По дорогам сказок

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • вспомнить прочитанные сказки, передать с помощью рисунков понравившийся отрывок из прочитанной сказки.
  • развитие умения формулировать основную мысль сказки.
  • воспитывать любовь к сказкам, чувство взаимопомощи, отзывчивости.

Предварительная работа: чтение авторских и русских народных сказок, конкурс рисунков по прочитанным сказкам - выставка, подготовка устного рассказа для презентации своего рисунка.

Оборудование: выставка книг с авторскими и народными сказками, плакаты с изображением сказочных персонажей, рисунки по сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Дорогие, ребята! Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправляемся в удивительную страну, в страну сказок.

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас может вспомнить.

Ведь сказка- это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем- либо интересном. Фантастическое в поэтическом мире сказок уживается с реальным и это усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее смекалка, ее внешний вид; вполне реальна встреча барина с мужиком; мужик рубит дрова в мороз, и ему жарко, поэтому он снял с себя кафтан (объяснить), а проезжавший мимо барин и в тулупе мерзнет.

Чем страшнее Кощей Бессмертный, тем больше мы переживаем за Ивана-царевича.

-Вспомните, ребята, какие виды сказок мы знаем?

О животных, волшебные сказки, сказки приключения, сказки о детях, сказки о Родине.

- Но кто же создал все эти сказки? Ну, конечно, это сказочники. Одну из этих сказочниц мы знаем. Эта няня А.С. Пушкина Арина Родионовна: ее исполнение очаровывало великого поэта.

- Ребята, мы долго готовились к этому уроку. Какие сказки мы читали?

(народные, Петра Павловича Ершова, Мамина-Сибиряка, Катаева и многих других авторов)

-А теперь, ребята, давайте вспомним, какими обычно словами начинаются сказки?

"Жили - были:", "Жил - был:", "В некотором царстве, в некотором государстве:", "Давным - давно, в старину:", "Жил на свете:", "Жили в давние времена:".

-А теперь давайте послушаем, что вы подготовили к нашему уроку. Ершов П.П.

-Правильно, ребята, это сказка" Конек-Горбунок"

Написал ее Петр Павлович Ершов. Вот портрет этого писателя.

(Дети показывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили в своих рисунках)

Мамин - Сибиряк "Серая шейка", "Катаев", "Цветик - семицветик", Андерсен Г.Х "Снежная королева".

Русская народная сказка Ш. Перро" Кот в сапогах".

Физкультминутка.

А теперь ребята, сказки просят: "Вы, друзья, узнайте нас"

"Ах ты, Петя - простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко" ("Петушок-золотой гребешок")

"По тропе, шагая бодро
Сами воду
Тащат ведра" ("По Щучьему веленью")

"Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке" ("Колобок")

"Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца" ("Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка")

"Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка" ("Снегурочка")

- Молодцы, ребята, угадали сказки!

- Ребята, я просила вас выписать в тетради о том, какими словами заканчиваются сказки.

(Говорят дети)

- Конец сказки подводит итог развитию сказочного действия.

Например, сказка "О зимовье зверях"

"А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут поживают и добра наживают" Иногда конец сказки дается как пословица." Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает". Это Пушкину принадлежат слова: "Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок". Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой.

- Что значит намек?

Ответы детей:

  • это вроде обращаются к нам, значит надо подумать
  • сказка еще учит мудрости
  • в сказке есть то, что пригодится в жизни
  • смекалка нужна, терпение, храбрость, сила воли
  • чтоб не умирать раньше смерти
  • она учит нас быть добрыми и справедливыми
  • учит бороться со злом
  • ненавидеть злодеев, врагов

III. Итог урока.

_ Правильно, ребята! В каждой сказке мы видим честность, преданность, смелость, коллективизм. Хотя бы взять простую сказку "Репка" Конечно же, эта сказка не о том, как лучше дергать репку одному, вдвоем, втроем, вчетвером.

-О чем же эта сказка?

Конечно о дружбе, что с помощью дружбы можно всего добиться. Вот и мы ребята, все дружить, не будем ссориться друг с другом, наверно, будем лучше учиться и получать только хорошие оценки. Спасибо вам, ребята, за то, что вы хорошо подготовились к уроку.

Кто желает, может эти сказки взять в библиотеке, чтобы еще раз рассмотреть и перечитать эти сказки.