Информационные технологии на уроке истории

Разделы: История и обществознание


Тема: Япония в XIX веке.

Цели:

Образовательные: помочь учащимся осознать причины становления Японии, как одной из великих держав. Обеспечить усвоение причин и последствий реформ Мэйдзи. Помочь осознать основные события политической и экономической жизни Японии конца XIX века как неотъемлемую часть необходимых изменений на пути становления значимого государства.

Воспитательные: способствовать нравственному, политическому, гражданскому воспитанию учащихся.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.

Тип: изучение нового материала.

Методы: а) устный, с использованием беседы и повествования; б) наглядный, с использованием карты учебника и слайдов по основным этапам урока.

Оборудование: учебник §27 «Япония на пути модернизации: «восточная модель – западная техника». Карта учебника «Япония в конце XIX – начале ХХ в.в.», карта настенная «Мир в ХХ веке», компьютер, проектор, экран с использованием слайдов по теме урока, доска, тетради учащихся.

Оформление доски:      

Тема: Япония в XIX веке.

План:

  1. Япония к середине XIX века.
  2. «Открытие» Японии европейцами.
  3. Реформы Мэйдзи.

Д/з

§27 разобрать, на вопросы № 3, 5 ответить устно. Мини-сочинение «Влияние реформ Мэйдзи на развитие Японии»

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

До 2 минут

До 40 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 3 мин д/з

Орг.момент.

Объяснение нового материала.

На прошлых уроках мы с Вами рассматривали развитие европейских стран в XIX – начале ХХ в.в. Назовите, пожалуйста, характерные черты развития европейских стран в данный период. (Слайд №1).

Правильно. Таким образом, в странах Запада произошли качественные изменения, которые позволили им стать передовыми.

А как же обстояло дело со странами Востока? И сегодня на уроке мы с Вами разберем особенности развития в  XIX веке Японии. Откройте тетради и запишите тему урока «Япония в XIX веке». А так же план (Слайд №2):

  1. Япония к середине XIX века.
  2. «Открытие» Японии европейцами.
  3. Реформы Мэйдзи.

Цель нашего урока, сегодня – выяснить каким образом Япония вошла в XIX век объектом экспансии западных стран, а закончила столетие стремительным выходом в число великих держав.

Для начала давайте разберем, что представляла собой Япония к середине XIX века. Рассмотрим первый вопрос плана «Япония в середине  XIX века». Послушаем Вику Тимошевскую. (Слайд № 3).

Спасибо, Вика. Итак, к середине XIX века Япония являлась страной…?

 

 

Спасибо. Мы рассмотрели первый вопрос и переходим ко второму «Открытие» Японии европейцами». Откройте карту в учебнике «Япония в конце XIX – начале ХХ в.в.», а так же посмотрите на карту «Мир в ХХ веке» на доске. Охарактеризуйте, глядя на карту, положение Японии.

 

Спасибо. Итак, островное государство закрыло свои границы для иностранцев. Как Вы думаете почему?

 

 

 

 

Правильно. Сёгун принял решение о «закрытии страны». Под страхом смертной казни японцам было запрещено выезжать из страны. Любой иностранный корабль, появлявшийся у берегов Японии, подлежал уничтожению вместе с экипажем. Исключение было сделано лишь для Голландии, так как голландцы помогли сёгуну в подавлении крестьянского восстания. Для них были открыт один порт – Нагасаки. Почему Япония открыла свои границы для западных стран? Послушаем Рому Варкасова. (Слайд № 4).

Спасибо, Рома. Как Вы думаете, каковы последствия такого насильственного открытия Японии?

 

 

Правильно. Таким образом, Недовольство проникновением европейцев породило движение против сёгуна и иностранцев, а его участники выступали за восстановление власти императора.

Мы рассмотрели с Вами второй вопрос и переходим к третьему «реформы Мэйдзи». В 1868 г. В Японии произошел военный переворот, и имперская власть была восстановлена в полном объеме. К власти пришел император Мацухито. Период его правления получил название «эпоха Мэйдзи», т.е. Просвещенное правление. 6 апреля 1868 г. император сделал торжественное заявление, в котором огласил программу своих действий. Прочтем, программу и ответим на вопрос, что обещал сделать император?

«Пятистатейная клятва» (Слайд № 5)

Что же император обещал своему народу сделать в стране?

 

 

 

 

 

Правильно. Как же эта программа внедрялась в жизнь? О сущности реформ послушаем Мадину. (Слайд № 6).

Спасибо, Мадина. Скажите, что изменилось в стране благодаря реформам Мэйдзи?

Спасибо. В 1889 г. император утвердил Конституцию. О политическом устройстве Японии согласно Конституции расскажет Руслан. (Слайд № 7).

Спасибо, Руслан. Таким образом, Япония стала конституционной монархией. Но у императора были широкие полномочия. Мы с Вами рассмотрели третий вопрос.

Возможно, вы скажите проводились ли подобные реформы в России? Если да, то когда и кем?

Правильно, но эти реформы мы с вами рассмотрим позднее. Скажите, что же позволило Японии к началу ХХ в. стать великой державой мира?

Япония вырывается в лидеры европейского развития благодаря быстрой модернизации по инициативе императора. В стране была создана сильная армия и Япония начала активно участвовать в международных отношениях, войнах. Давайте разберем основные события внешней политики Японии. Откройте учебник на странице 220, прочитайте пункт и скажите об основных событиях внешней политики Японии в конце XIX – начале ХХ в.в. На выполнение задания Вам 4 минуты.

Спасибо. Сегодня на уроке мы с вами разобрали основные моменты истории Японии XIX в. и выяснили…

 

 

Правильно, благодаря реформам, модернизации Мэйдзи Япония, вырвалась в число великих мировых держав.

Дома вы разбираете § 27 и отвечаете на вопрос № 3 и 5, а также в своих тетрадях письменно пишите мини-сочинение на тему «Влияние реформ Мэйдзи на развитие Японии».

Поставить и огласить оценки за урок.

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в свои тетради план и тему урока.

 

 

 

 

 

 

Сословной, огромная роль принадлежала сёгуну, личностное бесправие подданных, огромное влияние древних традиций, регламентирующих жизнь человека.

 

 

 

Островное гос-во, в середине XIX в., 3 острова – Хонсю, Кюсю, Сикоку.

Прав-во во главе с сёгуном опасалось, что на его тер-ии будет распространено хр-во (религия Европы). А европейцы подчинят себе всю страну, Япония потеряет самостоятельность и станет колонией.

 

 

 

 

Сёгун показал свою слабость. Дайме начинают борьбу с ним. Эк-ка не выдерживала конкуренции с иност-ми товарами, кризис.

 

 

 

 

 

 

 

Улучшить положение в экономике, править, опираясь на «Широкое собрание», в соотв-ии с общ-м мнением. Путь выхода – заимствовать во всем мире знания, передовые достижения науки и техники.

 

Страна – великая держава.

 

 

 

60-70-е г.г. XIX в., Александр II.

Реформы Мэйдзи, готовность к переменам, трудолюбие, использование западного опыта, техники и технологии.

 

 

 

 

 

Уч-ся рас-ют основ-е события.

Быстрое преодоление отставания от стран Запада благодаря модернизации. А в начале ХХ в. вошла в число великих мировых держав.