Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.
В процессе взаимодействия человека с человеком
важным оказывается все: что мы говорим, как мы
говорим, каким образом воспринимаем информацию
партнера по общению.
В настоящее время проведение семинаров и
тренингов, посвященных теме «Общение», стало
характерной особенностью внутренней политики
многих организаций и особенно образовательных
учреждений.
Упражнение « Мой взгляд на мои отношения»
– поможет максимально настроиться на тему
семинара, оно поможет педагогам взглянуть на
свои отношения с родителями.
Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги себя и
родителей своих воспитанников в виде правильных
и неправильных геометрических фигур.
После завершения рисунка: Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки, сейчас я буду задавать вам вопросы, вам надо на них ответить, но ответы эти только для вас, постарайтесь быть максимально искренними, записывать ответы не надо, но если кто – то хочет то в ходе упражнения можно делать пометки, подписывать фигуры, перемещать их стрелками и т.п. Обсуждать ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы – это можно будет сделать в конце упражнения.
- Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
- На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
- Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой?
- Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?
- Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
- Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
- Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
- На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
- Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиться успеха?
- Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?
Обсуждение: Вопросы были даны для того, что бы помочь нам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить. Желающие поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы могут сделать это сейчас…
Важными качествами педагога являются: умение слушать, отражать услышанное и сопереживать родителям.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе – это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как оказывать им помощь в воспитании, как сообщать им негативную информацию о ребенке не вызвав конфронтации со стороны родителя.
Родитель, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе, а так же значимость и уважение к его ребенку. Только тогда он готов в полной мере выслушать и принять наши рекомендации.
Так же для родителей является очень важным знать, что и как делает его ребенок в саду, и многие родители (особенно тревожные, т.е. тревожность как личностная особенность) задают много вопросов воспитателю и не всегда есть возможность у воспитателя полностью и развернуто ответить на все вопросы. Родители, в свою очередь, остаются не довольны, могут считать, что от них что-то скрывают, недоговаривают или его ребенку не уделяют должного внимания и т.п. (тем более – тревожные). Со временем вопросов задают меньше, но недоверие к воспитателю и учреждению возрастает.
Что бы избежать этого недопонимания необходимо дать понять родителю, что мы его слышим, понимаем и сопереживаем (ведь большинство вопросов связанны именно с переживаниями родителей, т.е. в младших группах: «как ел, спал, писал, плакал», в старших: «вопросы в основном касаются поведения и успехов в учебе»). Не получая удовлетворяющего объема информации от воспитателей, родители начинают спрашивать самого ребенка о том, что он делал сегодня, это конечно хорошо, но многие (из-за раздражения) спрашивают неправильно: «что ты сегодня делал?», естественно на этот вопрос трудно ответить ребенку и чем он младше тем труднее (вспомнить по порядку события всего дня!). А родитель продолжает настаивать. Ребенок зачастую вспоминает и смешивает в голове воспоминания нескольких дней и как правило вспоминает не самые радостные события т.к. они связаны с яркими негативными эмоциональными переживаниями и подогретыми желанием быть с родителями в этот момент. Или начинает фантазировать, если родитель слишком настаивает.
Ребенок не может дать родителям ту информацию, которую они хотят знать (дети не акцентируют внимание на ней (сам надел колготы, хорошо ел, хорошо занимался и т.п.)).
Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса (а это дети, родители, педагоги) очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе.
«Цветок достижений» – один из вариантов информирования родителей о ежедневных достижениях ребенка в саду.
Есть много вариантов таких цветов в основном индивидуальных, но мы сегодня рассмотрим групповой.
Делается цветок из цветного картона, в центре т.н. «образ группы», можно разместить фото-коллаж из лиц детей или групповую фотографию, или написать имена детей с картинкой, которая у них на шкафчиках и т.п. (можно привлечь к оформлению родителей – но не в принудительной форме).
И семь лепестков, на которых будут делаться записи, можно сделать прорезь и туда вставлять полоски бумаги с записью, если есть возможность заламинировать лепестки, что бы писать на них маркером, это будет наиболее удобным вариантом, значительно сократившим время по заполнению цветка.
На пяти листочках пишет воспитатель про детей. Записываются только самые яркие события про детей. Например, Катя сегодня самостоятельно оделась на прогулку, научилась собирать домик из конструктора, Вася самостоятельно заполнил календарь погоды и тому подобные записи (записи делаются соответственно возрасту детей), (бытовой позитивный характер!).
На оставшихся двух лепестках, записи делают родители, о совместных событиях или о достижении ребенка, например: Маша с мамой и папой ездила в театр, сделали с папой кормушку, готовила с мамой печенье т.п. записи.
Все эти записи дадут возможность родителям почувствовать себя частью жизни группы ребенка. Естественно родителям надо дать максимальное кол-во разъяснений о ходе заполнения цветка и о его смысле, что бы избежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут).
