«Дети не хотят учить физику!» – как часто мы вынуждены констатировать это. Для исправления ситуации в своей практике решила воспользоваться популяризацией предмета с помощью физического театра (идея не моя, но очень близка по духу).
Было проведено психолого-педагогическое тестирование учащихся 8-х классов для диагностики учебных мотиваций и умственного развития подростков; был выбран класс с самой низкой учебной мотивацией; провели социометрическое исследование с целью изучения взаимоотношений учащихся в коллективе и определения лидеров; с помощью профессионального режиссера написали сценарий спектакля, и началась работа по постановке спектакля.
Какой результат получен:
- добились дисциплины в классе;
- класс стал коллективом, причем дружным и ответственным;
- у ребят возросла самооценка;
- был показан пример, как трудную науку можно красиво представить и даже изобразить.
Попутно:
- ребята научились говорить с выражением;
- готовить театральный реквизит, костюмы;
- общаться со зрителями;
- ставить физические опыты и придумывать способы их зрелищного показа;
- готовить озвучивание спектакля, записывать звуки и кинофрагменты;
- фотографировать интересные и неожиданные моменты;
- ставить трюки;
- петь хором песни и получать от этого удовольствие.
Сюжет простой: ученики целого класса оказались на корабле. Необходимо определиться, где плывут, кто должен ими командовать, как решать разные насущные проблемы. Внутри спектакля происходят действа по демонстрации разных физических процессов и состояний, активное общение и приобщение к действу зрителей. Например, демонстрация агрегатных состояний воды и агрегатные переходы; демонстрация электропроводности соленой воды, выяснение условий плавания тел, определение вареных и сырых яиц с помощью вращения; возможность достать монету из воды не замочив рук, определение физической ошибки в к/ф «Неуловимые мстители».
Думаю, что подобное мероприятие можно использовать в своей работе всем заинтересованным учителям, подкорректировав под особенности своих ребят, дополнив своими идеями.
Действующие лица: Капитан, Штурман, Боцман, Кок, Рулевой, Всезнайка, Босс, Правая рука Босса, Левая рука Босса, Непоседа, юнги, Глашатай.
Реквизит: ленты для обозначения пределов корабля, руль, флажки, мачта, две банки с соленой и пресной водой, картошка, гальванометр с пластинами из меди и цинка, две кастрюльки, вареные и сырые яйца, шпаги, швабры метелки, стакан, кристаллизатор с водой, шоколадные монеты, компьютер с мультимедиа, части фразы «Алые паруса».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: В некотором Покровском царстве, в школьном государстве под грифом № 12-доступно жил-был 8В класс. И учились там самые, что ни на есть обыкновенные ребята. Правда, всё у них шло не по плану, сикось-накось, шиворот на выворот, через кирлицо, но они старались… Ведь все отрицая, надо же что-то предлагать!
Глашатай: (вбегая в класс и перебивая учителя, громко кричит) Так вот решило руководство школы выдвинуть продуманный 8-В на Международный слет «Продвинутый чел XXI века», наградив его необычным путешествием, дабы выявить все лучшие грани нераскрытых талантов учеников.
Учитель: Ну, что ж, плывите, действуйте и утверждайтесь!
Глашатай: Вот так всё и начиналось…
Входят учащиеся с рюкзаками, сумками, в походной одежде.
– Раз, два! Три, четыре! Три четыре! Раз, два!
– Кто шагает дружно в ряд?
– Наш продвинутый отряд!
8В – смелые;
– Спортивные;
– Умелые;
– Веселые;
– Важные;
– Великие;
– Вальяжные!
Верим, выиграем, возьмем – вокруг пальца обведем!
– Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
Все: Привет!
– С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой …
Все: Привет!
– При встречи через много лет, знакомым крикнем мы…
Все: Привет!
– Давайте вместе все в ответ, скажите громко нам…
Все: Привет!
Правая рука Босса: Ребята, где мы?
Непоседа: Куда нас послали, простите, туда мы и пришли!
1 матрос: За честь школы постоять!!!
