Классный час "Я и моя семья"

Разделы: Внеклассная работа


Возраст учащихся: 10 класс

Количество времени для занятия: 40 минут

Ожидаемые результаты:

  • В ходе проведения занятия участники смогут
  • Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
  • Сформулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений;
  • Отстаивать собственное мнение;
  • Задуматься, осознать, занять позицию.

Цель: сформировать положительное отношение учащихся к браку и семье.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: “Что такое семья?”, определению ими своего отношения к семье как общественной и общечеловеческой ценности;
  • Помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях семьи;
  • В ходе проведения занятия участники смогут:
  • Получить опыт работы в группе, организации устного выступления;
  • Формулировать критерии оценивания устного выступления, принять участие в процедуре оценивания семейного быта, семейных взаимоотношений.
    • Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.
    • Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Основные понятия: семья, брак, семейные обязанности, добро, зло, любовь.

Оборудование:

  • Плакаты для оформления.
  • Карточки с вопросами.
  • Необходимые атрибуты к домашнему заданию.
  • Большие листы бумаги,
  • Фломастеры.
  • Карточки с описанием заданий.
  • Аудиозаписи.
  • Технические средства обучения.

Ход занятия

Ученики садятся по группам; 4 группы по 5 человек. (слайд 1)

1. Вступительное слово учителя (слайд 2)

Семья – это святое слово,
И обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!

Учитель:

А как Вы понимаете эту тему “Я и моя семья”? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

(Каждая группа высказывает свои предположения)

Учитель:

Да, действительно все эти слова подходят к теме моя семья, но сегодня мы поговорим о вашей будущей семье, каким вы его представляете.

Я неслучайно выбрала тему классного часа “Я и моя семья ”. Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой.

2. Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 3)

Учитель:

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный – восторженное;
  • оранжевый – радостное;
  • желтый – приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий – грустное;
  • фиолетовый – напряженное;
  • черный – уныние.

(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).

Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.

3. Какая семья считается счастливой? (слайд 4)

Учитель:

“Какая семья считается счастливой?”Какие слова, по вашему могут ассоциироваться с данной фразой “счастливая семья”? Работаете в группах. Необходимо ответить на поставленный вопрос (методом “мозгового штурма”). На ватмане каждая группа должна записать основные критерии счастливой семьи. Представить свою позицию.

(Критерии, которые предложили учащиеся: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.)

Комментарии учителя: Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировалось понятие о счастливой семьи.

4. Объявление о знакомстве (слайд 5)

Учитель:

Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. В современном мире для этой цели используют объявления о знакомстве. Мы тоже попробуем составить свое объявление, где нужно указать свои основные привлекательные черты внешности и характера. Так же прошу указать необходимые качества, которыми должен обладать ваша предполагаемая половинка, иными словами ваши требования.

(С каждой группы приглашается один участник, который в течение 2-3 минут составляет свое объявление).

Учитель:

А группам я предлагаю составить такое же объявление, за то же самое время но только от имени своего участника.

(Участники и группы зачитывают свои объявления, сравнивают).

Комментарии учителя: Ну, что ж вы сами видите, что наши участники и их группы могут преподать себя и предъявляют вполне разумные требования к своим будущим избранникам.

5. Брачный контракт (слайд 6)

Учитель:

Семья-это серьезно. И как любое серьезное дело он требует тщательной подготовки. Так что один из вопросов, который нужно решить будущим супругам это обсуждение и составление брачного договора. Может быть, и вам уже пора задуматься над этим документом? В самом деле, какие требования вы можете сформулировать уже сегодня? А на какие уступки вы готовы пойти? Какие разделы вы считаете необходимыми? Наверное, должны быть следующие разделы: “Семейный бюджет”, “Домашние обязанности”, “Воспитание детей”, “Отдых”.

(Группы зачитывают свои договоры, сравнивают).

Комментарии учителя: Мне кажется, что у вас еще не совсем сложились реальные представления об обязанностях каждого из супругов. Но, я думаю, у вас вполне хватит времени на обдумывание требований к вашему будущему избраннику.

6. Энергизатор “Комочек счастья” (слайд 7)

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.

Учитель:

Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.)

Отдохнули, восстановили силы.

7. Тест “Готов ли я к семейной жизни?” (слайд 8)

Учитель:

Теперь нам предстоит решить тест и выяснить, готовы ли вы к семейной жизни. Вам следует распределить обязанности в вашей предполагаемой семье.

(слайд 9)

Утверждение я Он(она)
1 Забота о детях    
2 Проверка домашнего задания детей    
3 Посещение родительских собраний    
4 Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям    
5 Организация детских торжеств в саду, в школе    
6 Организация семейных праздников    
7 Чтение специальной литературы по воспитанию детей    
8 Выполнение тяжелой физической работы по дому    
9 Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности    
10 Покупка продуктов    
11 Уборка квартиры    
12 Стирка белья    
13 Текущий ремонт квартиры    
14 Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.)    
15 Поддержание контактов с соседями    
16 Планирование семейного бюджета    
17 Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии    
18 Покупка одежды, обуви    
19 Покупка мебели, бытовой техники    
20 Кормление и уход за домашними животными    

Учитель:

Интерпретация результатов: (слайд 10)

- 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

- От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но все, же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги)

- 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни

Комментарии учителя: Какой будет семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 11)

На семье все держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.

Учитель:

Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Учащиеся на кроне другого дерева вешают листочки с выбранными цветами).

Комментарии учителя: Итак, мы построили с вами “Счастливую семью”. Я думаю, в ходе данного классного часа у вас сформировалось какое-то позитивное отношение к семье, семейным отношениям и семейным обязанностям.

10. Заключение (слайд 12)

Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

(слайд 13)

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Презентация.