Работая по УМК «Гармония», я убедилась в том, что для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и предлагаемая мною методика работы над составом слова.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.
Подготовка к осознанию форм слова я начинаю уже при изучении темы «Ударные и безударные гласные» и работа продолжается при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и тоже слово, которое может изменяться.
При изучении темы «Родственные слова» следует обращать внимание на слова-синонимы, чтобы предупредить смешение этих слов с родственными словами.
При подготовке к очередному уроку русского языка необходимо внимательно просматривать материал по текущей теме со стороны возможности связать его с упражнениями, формирующими понятия, связанные с составом слова.
При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны данную трудность и, с другой – важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. Содержание упражнений и характер заданий направляют детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам еще незнакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с данным значением. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовалось слово, при помощи, какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.
Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
- умение выделять морфему из слова;
- умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;
- умение объяснить роль морфемы в слове;
- умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.
Считаю рациональным индивидуализацию процесса изучения морфемного состава слов в начальных классах. Для того чтобы углубить и расширить знания учащихся в области морфемного состава слов целесообразно использовать следующие приемы:
а) каждому из учащихся раздать памятки, содержащие алгоритм работы по морфемному анализу слова;
б) давать ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который имелся в только что разобранном слове; со словами, образованными детьми, составить предложения;
в) детям можно предлагать карточки с индивидуальными заданиями.
Чтобы полнее использовать все возможности темы «Состав слова», учителю с самого начала нужно помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем целесообразно предложить следующее:
- упражнения на моделирование в словообразовании:
работа с приставкой:
работа с суффиксом:
При сформировавшемся навыке словообразовательного анализа я предлагаю учащимся составление слов по моделям, наряду с этим упражнением, дети выполняют обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов.
В результате проведенного мною эксперимента, условием которого явилось развитие навыков письменной и устной речи посредством работы над составом слова, была составлена система упражнений на моделирование морфемного состава, способствующая эффективному обучению младших школьников.
Для развития навыков морфемного анализа, для развития умений вычленять приставки и суффиксы не формально – по догадке, по месту в слове, что нередко случается в начальной школе, а по значению, я рекомендую:
- использовать модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами;
- пользоваться схемами, которые обобщают однородные по написанию слова, так как убедилась в недостаточно развитом уровне понимания детьми правописания слов, подобных данным, а, следовательно, и неправильном морфемном анализе этих слов:
Такие схемы активизируют внимание учащихся и помогают усвоению правописания прилагательных с непроизносимой согласной.
Эффективным для речевого развития младших школьников является использование моделей составления словообразовательных цепочек:
С помощью таких упражнений школьники:
- усваивают различие между словоизменением и словообразованием;
- развивают языковую интуицию.
Для того чтобы дети визуально видели все морфемы слова, предлагаю использовать упражнение «Улитка»: корень всегда есть в слове, поэтому его можно представить в виде ракушки – дома. У улитки могут появиться рожки, что свидетельствует о появлении в слове приставки; если появился хвостик – в слове есть суффикс. Если в слове есть окончание, то появляется травка под улиткой. Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети быстрее запоминают морфемы слов; данное упражнение полезно для детей – кинестетиков.
Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.
Когда ученики познакомятся с окончанием, важно научить их не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:
Модели расшифровываются так: если в слове изменилось только окончание, то слово осталось тем же, но измененным для связи с другими словами (например, книга-книгу), а если произошли изменения в той части, которая находится перед окончанием (в основе), появилось другое слово (книга- книжонка, книголюб и т.п.). Окончание при этом может быть одинаковым (например, книга-книжонка), а может быть и разным (книга-книголюб и т. п.): = или = . Главное здесь – появились ли изменения в основе.
Целесообразно для формирования у школьников правильного понимания строения слова упражнять детей в анализе и словообразовании определенных грамматических категорий, например, давать задания по анализу и образованию слов, относящихся к определенной грамматической категории:
а)существительные мужского, женского и среднего рода с различными суффиксами (-ник-, -ниц-, -чик-, и др.)
б) глаголы с приставками ( -при-, -за-, -у- и т.д.)
в) прилагательные с различными суффиксами ( -н-, -ов-, -ок- и др.).
Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения. Например:
Слово, которое разбирают дети по составу |
Словообразовательный суффикс в нем |
Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом |
Имена существительные |
||
Охотники |
-ник- |
Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, плен |
Машинист |
-ист- |
Трактор, баян, танк |
Звездочка |
-очк- |
Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза |
Имена прилагательные |
||
Интересная книга |
-н- |
Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода |
Осиновая роща |
-ов- |
Щелк, малина, плод, сосна, грозп |
Смолистый запах |
-ист- |
Камень, пух, болото, ветвь, золото |
Дождливая погода |
-лив- |
Крик, говор, счастье, талант, сон, хлопоты |
Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.
Проведенные мною занятия дали свои положительные результаты: моделирование и конструирование слов не только вызвало интерес детей, но и способствовало выработке у младших школьников навыков анализа слов, развитию орфографической зоркости, языковой интуиции, активизации мыслительной деятельности учащихся, способствовало речевому развитию учеников.
Считаю, что словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.
В заключение хочется отметить, что такого рода упражнения дают учителю и ученику хорошую обратную связь, помогают детям овладеть навыками устной и письменной речи.