Тема: Япония в XIX веке.
Цели:
Образовательные: помочь учащимся осознать причины становления Японии, как одной из великих держав. Обеспечить усвоение причин и последствий реформ Мэйдзи. Помочь осознать основные события политической и экономической жизни Японии конца XIX века как неотъемлемую часть необходимых изменений на пути становления значимого государства.
Воспитательные: способствовать нравственному, политическому, гражданскому воспитанию учащихся.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.
Тип: изучение нового материала.
Методы: а) устный, с использованием беседы и повествования; б) наглядный, с использованием карты учебника и слайдов по основным этапам урока.
Оборудование: учебник §27 «Япония на пути модернизации: «восточная модель – западная техника». Карта учебника «Япония в конце XIX – начале ХХ в.в.», карта настенная «Мир в ХХ веке», компьютер, проектор, экран с использованием слайдов по теме урока, доска, тетради учащихся.
Оформление доски:
Тема: Япония в XIX веке. План:
|
Д/з §27 разобрать, на вопросы № 3, 5 ответить устно. Мини-сочинение «Влияние реформ Мэйдзи на развитие Японии» |
Ход урока
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
До 2 минут До 40 минут
До 3 мин д/з |
Орг.момент. Объяснение нового материала. На прошлых уроках мы с Вами рассматривали развитие европейских стран в XIX – начале ХХ в.в. Назовите, пожалуйста, характерные черты развития европейских стран в данный период. (Слайд №1). Правильно. Таким образом, в странах Запада произошли качественные изменения, которые позволили им стать передовыми. А как же обстояло дело со странами Востока? И сегодня на уроке мы с Вами разберем особенности развития в XIX веке Японии. Откройте тетради и запишите тему урока «Япония в XIX веке». А так же план (Слайд №2):
Цель нашего урока, сегодня – выяснить каким образом Япония вошла в XIX век объектом экспансии западных стран, а закончила столетие стремительным выходом в число великих держав. Для начала давайте разберем, что представляла собой Япония к середине XIX века. Рассмотрим первый вопрос плана «Япония в середине XIX века». Послушаем Вику Тимошевскую. (Слайд № 3). Спасибо, Вика. Итак, к середине XIX века Япония являлась страной…?
Спасибо. Мы рассмотрели первый вопрос и переходим ко второму «Открытие» Японии европейцами». Откройте карту в учебнике «Япония в конце XIX – начале ХХ в.в.», а так же посмотрите на карту «Мир в ХХ веке» на доске. Охарактеризуйте, глядя на карту, положение Японии.
Спасибо. Итак, островное государство закрыло свои границы для иностранцев. Как Вы думаете почему?
Правильно. Сёгун принял решение о «закрытии страны». Под страхом смертной казни японцам было запрещено выезжать из страны. Любой иностранный корабль, появлявшийся у берегов Японии, подлежал уничтожению вместе с экипажем. Исключение было сделано лишь для Голландии, так как голландцы помогли сёгуну в подавлении крестьянского восстания. Для них были открыт один порт – Нагасаки. Почему Япония открыла свои границы для западных стран? Послушаем Рому Варкасова. (Слайд № 4). Спасибо, Рома. Как Вы думаете, каковы последствия такого насильственного открытия Японии?
Правильно. Таким образом, Недовольство проникновением европейцев породило движение против сёгуна и иностранцев, а его участники выступали за восстановление власти императора. Мы рассмотрели с Вами второй вопрос и переходим к третьему «реформы Мэйдзи». В 1868 г. В Японии произошел военный переворот, и имперская власть была восстановлена в полном объеме. К власти пришел император Мацухито. Период его правления получил название «эпоха Мэйдзи», т.е. Просвещенное правление. 6 апреля 1868 г. император сделал торжественное заявление, в котором огласил программу своих действий. Прочтем, программу и ответим на вопрос, что обещал сделать император? «Пятистатейная клятва» (Слайд № 5) Что же император обещал своему народу сделать в стране?
Правильно. Как же эта программа внедрялась в жизнь? О сущности реформ послушаем Мадину. (Слайд № 6). Спасибо, Мадина. Скажите, что изменилось в стране благодаря реформам Мэйдзи? Спасибо. В 1889 г. император утвердил Конституцию. О политическом устройстве Японии согласно Конституции расскажет Руслан. (Слайд № 7). Спасибо, Руслан. Таким образом, Япония стала конституционной монархией. Но у императора были широкие полномочия. Мы с Вами рассмотрели третий вопрос. Возможно, вы скажите проводились ли подобные реформы в России? Если да, то когда и кем? Правильно, но эти реформы мы с вами рассмотрим позднее. Скажите, что же позволило Японии к началу ХХ в. стать великой державой мира? Япония вырывается в лидеры европейского развития благодаря быстрой модернизации по инициативе императора. В стране была создана сильная армия и Япония начала активно участвовать в международных отношениях, войнах. Давайте разберем основные события внешней политики Японии. Откройте учебник на странице 220, прочитайте пункт и скажите об основных событиях внешней политики Японии в конце XIX – начале ХХ в.в. На выполнение задания Вам 4 минуты. Спасибо. Сегодня на уроке мы с вами разобрали основные моменты истории Японии XIX в. и выяснили…
Правильно, благодаря реформам, модернизации Мэйдзи Япония, вырвалась в число великих мировых держав. Дома вы разбираете § 27 и отвечаете на вопрос № 3 и 5, а также в своих тетрадях письменно пишите мини-сочинение на тему «Влияние реформ Мэйдзи на развитие Японии». Поставить и огласить оценки за урок. |
Учащиеся записывают в свои тетради план и тему урока.
Сословной, огромная роль принадлежала сёгуну, личностное бесправие подданных, огромное влияние древних традиций, регламентирующих жизнь человека.
Островное гос-во, в середине XIX в., 3 острова – Хонсю, Кюсю, Сикоку. Прав-во во главе с сёгуном опасалось, что на его тер-ии будет распространено хр-во (религия Европы). А европейцы подчинят себе всю страну, Япония потеряет самостоятельность и станет колонией.
Сёгун показал свою слабость. Дайме начинают борьбу с ним. Эк-ка не выдерживала конкуренции с иност-ми товарами, кризис.
Улучшить положение в экономике, править, опираясь на «Широкое собрание», в соотв-ии с общ-м мнением. Путь выхода – заимствовать во всем мире знания, передовые достижения науки и техники.
Страна – великая держава.
60-70-е г.г. XIX в., Александр II. Реформы Мэйдзи, готовность к переменам, трудолюбие, использование западного опыта, техники и технологии.
Уч-ся рас-ют основ-е события. Быстрое преодоление отставания от стран Запада благодаря модернизации. А в начале ХХ в. вошла в число великих мировых держав. |