I. Пояснительная записка к кружку «Юный исследователь»
Основной составляющей науки история является исследование. Истинный исследователь – это ребёнок, удивляющийся и задумывающийся над самыми «очевидными» для окружающих вещами. «Почемучкам», старающихся самим найти ответы, предназначен этот курс. Курс рассчитан на учащихся 5-11-х классов, программа может быть разработана на 1-3 года. На изучение данного курса отведено 144 часа, 4 часа в неделю (возможно 72 часа, 2 часа в неделю).
Особенности работы кружка:
- Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций
- Активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересовать их изучаемой областью
- Использование нетрадиционных форм проведения занятий: дискуссии, семинары, деловые игры, викторины и др.
- Работа с дополнительной литературой: историческими источниками, научной литературой, электронными учебниками, материалами печати и др.
- Составление членами кружка своей родословной, написание истории своего рода, семьи
- Изучение истории родного края.
Форма итоговой аттестации – написание исследовательской работы по истории своей семьи. Форма промежуточной аттестации – подготовка и защита учеником презентации по одной из изучаемых тем по выбору ученика (выбор производится членами кружка в начале учебного года из списка, предложенного учителем тем, возможен вариант тем, предложенных самими детьми).
Программа кружка ориентирована на следующие основные цели и задачи кружка:
- привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- формирование навыков и умений исследовательской деятельности;
- повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Структура образовательного процесса:
1. Лекции.
2. Семинары.
3. Дискуссии, деловые игры
4. Индивидуальная или групповая разработка
выбранной темы и ее защита.
5. Просмотр кинофильмов по темам.
II. Содержание программы кружка «Юный исследователь»
Тема 1. Исследование. Структура исследования. 12
ч.
Что такое исследование. Структура исследования:
введение, основная часть, заключение. Оформление
литературы и приложения. Защита
исследовательской работы.
Тема 2. Изучение истории семьи. 6 ч.
Как изучать историю семьи. Составление
родословной. Написание истории рода, семьи.
Тема 3. Решение задач по истории России. 30 ч.
Событийно-проблемные задачи по истории России с
древнейших времен до современности.
Биографические задачи.
Хрестоматийно-литературные задачи.
Тема 4. Решение олимпиадных заданий по
истории 30 ч.
Школьные, районные, республиканские,
всероссийские олимпиады по истории. Написание
сочинений-эссе.
Тема 5. Изучение государственной
символики. 8 ч.
Государственная символика России, республики
(области), района (города, села).
Тема 6. Исследования загадок и тайн истории. 32 ч.
Чудеса света. Великие тайны России XX века.
Великие загадки XX века. Тайны третьего рейха.
Тема 7. Изучение истории родного края . 20 ч.
Чувашский край в древности. Чувашский край в X-1
пол.XVI в. Чувашия во 2 пол.XVI-XVIII вв. Чувашия в XIX в.
Чувашия и Красноармейский район в 1 пол. XX в.
Чувашский народ в годы Великой Отечественной
войны. Чувашия и Красноармейский район во 2 пол.
XX-нач.XXI в. Выдающиеся земляки.
Тема 8. Защита творческих работ учащихся. 5 ч.
В Приложении 1 дается подробное тематическое планирование.
III. Методическое обеспечение образовательной программы
1. Интерактивные формы занятий
- Викторины «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и др.
- Эвристические беседы
- Деловые игры
- Дискуссии
2. Большая роль национально-регионального компонента:
- Проведение экскурсий в районный краеведческий музей, в республиканский краеведческий музей, в музей космонавтики и др.
- Составление родословной, написание истории рода и семьи
3. Подготовка членами кружка исследовательских работ:
- для районной научно-практической конференции школьников «EXCELSIOR»
- для творческих конкурсов по истории России и родного края
4. Широкое использование ИКТ: Интернет-ресурсов, электронных учебников
- Подготовка учащимися электронных презентаций по определенным темам на выбор
- Просмотр художественных и документальных фильмов
5. Подготовка членов кружка для участия в районных олимпиадах по истории
IV. Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)
1. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия.
Древний мир
2. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия.
Средние века.
3. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия.
Новое время
4. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия.
Новейшее время
5. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия
до XIX в.
6. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия
XIX-XX вв.
7. История России XX век в 4 частях
8. От Кремля до рейхстага
9. Энциклопедия истории России.
10. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по
истории России IX-XIX вв.
11. ЕГЭ история
12. Занимательная история часть 1
13. Занимательная история часть 2
14. Династия Романовых
15. История России с древнейших времен до конца XVI
в.
V. Работа с родителями
Цель: привлечение родителей для помощи детям в исследовательской работе
Формы работы:
- помощь детям в составлении родословной и написании истории своего рода, семьи
- выступление членов кружка с представлением своих исследовательских работ перед родителями на классных и общешкольных собраниях
- оказание родителями помощи в организации выездных краеведческих экскурсий
- дополнительная работа родителей с детьми в формировании исследовательских навыков
VI. Список использованной литературы
- Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.
- Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы. – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.
- Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2003.
- Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1993.
- Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2008.
- Плоткин Г.М. Материалы и порзнавательные задания по отечественной истории – М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- 100 великих загадок XX века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий – М.: Вече, 2009.
- 100 великих тайн России XX века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009.
- 100 великих тайн третьего рейха/ Автор-сост. В.В. Веденеев – М.: Вече, 2009.
- 100 великих чудес света/ Автор-сост. Н.А.Ионина – М.: Вече, 2009.