Цель: Раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия и музыка через теорию и практику.
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся с произведениями искусства живописи (репродукциями картин Дирка Гальса «Концерт», Антуана Ленона «Юные музыканты» Пьетра Лонги «Концерт», поэзии (стихотворением Заболоцкого «Любите живопись поэты…») и музыки (шедеврами инструментальной музыки).
Развивающая (коррекционная): Развивать эстетический вкус, образное мышление, фантазию, чувство цвета и цветовой гармонии.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к искусству, творчеству.
Оборудование:
Для учителя: Репродукции картин: «Концерт» Дирка Гальса, «Юные музыканты» Антуана Ленена, «Концерт» Пьетра Лонги, магнитофон, диск с записью шедевров инструментальной музыки, стихотворение Н. Заболоцкого «Любите живопись поэты...»
Для детей: Альбомные листы, акварельные краски, кисти, нитки, баночка для воды.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявляется тема занятия. Начинает тихо звучать музыка.
2. Основная часть.
Беседа о живописи, поэзии и музыке.
– Под музыку звучит стихотворение Заболоцкого «Любите живопись поэты…», демонстрируется портрет Струйской.
1. Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
2. Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана
Покрытых мглою неудач.
3. Соединенье двух загадок
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной важности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
4. Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Музыка выключается.
– Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение?
– О чьём портрете поэт так восхищённо писал?
– Кто написал этот портрет?
– Если кто-то был внимателен, то заметил некоторую особенность в том, как я говорю о стихотворении и о живописном произведении (оба произведения написаны).
– Как вы думаете, взаимосвязаны живопись и поэзия? Как?
– Думаю, вы убедились во взаимосвязи живописи и поэзии. Женские образы, написанные, кистью великих художников вдохновляли поэтов. Так появлялись и строки, которые только что прозвучали. До того портреты были естественны, завораживали, и на них все хотелось смотреть и смотреть.
– А как же связаны между собой живопись и музыка, как вы думаете?
Под музыку мы можем смотреть произведения искусства, можем рисовать под музыку, можем изображать музыкальные инструменты.
– Связь живописи и музыки открыта не сегодня, а много веков назад. Ещё Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Музыканты и музыкальные инструменты были излюбленной темой для художников различных эпох. Например: «Концерт» Дирка Гальса, «Юные музыканты» Антуана Ленена, «Концерт» Пьетра Лонги.
Для живописи важны понятия ритма, движения, гамма, цвет. Для музыки понятия колорит, симметрия, звучание цвета, холодный и тёплый звук. Иногда музыка сопровождается гаммой цвета. Эти два вида искусства пользуются одними понятиями, чтобы, как можно выразительнее раскрыть сущность своих произведений. Синтез музыки и живописи всегда волновал людей искусства и появился в опере, балете и театре, в котором происходит синтез всех искусств.
Музыку можно не только слушать, но и изображать, иногда она даже подталкивает к созданию живописных произведений. Музыка может создавать наше настроение. Слушая грустную музыку, появляется и соответственное настроение, а если мы еще и рисуем под такую музыку, то и цвета непроизвольно выберем приглушённые, мрачноватые. Энергичная, весёлая музыка поднимает наш жизненный тонус, улучшает настроение, соответственно и жизнь мы напишем яркими, радостными красками.
Я думаю, мы с вами убедились, что живопись, поэзия и музыка взаимосвязаны. Каждый из этих видов искусств может существовать отдельно, но при случае и очень успешно дополнять друг друга.
Практическая работа.
– Дорогие друзья, предлагаю вам, убедится ещё и на практике, во взаимосвязи этих прекрасных искусств. Давайте не просто рисовать под музыку, а попытаемся вслушаться в музыку, прочувствовать её, попытаться передать её настроение, изобразить её цветом и придать ей форму.
Делать мы это будем не совсем обычным способом. Для этого нам понадобится нитка десятого номера, альбомный лист, акварельные краски, баночка с водой и беличья кисть. Подумав, как, что и каким цветом вы будете изображать, покрасим нитку в соответственные цвета, предварительно разложив ее в краски. Затем выкладываем на одной половинке сложенного листа задуманную форму – образ, вызванный при прослушивании музыки. Накрываем выложенный из нитки рисунок второй половиной альбомного листа и, не снимая с него ладони, вытягиваем нить за кончик оставленный вне сложенного пополам листа.
Получились очень интересные, творческие работы, передающие не только настроение прослушанной музыки, но и ваше внутреннее настроение. Все молодцы.
3. Итог занятия.
Проводится просмотр детских работ и их анализ, сравнение с музыкой, производится выбор поэтического названия каждой работы.
– Понравилось ли вам это занятие? Чем?
– Что больше запомнилось?
– Что нового узнали?
– Как взаимосвязаны между собой три вида искусств, о которых шла речь на протяжении всего занятия?
Спасибо всем. Завершить занятие хочу теми же словами Н. Заболоцкого, какими и начала.
Любите живопись поэты!
Лишь, ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…