Важно не допускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей. Это цветок достижений, а не доска позора, так с родителями контакта не установить. Надо соблюдать полный нейтралитет по количеству и качеству записей, вся негативная информация сообщается индивидуально.
Сообщение негативной информации о ребенке
Педагоги, работающие с детьми, вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке носящую негативный характер. Чаще всего возникают трудности с родителями детей, доставляющих особые хлопоты педагогам. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом.
Родитель, почувствовав в словах воспитателя нотки обвинения, либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего ребенка, либо «закроется» смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но, не проявляя ни какой инициативы.
Рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит головомойку своему ребенку, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после таких бесед с воспитателем (особенно если они повторяются часто), отношения родителя и педагога перерастают в затяжной конфликт. Но и отношения родителя с ребенком только ухудшаются из-за постоянных выволочек. И отношения ребенка с педагогом так же перерастают в конфликт из-за обиды и даже злобы на воспитателя, который «ябедничает» родителям и те наказывают ребенка после каждой подобной беседы с воспитателем.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям и показать, что он, педагог, заинтересован, прежде всего, в помощи ребенку, а не в его обвинении.
В этом поможет общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать и учить ребенка, а единомышленник, знание общих приемов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать началом продуктивного сотрудничества. Необходимо учитывать, что негативную информацию следует сообщать при личной беседе с родителем, желательно без лишних свидетелей и ни в коем случае не на общем собрании.
Несколько вариантов сообщения негативной информации о ребенке:
1. В разговоре с родителями делать акцент не на
обвинении, а на совместном поиске путей
решения проблемы, это поможет сделать
общение более эффективным.
Можно использовать такие выражения, как:
– «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте попробуем так поступить или так), т.е. предлагаем родителям сотрудничество, помощь. Можно вовлекать родителей в работу, например, сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?
2. Можно негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе, давая возможность родителю самому понять (озвучить) что происходит…
– «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»
Безусловно, родители знают, что занятие протекает значительно дольше и пяти минут явно недостаточно для усвоения материала. Подобное сообщение педагога не содержит прямого обвинения (если конечно не сообщать это иронической интонацией), но такой вариант может помочь в установлении контакта и достижении понимания, т.к. родитель, скорее всего, сам активно включится в разговор – (а далее можно использовать первый вариант – предложение сотрудничества).
3. Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных сторонах ребенка используя первый прием).
Упражнении «Как бы это сказать» это
упражнение даст возможность применить принцип
«сендвича» и потренироваться в сообщении
негативной информации.
Распределение ролей: в корзине лежат контейнеры
из шоколадных яиц, в них бантики двух цветов
(красные и синие). Участники вытаскивают по яйцу,
получают бантик, прикрепляют его к одежде или
держат в руках. Заранее объявляется, какой цвет,
какой роли соответствует.
Инструкция: «Воспитатель» сообщает «родителю» о возникшей проблеме с ребенком используя технику «сэндвич». «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции (да, угу, кто?, как это произошло? и т.п. – нерефлексивное слушание).
Через 3-5 минут «родитель дает обратную связь
«педагогу», информируя его о том, как он себя
чувствовал в момент беседы, и что на его взгляд
можно было сказать по-другому.
Затем участники меняются ролями и желательно
парами.
Обсуждение упражнения.
Дерево Мудрости – совместное создание копилки мудростей коллектива. Поможет участникам почувствовать себя частью коллектива, совместное создание дерева поможет в дальнейшем действовать сообща.
Дерево Мудрости – копилка знаний и личного опыта воспитателей о взаимодействии с родителями. Дерево нарисовано на большом листе бумаги, на жесткой основе. Раздать листочки, вырезанные из цветной бумаги, с обратной стороны приклеены кусочки толстого двустороннего скотча (для создания объема, когда листочки будут приклеены к кроне).
Инструкция: напишите на этих листочках или какой-нибудь прием, который вы используете при беседе с родителями (мы сейчас говорим о дискомфортной ситуации для вас, например, когда надо сообщить что-то негативное), или если вы хотите можно написать пожелание, совет, или какие-либо ободряющие слова. Может кто-то готов поделиться своим способом сообщения негативной информации родителю. Или это может быть любая ваша мысль, касающаяся сегодняшней нашей темы. Это дерево в дальнейшем поможет тем педагогам, которые испытывают сложности и дискомфорт при общении с некоторыми родителями, они смогут подойти к нашему общему дереву и почерпнуть там и советы и слова ободрения. Это обязательно поможет в трудную минуту.
После заполнения листочки приклеиваются в любое место на кроне дерева. В дальнейшем дерево выставляется в доступном для всех месте, например в комнате отдыха.
Список используемой литературы:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238 с., ил.
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей – СПб.: Речь, 2008. – 223 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010. – 224 с., ил.
- Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с. (Библиотека практического психолога).