Цели:
- вспомнить прочитанные сказки, передать с помощью рисунков понравившийся отрывок из прочитанной сказки.
- развитие умения формулировать основную мысль сказки.
- воспитывать любовь к сказкам, чувство взаимопомощи, отзывчивости.
Предварительная работа: чтение авторских и русских народных сказок, конкурс рисунков по прочитанным сказкам - выставка, подготовка устного рассказа для презентации своего рисунка.
Оборудование: выставка книг с авторскими и народными сказками, плакаты с изображением сказочных персонажей, рисунки по сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Дорогие, ребята! Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправляемся в удивительную страну, в страну сказок.
Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас может вспомнить.
Ведь сказка- это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем- либо интересном. Фантастическое в поэтическом мире сказок уживается с реальным и это усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее смекалка, ее внешний вид; вполне реальна встреча барина с мужиком; мужик рубит дрова в мороз, и ему жарко, поэтому он снял с себя кафтан (объяснить), а проезжавший мимо барин и в тулупе мерзнет.
Чем страшнее Кощей Бессмертный, тем больше мы переживаем за Ивана-царевича.
-Вспомните, ребята, какие виды сказок мы знаем?
О животных, волшебные сказки, сказки приключения, сказки о детях, сказки о Родине.
- Но кто же создал все эти сказки? Ну, конечно, это сказочники. Одну из этих сказочниц мы знаем. Эта няня А.С. Пушкина Арина Родионовна: ее исполнение очаровывало великого поэта.
- Ребята, мы долго готовились к этому уроку. Какие сказки мы читали?
(народные, Петра Павловича Ершова, Мамина-Сибиряка, Катаева и многих других авторов)
-А теперь, ребята, давайте вспомним, какими обычно словами начинаются сказки?
"Жили - были:", "Жил - был:", "В некотором царстве, в некотором государстве:", "Давным - давно, в старину:", "Жил на свете:", "Жили в давние времена:".
-А теперь давайте послушаем, что вы подготовили к нашему уроку. Ершов П.П.
-Правильно, ребята, это сказка" Конек-Горбунок"
Написал ее Петр Павлович Ершов. Вот портрет этого писателя.
(Дети показывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили в своих рисунках)
Мамин - Сибиряк "Серая шейка", "Катаев", "Цветик - семицветик", Андерсен Г.Х "Снежная королева".
Русская народная сказка Ш. Перро" Кот в сапогах".
Физкультминутка.
А теперь ребята, сказки просят: "Вы, друзья, узнайте нас"
"Ах ты, Петя - простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко" ("Петушок-золотой гребешок")"По тропе, шагая бодро
Сами воду
Тащат ведра" ("По Щучьему веленью")"Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке" ("Колобок")"Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца" ("Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка")"Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка" ("Снегурочка")
- Молодцы, ребята, угадали сказки!
- Ребята, я просила вас выписать в тетради о том, какими словами заканчиваются сказки.
(Говорят дети)
- Конец сказки подводит итог развитию сказочного действия.
Например, сказка "О зимовье зверях"
"А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут поживают и добра наживают" Иногда конец сказки дается как пословица." Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает". Это Пушкину принадлежат слова: "Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок". Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой.
- Что значит намек?
Ответы детей:
- это вроде обращаются к нам, значит надо подумать
- сказка еще учит мудрости
- в сказке есть то, что пригодится в жизни
- смекалка нужна, терпение, храбрость, сила воли
- чтоб не умирать раньше смерти
- она учит нас быть добрыми и справедливыми
- учит бороться со злом
- ненавидеть злодеев, врагов
III. Итог урока.
_ Правильно, ребята! В каждой сказке мы видим честность, преданность, смелость, коллективизм. Хотя бы взять простую сказку "Репка" Конечно же, эта сказка не о том, как лучше дергать репку одному, вдвоем, втроем, вчетвером.
-О чем же эта сказка?
Конечно о дружбе, что с помощью дружбы можно всего добиться. Вот и мы ребята, все дружить, не будем ссориться друг с другом, наверно, будем лучше учиться и получать только хорошие оценки. Спасибо вам, ребята, за то, что вы хорошо подготовились к уроку.
Кто желает, может эти сказки взять в библиотеке, чтобы еще раз рассмотреть и перечитать эти сказки.