Цели:
- Расширять запас «вежливых слов».
- Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
- Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых
словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые,
простые и полезные слова, а вежливыми они стали
потому, что без них просто жить на свете
нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь
их произносить по-волшебному, а научиться такому
волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы закончите школу и станете врачами, учителями,
художниками, космонавтами. Но прежде всего вы
должны вырасти настоящими людьми: добрыми,
смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже
надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно
чаще пользоваться волшебными словами, от которых
становиться теплее, радостнее и светлее..
В слове заключена великая сила. Доброе слово
может подбодрить человека в трудную минуту,
может помочь рассеять плохое настроение. А
плохое слово – обидеть, расстроить, испортить
настроение.
Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо
усвоить несколько правил вежливости.
Итак, первое правило – важно запомнить
главные вежливые слова. Сейчас я
посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день).Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания).Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы ... (спасибо)Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)
– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие
поступки прикрывать вежливыми словами.)
– А как нужно поступать, Вам подскажет
стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы
вежливы».
– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему
правилу вежливости – важно не только знать
правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в
игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем
2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова.
Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение
должно проявляться не только в словах, но и в
поступках.
Мы с вами находимся в постоянном общении со
знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине,
в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и
взрослые, и дети, должны соблюдать правила
вежливости:
- Надо вежливо обращаться к другим людям.
- Правильно вести себя в чужом доме.
- Быть гостеприимным хозяином.
- Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
- Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
- Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
- Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
- От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
- Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
- В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
- Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от
злобы, грубости, бескультурия.
– Существует много правил, но главное в них –
заботиться о близких, всегда быть
доброжелательным к людям, уметь дружить.
«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится
так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон
Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де
Сааведра. Слова Дона Кихота). Эти слова Вы должны
всегда помнить!
– А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки.
Присмотритесь, быть может в них вы узнаите
себя.
1. Стихотворение А. Барто «Любочка»
– Какая на самом деле Любочка?
2. Сценка «Спорттовары».
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары».
Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч.
Федя обратился к продавцу:
– Покажите это. Мне папа купит...
– Как Вы думаите правильно ли обратился Федя к
продавцу?
– Научите Федю беседовать с продавцом.
Сценка «В магазине»
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
– Ой, хочу клюшку! Купи, купи!
– Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама,
успокойся, пожалуйста, не кричи!
– А я эту хочу! Купи!
– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).
– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.