2 матрос: Да не просто постоять, а победить! И золото получить!
Левая рука Босса: Правильно, пришли, увидели, наследили…
Капитан: Ведите себя скромнее! О наследии после победы обсуждают…
Непоседа: Я лично всех победю… побежду… В общем, р-рав, просто так не сдамся!
Голос сверху: Вам сегодня повезло:
звезды сошлись так, что у вас есть шанс на победу.
Чтобы победить, надо собрать ключевое слово. Для
этого надо выполнить задания и получить
подсказки из сайта www.АКУАН АКИЗИФ.ru
Помните: в игре можно выиграть, а можно проиграть!
Вы готовы!
Все: Да!
– Люди, над нами?
Все: Небо!
– Под нами?
Все: Земля!
– На Земле?
Все: Ребятня!
Босс: Ха! Всё! Приплыли! Ничего не получится!
Все: Почему? Как? Почему не получится? Ты что?
Босс:Чтобы отправиться в путешествие, нам надо вступить на корабль! Правильно?
Все: Правильно!
Босс: А корабль надо поставить на воду! Правильно?
Все: Правильно!
Босс: А где вода?
Всезнайка: Даю краткую справку: вода Н2О, химический элемент, имеет несколько агрегатных состояний, является неотъемлемой частью физико-биологического состава человека и элементов его жизнедеятельности.
Голос сверху: Ваше первое задание: покажите агрегатные состояния воды.
Капитан: Ребята, не будем заморачиваться – вода, так вода. Давайте покажем агрегатные состояния воды, а зрители нам помогут!
(Звучит музыкальная зарисовка, участники спектакля, вызывая из зрительного зала ребят, вместе с ними показывают движениями агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, опять жидкое, увеличивая скорость движения, переход в парообразное состояние. При этом, большинство участников спектакля разбегаются в зрительный зал)
Капитан: Испаряться никто не собирается! Если есть команда, значит, есть капитан! У меня в руках важное задание: (показывает конверт, достает письмо)Нам нодо соорудить судно, на котором мы поплывем за главным сокровищем игры!
Штурман: Разрешите выполнять задание, капитан?
Капитан: Выполняйте, штурман!
Штурман:Всем разобрать реквизит! Обозначить пределы корабля! Рулевой за штурвал! Поднять мачту!
Участники спектакля с помощью лент обозначают пределы корабля, растягивают флажки. Поднимают мачту, устанавливают руль.
Штурман: Товарищ капитан! Корабль к отплытию готов!
Боцман: Команда построена!
Голос сверху: Вы выполнили задание, получите первую подсказку.
Сверху падает часть слова.
Капитан: Отдать швартовы! Поднять паруса! Полный вперед!
Все: УРА!!!
Исполняется песня на музыку Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»
А ну-ка песню нам пропой веселый ветер!
Веселый ветер! Веселый ветер!
Моря и горы ты увидел все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про дальние села,
Про великие тайны морей
Про синие озера, широкие просторы,
Про смелых и больших людей!
Припев:
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет!
Босс: Ей, капитан, мы не хотим нарываться на неприятности, но команда хочет знать! Почему наш корабль стал выше плавать? Мы, что потеряли груз?
Правая рука Босса: Да, капитан, отвечайте, почему изменился цвет воды? Может она отравленная?
Капитан: Один прекрасно воспитанный мальчик погрузился в жидкость и вел там себя хорошо! Но жидкость все равно его вытолкала! Как вы думаете, за что?
Босс: За волосы! Ха-ха-ха!
Всезнайка: Слушайте матросы, я расскажу вам быль: один великий человек, звали его Архимед, обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной рукой камень массой в одну тонну!
Правая рука Босса: Да ну, это все россказни!
Левая рука Босса: Лабуда!
Босс: Не надо вешать лапшу, капитан! Скажите прямо, что с водой?
Капитан: А что с водой? Позовите кока! И пусть захватит воды!
Кок: Вызывал, капитан? Если вы насчет обеда, то у меня все готово!
