Возраст учащихся: 10 класс
Количество времени для занятия: 40 минут
Ожидаемые результаты:
- В ходе проведения занятия участники смогут
- Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
- Сформулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
- Отстаивать собственное мнение;
- Задуматься, осознать, занять позицию.
Цель: сформировать положительное отношение учащихся к браку и семье.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: “Что такое семья?”, определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности;
- Помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях семьи;
- В ходе проведения занятия участники смогут:
- Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
- Формулировать критерии оценивания устного
выступления, принять участие в процедуре
оценивания семейного быта, семейных
взаимоотношений.
- Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.
- Помочь ребенку оценить свое место в семье.
Основные понятия: семья, брак, семейные обязанности, добро, зло, любовь.
Оборудование:
- Плакаты для оформления.
- Карточки с вопросами.
- Необходимые атрибуты к домашнему заданию.
- Большие листы бумаги,
- Фломастеры.
- Карточки с описанием заданий.
- Аудиозаписи.
- Технические средства обучения.
Ход занятия
Ученики садятся по группам; 4 группы по 5 человек. (слайд 1)
1. Вступительное слово учителя (слайд 2)
Семья – это святое слово,
И обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Учитель:
А как Вы понимаете эту тему “Я и моя семья”? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..
(Каждая группа высказывает свои предположения)
Учитель:
Да, действительно все эти слова подходят к теме моя семья, но сегодня мы поговорим о вашей будущей семье, каким вы его представляете.
Я неслучайно выбрала тему классного часа “Я и моя семья ”. Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой.
2. Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 3)
Учитель:
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- желтый – приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – напряженное;
- черный – уныние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.
3. Какая семья считается счастливой? (слайд 4)
Учитель:
“Какая семья считается счастливой?”Какие слова, по вашему могут ассоциироваться с данной фразой “счастливая семья”? Работаете в группах. Необходимо ответить на поставленный вопрос (методом “мозгового штурма”). На ватмане каждая группа должна записать основные критерии счастливой семьи. Представить свою позицию.
(Критерии, которые предложили учащиеся: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.)
Комментарии учителя: Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировалось понятие о счастливой семьи.
4. Объявление о знакомстве (слайд 5)
Учитель:
Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. В современном мире для этой цели используют объявления о знакомстве. Мы тоже попробуем составить свое объявление, где нужно указать свои основные привлекательные черты внешности и характера. Так же прошу указать необходимые качества, которыми должен обладать ваша предполагаемая половинка, иными словами ваши требования.
(С каждой группы приглашается один участник, который в течение 2-3 минут составляет свое объявление).
Учитель:
А группам я предлагаю составить такое же объявление, за то же самое время но только от имени своего участника.
(Участники и группы зачитывают свои объявления, сравнивают).
Комментарии учителя: Ну, что ж вы сами видите, что наши участники и их группы могут преподать себя и предъявляют вполне разумные требования к своим будущим избранникам.
5. Брачный контракт (слайд 6)
Учитель:
Семья-это серьезно. И как любое серьезное дело он требует тщательной подготовки. Так что один из вопросов, который нужно решить будущим супругам это обсуждение и составление брачного договора. Может быть, и вам уже пора задуматься над этим документом? В самом деле, какие требования вы можете сформулировать уже сегодня? А на какие уступки вы готовы пойти? Какие разделы вы считаете необходимыми? Наверное, должны быть следующие разделы: “Семейный бюджет”, “Домашние обязанности”, “Воспитание детей”, “Отдых”.
(Группы зачитывают свои договоры, сравнивают).
Комментарии учителя: Мне кажется, что у вас еще не совсем сложились реальные представления об обязанностях каждого из супругов. Но, я думаю, у вас вполне хватит времени на обдумывание требований к вашему будущему избраннику.
6. Энергизатор “Комочек счастья” (слайд 7)
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Учитель:
Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)
Отдохнули, восстановили силы.
7. Тест “Готов ли я к семейной жизни?” (слайд 8)
Учитель:
Теперь нам предстоит решить тест и выяснить, готовы ли вы к семейной жизни. Вам следует распределить обязанности в вашей предполагаемой семье.
(слайд 9)
№ | Утверждение | я | Он(она) |
1 | Забота о детях | ||
2 | Проверка домашнего задания детей | ||
3 | Посещение родительских собраний | ||
4 | Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям | ||
5 | Организация детских торжеств в саду, в школе | ||
6 | Организация семейных праздников | ||
7 | Чтение специальной литературы по воспитанию детей | ||
8 | Выполнение тяжелой физической работы по дому | ||
9 | Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности | ||
10 | Покупка продуктов | ||
11 | Уборка квартиры | ||
12 | Стирка белья | ||
13 | Текущий ремонт квартиры | ||
14 | Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.) | ||
15 | Поддержание контактов с соседями | ||
16 | Планирование семейного бюджета | ||
17 | Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии | ||
18 | Покупка одежды, обуви | ||
19 | Покупка мебели, бытовой техники | ||
20 | Кормление и уход за домашними животными |
Учитель:
Интерпретация результатов: (слайд 10)
- 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.
- От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но все, же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги)
- 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни
Комментарии учителя: Какой будет семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 11)
На семье все держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.
Учитель:
Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Учащиеся на кроне другого дерева вешают листочки с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Итак, мы построили с вами “Счастливую семью”. Я думаю, в ходе данного классного часа у вас сформировалось какое-то позитивное отношение к семье, семейным отношениям и семейным обязанностям.
10. Заключение (слайд 12)
Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
(слайд 13)
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.