать чувство ритма, равновесия в натюрморте.
Форма организации: организационный момент, повторение пройденного на основе домашнего задания, основная часть занятия, самостоятельная практическая деятельность учащихся, анализ детских работ.
Оборудование:
слайды или репродукции картин:
А. Матисс «Красные рыбки»;
П. Сезанн «Натюрморт с яблоками»;
В. Ван Гог «Подсолнечники»;
П. Гоген «Окорок», «Натюрморт со щенятами»;
А. Куприн «Натюрморт с синим подносом»;
П. Кончаловский «Окно. Крым. Балаклава»;
декоративные натюрморты из фонда;
натурная постановка натюрморта;
Материалы: черная гуашь, Ф-А3, кисти № 3,5, баночки для воды, палитры.
Словарь: равновесие, доминирующий предмет
Ход занятия:
1.Организационный момент – приветствие, подготовка учащихся к занятию.
2. Повторение пройденного, на основе домашнего задания.
П.- На прошлом занятии мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом.
Давайте рассмотрим некоторые произведения этого жанра (зрительный ряд).
П.- Вспомним, что отличает «декоративный» натюрморт от «реалистического»?
Д.- Условность или полное отсутствие пространства и объема; цвет может не отражать реальную природу предметов; иногда предметы обводятся темным контуром или насыщаются орнаментом; если дается объем, то решается он декоративно (стилизованно).
П.- Дома вы самостоятельно проиллюстрировали термины «реалистическое», «стилизованное», «абстрактное» изображение на примере любого предмета быта или фрукта, овоща. Давайте рассмотрим рисунки и обсудим результаты.
(В обсуждении принимают участие учащиеся и педагог).
Вопросы для обсуждения:
- Какие иллюстрации вы считаете наиболее удачными? Почему?
- Какой термин было наиболее сложно проиллюстрировать?
- Какие средства вы использовали для иллюстрирования термина «стилизованное»
изображение?
3. Основная часть занятия.
П.- Сегодня мы продолжаем знакомство с декоративным натюрмортом. Любая постановка натюрморта, в том числе и «декоративного» строится вокруг доминирующего (главного) предмета: либо на вертикали большого кувшина, либо на выразительной округлости заднего подноса. На этом главном предмете нужно сделать акцент, соподчинив все остальное в композиции. Рассмотрите стоящий перед вами натюрморт, он послужит отправной точкой при выполнении нашего задания. Какой главный предмет в этом натюрморте?
Д.- Кувшин.
П.- Правильно. Он должен послужить доминантой нашей постановки. Любой предмет натюрморта может быть переработан в сторону выявления его характерных качеств, если необходимо, для придания большей выразительности, вы можете передвигать предметы, менять их местами. Стилизация предметов может идти по пути предельного упрощения форм, а может, наоборот, вестись за счет усложнения формы и насыщения ее орнаментом. Так как этот натюрморт будет выполняться в ограниченной цветовой палитре (черно-белой), при его выполнении важно соблюсти тональный контраст, построенный на ритмическом чередовании черных и белых пятен, линий. Важно помнить, что композиция натюрморта должна быть уравновешена. При этом равновесие не предполагает симметричного расположения предметов, а подразумевает равное их тональное соотношение, чтобы не возникало чувства неустойчивости.
Рекомендации по этапам работы над натюрмортом:
1.Анализ постановки, выбор формата;
2.Выполнение краткосрочного эскиза;
3.Выполнение общего карандашного рисунка;
4.Детальная прорисовка с учетом стилизации форм;
5.Выполнение работы черной гуашью;
4. Практическая работа учащихся.
(Во время самостоятельной работы педагог обходит детей, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, проверяет объем выполненной работы, правильность приемов и этапов ее ведения).
5. Просмотр (анализ работ).
П. – Давайте расставим работы на мольбертах и обсудим результаты.
(В обсуждении принимают участие и педагог и учащиеся).
Вопросы для обсуждения:
- Какие приемы вы использовали для достижения декоративности предметов?
- В чем вы испытывали наибольшие затруднения?
- Какие работы вы считаете наиболее удачными? Почему?
- Как вы оцениваете свою работу?
П.- Сегодня вы сделали первые шаги по освоению принципов изображения декоративного натюрморта. На занятиях вы узнаете еще много нового и интересного в этом жанре изобразительного искусства.
Хочется отметить одно положительное впечатление от просмотра ваших рисунков. Каждый из вас видит окружающий мир по-своему, потому что не было представлено одинаковых работ. Это прекрасное качество, которое тоже необходимо развивать. Творческих успехов вам!