Литературное чтение по теме "С.Есенин "С добрым утром", 4-й класс (по программе "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи: 

  • познакомить учащихся с творчеством С. Есенина,
  • совершенствовать навык выразительного чтения, воспитывать любовь к родной природе,
  • развивать память внимание, воображение учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг С. Есенина,
  • портрет С. Есенина,
  • грамзапись Э.Грига «Утро»,
  • информационный образ урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа над новым материалом

1. Целевая установка

– Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
– Какие произведения С. Есенина вы уже читали?

2. Словарная работа

Затон – вдавшийся в берег речной залив.
Заводь – небольшой залив в реке (или  озере) с замедленным течением.
Перламутр  – твёрдый, внутренний слой раковин моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской. 
Брезжит (свет) – рассветать, чуть светиться.
Плетень – изгородь, сплетённая из веток.

3. Релаксация

Займите удобное положение, закройте глаза. Сделайте  вдох, затем выдох. Вдох, выдох. Представьте себе:

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Пошлите благодарность всем образам, с которыми  вы работали. И постепенно, каждый в своём темпе, возвращайтесь в класс. Сделайте вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.
– Расскажите, что вы увидели.

4. Просмотр слайд-шоу, представленное электронными иллюстративными материалами интернет ресурсов, ОЭР «Большая детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

– А теперь нарисуйте, что представили.
– Покажите друг другу ваши рисунки.
– Прочитайте ещё раз стихотворение.
– Какие мысли и чувства возникли у вас?
– К кому обращено приветствие; кто обращается?
– А сейчас будем ещё раз читать это стихотворение и понаблюдаем за картинами, которые рисует поэт с помощью слов, постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.

5. Повторное чтение стихотворения по строфам

Учитель проводит обсуждение прочитанного, задавая вопросы после прочтения каждой строфы.

6. Чтение стихотворения учащимися целиком

III. Работа в тетради на печатной основе

– Какие поэтические приёмы использовал поэт? (Эпитеты, переносные значения слов, олицетворения, сравнения.)

На свой  рисунок учащиеся выписывают примеры поэтических средств, использованных автором в стихотворении.

Названия поэтических средств, написанные на доске Примеры поэтических средств, которые дети наносят на свой рисунок
Эпитеты Звёзды золотые
Сонные берёзки
Зелёные серёжки
Шёлковые косы
Серебряные росы
Яркий перламутр
Заросшая крапива
Переносные значения слов Задрожало зеркало затона
Румянит сетку небосклона
Горят росы
Обрядилась перламутром
Олицетворения Задремали звёзды
Улыбнулись берёзки
Растрепали косы
Крапива обрядилась
Шепчет шаловливо
Сравнения Зеркало затона
Косы
Серёжки

На интерактивной доске дети выполняют задание, проверяя правильность задания в тетради.

– Ещё раз выразительно прочитайте стихотворение.
– Для  С.А. Есенина природа – вечная красота. Родившись в «краю берёзовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам:
«Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!»
Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.

IV. Домашнее задание – в тетради на печатной основе выполните задание на стр. 59 № 3, с.60 № 4.  Выучите стихотворение наизусть.

V. Сюрпризный момент

Почувствуйте ещё раз красоту утра, скажите всем: « С добрым утром!». Учитель угощает детей конфетами «Утро».

Приложение