Капитан: Скажи, уважаемый, а что у нас с водой?
Кок: Странное дело, капитан! Смотрите сюда: вот эту воду я набрал перед отплытием, а – эту уже здесь! (показывает две банки с пресной и соленой водой). Нет, мы можем не волноваться запасов пресной воды у нас достаточно…
Капитан: Вы хотите сказать, что наш корабль находится в морских водах?
Кок: А я вам говорю, что эту воду невозможно пить – проверьте! Не то, чтобы в ней варить!
Капитан: Но этого не может быть!
Кок: Почему не может быть? Я вам пытаюсь объяснить, как могут меняться физические свойства соленой воды.
Непоседа: Я знаю, Босс!
Босс: Говори!
Непоседа: У нас две банки.
Босс: Ну?
Непоседа: В них вода морская и пресная. Смотрите, что вы видите?
Все: Ничего.
Непоседа: А если посмотреть внимательно? Цвет! Босс! Вода разного цвета!
Все: Правильно! Вода разная!!! Вот и все!
Босс: Ну, а которая из них соленая? Я могу узнать? Считаю до трех…раз…два…
Голос сверху: Внимание! Второе задание! Найдите способ определить, где находится соленая вода и подумайте, какую пользу можно извлечь из соленой воды!
Босс: Дождались! Думайте!
Кок: Картошка, картошка! Нам подскажет картошка! Бросьте её в воду.
Помощники Босса: Бросили, босс!!! Смотрите одна утонула, а другая плавает!
Босс: Так, в чем подвох? Вы меня совсем запутали!
Всезнайка: Все очень просто. Даже наш зритель знает, что по закону Архимеда соленая вода обладает большей выталкивающей силой, поэтому картошка в соленой воде плавает!
Рулевой: А еще соленая вода обладает способностью вырабатывать электричество! Смотрите! Можно опустить два электрода из разных металлов сначала в пресную воду, потом в соленую. Первый раз лампочка гореть не будет, а второй раз загорится.
Всезнайка: Это происходит потому, что соленая вода является хорошим электролитом. На разных металлах протекают химические реакции таким образом, что на одном полюсе накапливаются положительные заряды, на другом – отрицательные. Созданное таким образом электрическое поле создает направленное движение ионов и течет ток.
Непоседа: Ничего себе! Ты откуда это знаешь?
Всезнайка: На физике проходили. Нам опыты показывали.
Выбегает боцман. В руках у него кастрюля с яйцами.
Боцман: Капитан! Юнга в камбузе перепутал вареные яйца и сырые!
Капитан: Придется колоть все подряд!
Боцман: Но тогда кому-то не достанется.
Капитан: А что вы можете предложить, кок?
Кок: Я могу предложить старинный рецепт моей бабушки! Называется «кручение». Чтобы определить, где сырые, а где вареные яйца, надо раскрутить все яйца.
Все разбирают по яйцу и начинают их раскручивать.
1 матрос: Они крутятся по-разному!
2 матрос: Одни очень быстро, другие медленно.
Рулевой: Как это можно объяснить?
Всезнайка: Я попробую объяснить это явление: согласно законам вращающихся тел, круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое, в сыром же яйце жидкое содержимое вследствие своей инерции задерживает движение, играя роль тормоза. Поэтому оно вращается медленно.
Кок выносит две кастрюли. В одну складывают вареные яйца, в другую – сырые.
Штурман: Задача выполнена, капитан!
Голос сверху: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Получите вторую часть слова!
Непоседа: Босс! Давай действовать без промедления!
Правая рука Босса: Надо проучить этих задавак!
Левая рука Босса: Сейчас или никогда! Мы все готовы драться!
Капитан: Предлагаю не сидеть без дела, а заняться уборкой на корабле.
Боцман: Разобрать швабры и ведра!
Правая рука Босса: А почему мы должны вас слушать?
Левая рука Босса: Кто вы такой?
Непоседа: Где то золото, что вы обещали перед отплытием?
Босс: Да! Покажите нам золото, капитан!
Непоседа: Капитан самозванец!
Капитан: Хватит бузить! Чего вы хотите?
Правая рука Босса: Твоей отставки! Девчонке не быть капитаном! Силенок маловато!
Босс: Команда выражает вам недоверие, капитан! Давай найдем компромисс! Выиграй у меня в старую пиратскую забаву «Черная метка». В этом ящике 15 монет. Мы их по очереди будем доставать. За один раз можно достать одну, две, три монеты. Кому достанется последняя – это черная метка – тот проиграл. Запомнила?
Играют в эту игру, капитан проигрывает, доставая последнюю монету.
Босс: (с усмешкой) Вам чертовски везет. Амба, капитан!
Команды готовятся к бою, доставая швабры метелки.
Капитан: А мы можем переиграть?
Босс: Можем! Если ты достанешь эту монету из воды, не намочив рук! Но это не возможно!
Всезнайка: Не возможно, если ты не знаешь законов физики. (Шепчет капитану, что надо сделать и проводит опыт с водой, стаканом и монетой).
Непоседа: Они над нами издеваются, босс!
Правая рука Босса: Пришла пора показать, кто здесь главный!
Капитан: Худой мир, лучше любой войны!
Штурман: Мы не хотели – сами напросились!
Кок: Защищайтесь, выскочки!
Капитан: Будем считать. Что это вызов! Мы его принимаем! Драться честно!
Босс: Согласен! Один на один! (Капитан и Босс берут шпаги)
Капитан: Дуэль на шпагах!
Начинается драка на шпагах, палках, вениках под музыку из к/ф « Достижение республики».
Всезнайка: Эврика! У меня получилось! Смотрите, капитан, под действием атмосферного давления, вода из чаши поднялась в стакан. А монета осталась на дне. Сухая!
Капитан: Ну, что, босс? Я возвращаю вам черную метку этой монетой, достав её не намочив рук!
Капитан кидает монету, Босс ловит.
Голос сверху: Вы справились с этим заданием, вот вам следующая подсказка.
Непоседа: Босс, команда валится с ног!
Штурман: Да, капитан, команда еле стоит на ногах!
Боцман (свистит): Команда берет таймаут! Всем отдыхать!
Капитан и Босс: Согласна! Согласен!
Голос сверху: Внимание! Для вас следующее задание. Внимательно посмотрите кинофрагмент и найдите там ошибку. Обязательно!
Тот из вас сможет победить,
Кто эту ошибку сумеет разъяснить!
Начинается показ кинофрагмента из фильма «Неуловимые мстители».
1 матрос: Я понял! Яшка – цыган стреляет в кувшин с жидкостью…
Рулевой: И пробивает в нем две дырки…
Всезнайка: Но по закону Паскаля этого не может быть…
Капитан: Кувшин должен разлететься вдребезги…
Босс: Потому что давление в жидкости…
Непоседа: Передается по всем направлениям…
Все: Одинаково!
Кок: А вы заметили, что позже эта ошибка…
Штурман: Была исправлена…
2 матрос: Когда стреляют в другой сосуд с жидкостью…
Помощник Босса: Он разлетается вдребезги…
Второй помощник Босса: Как и положено по закону Паскаля!
Голос сверху: Знание …
Все: сила!
Предупрежден – значит вооружен!
Науку в жизнь!
Только в физике – соль!
Голос сверху: Молодцы, 8В! Получайте подсказку.
Ребята начинают складывать части слова и получают надпись «Алые паруса». Все вместе поют песню «Алые паруса». В это время на экране идут титры с фамилиями участников спектакля. (Приложение 1).
Список литературы:
- Внеклассная работа по физике. Авторы-составители: В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
- Григорий Остер. Физика. Москва «Росмэн», 1994.
- Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1и 2. Москва «Наука», 1982.
- Предметная неделя физики в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- А.Я.Кибальченко, И.А.Кибальченко. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
- Театр занимательной науки под рук. С.Н. Кириллова: играйте, действуйте, думайте. (www.t-z-n.ru)