Конспект интегрированного занятия по теме "Прогулка по родному городу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждому человеку, вне зависимости от его социального статуса, образования и убеждений хочется жить в ухоженном, экологически чистом и красивом городе. Казалось бы, совершенно естественное и легко осуществимое  желание. Чего же проще? Не мусори, участвуй в озеленении, оборудуй собственный двор – и город расцветет. Однако, часто мы видим совершенно другое отношение людей к родному городу. Стены зданий испачканы и разрисованы, урны опрокинуты, скамейки в парках сломаны… Кто и почему это делает?
Как бы неприятно это не было осознавать, но за условия, в которых мы живем, отвечает каждый горожанин. «Чисто не там, где подметают, а там, где не мусорят». Любому городу необходима действенная помощь жителей. Конечно, за чистоту улиц, благоустройство города отвечают разные организации, но каждый житель может бросить мусор в урну, а не мимо, полюбоваться цветами на клумбе, а не оборвать их и т.д. Такое отношение к родному городу закладывается в дошкольном детстве, когда малыши только осваивают правила поведения, учатся жить в обществе.

Для решения данной проблемы был задуман и реализован проект «Знай и люби свой город». Основная цель проекта – формирование у детей устойчивого интереса к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Перми через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Русская поговорка гласит «Знать – значит любить». Любовь к родному городу начинается с интереса к его архитектуре, истории, культуре, традициям. Именно с особенностями архитектурных сооружений, скульптурой, историей города, его знаменитыми жителями мы и знакомим детей на краеведческих занятиях. Детям очень нравятся краеведческие занятия, потому что информация, которую дети получают, не только интересная, но и близкая. Оказывается, много любопытного можно узнать о доме, в котором ты живешь, о названии улицы, скульптуре, украшающей фасад поликлиники и даже любимом парке.

Для того чтобы эти сведения стали актуальными и были востребованы детьми, мы организовали клуб «Пермячок». Заседания клуба проводятся в форме увлекательные КВНы, литературные гостиные, интеллектуальные игры, на которых дети могут продемонстрировать собственные знания о достопримечательностях Перми, умение договариваться и взаимодействовать друг с другом, выполнять творческие задания.

В проекте «Знай и люби свой город» активное участие принимает музыкальный руководитель. Она организовала детский ансамбль, в котором занимаются дети 4-7 лет. Участники детского ансамбля с удовольствием разучивают и исполняют песни и частушки о Перми, музыкальные и танцевальные композиции, готовят театральные мини-представления, читают стихи местных поэтов, выступают перед сверстниками и гостями нашего учреждения. 

Кроме того, на музыкальных занятиях дети узнают о театрах города, некоторых культурных событиях, просматривают отрывки спектаклей, слушают записи Губернского духового оркестра. Такие занятия не только интересны, но и эффективны.   Музыка, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, делает полученные им знания более глубокими и прочными.

Представляем вам конспект интегрированного занятия «Прогулка по родному городу».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города через синтез искусств и различные виды музыкальной деятельности.

Задачи: Закреплять знания о достопримечательностях. Побуждать к выразительному исполнению образных движений соответственно музыке Сен-Санса. Побуждать к творческой активности при инсценировании песни, а так же в игре. Слаженно играть на дет. муз. инструментах, соответственно характеру музыки. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие воображения.  Воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование:

  • Диапроектор (мультимедиа), слайды с изображением:
  • панорамы города,
  • Пермского зоопарка,
  • Театра оперы и балета,
  • Художественной галереи,
  • ротонды
  • Музыкальные инструменты детского оркестра
  • Шапочки животных
  • Бутафорская театральная тумба

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, музыкальный руководитель здоровается с детьми.

Приветствие (музыкальное): «Здравствуйте дети…»

Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться  на прогулку по нашему любимому городу. Полюбоваться его улицами, а может и заглянуть к кому-нибудь в гости. Мне кажется, мы сегодня увидим много нового и интересного. Согласны?

(Дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Предлагаю каждому сесть в свой автомобиль… (Приложение 1, слайд 1)

Дети двигаются под музыку. Педагог говорит направление движения (по кругу, по разным улицам)

Музыкальный руководитель: Мы выехали на набережную Камы и подъехали… (Приложение 1, слайд 2)

Дети: К зоопарку.

Музыкальный руководитель: Верно, это Пермский зоопарк. Раньше он был небольшим и назывался «Уголок живой природы», и жили там две медведицы, лисица, 6 сов и подорлик. Пермяки так полюбили этот уголок живой природы, что он постепенно превратился в большой зоопарк. В нем животные со всех континентов, кроме Антарктиды. Вот, угадайте: кто живет в тигрятнике? (Ответ детей) В страусятнике? В слоновнике? В рысятнике?

Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю посетить музыкальный зоопарк. Поможет нам музыка Сен-Санса. Знакомо вам его имя? (Да) Как называется его сюита о животных?

Дети: «Карнавал животных».

Музыкальный руководитель: Правильно. Тогда превращайтесь в животных с помощью волшебных шапочек. Каждое животное демонстрирует себя под свою музыку.

Дети надевают шапочки разных животных.
Звучат фрагменты сюиты «Карнавал животных», К. Сен-Санс
Дети изображают животных, соответственно музыке и выбранному образу.
Педагог оценивает выразительность образов, хвалит детей.

Музыкальный руководитель: Предлагаю продолжить прогулку. Приглашаю  всех сесть в автобус.

Музыкальный руководитель выбирает водителя по считалке. Дети под музыку «едут»  по кругу, змейкой и т.д. за «водителем»

Музыкальный руководитель: Остановитесь, пожалуйста. Вы узнали это величественное здание? (Приложение 1, слайд 3)

Дети: Это Театр оперы и балета.

Музыкальный руководитель: Это Пермский Академический театр оперы и балета имени…

Дети: Петра Ильича Чайковского.

Музыкальный руководитель: А кто это?

Дети: Композитор.

Музыкальный руководитель: А что такое опера? Балет? (Обращается к детям)

Ответы детей

Музыкальный руководитель: А вы хотите сами исполнить оперу? (да).Наша опера называется «Косолапая песня». Артисты, надевайте костюмы.

(Дети надевают элементы костюмов)

Инсценировка песни «Косолапая песня» (народная)

Музыкальный руководитель: В нашем городе много театров. Посмотрите на афишу, какие театры вы еще узнали? (ТЮЗ, Театр-Театр, Театр кукол)

Музыкальный руководитель: Предлагаю продолжить нашу прогулку. Теперь отправимся на трамвае. Колеса трамвая стучат… (Музыкальный руководитель задает ритм, например, «ти-ти-та» или другой – дети топают ногами в заданном ритме)

(Приложение 1, слайд 4)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подъехали. Это здание знают все пермяки. Что это?

Дети: Это Художественная галерея.

Музыкальный руководитель: Чем же знаменита наша галерея?

Дети: Там висят картины, есть скульптуры.

Музыкальный руководитель: Все экспонаты интересны, а деревянные скульптуры изумляют людей всего мира. Попробуем создать свою скульптуру, «живую скульптуру».

Игра «Живая скульптура» («дружба», «ссора», «встреча»)

Дети делятся на 3 группы, музыкальный руководитель каждой группе предлагает изобразить скульптуру, дает название (так, чтобы остальные группы не слышали), дети договариваются, как будут изображать скульптуру и замирают в выбранном положении, остальные 2 группы угадывают, что им показали, затем группы меняются.
Музыкальный руководитель оценивает «живые скульптуры», хвалит детей

Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше? Мы посетим одно из любимых мест детей в нашем городе. Выбирайте: на чем мы с вами поедем?

Дети выбирают транспорт, выполняют образные движения.

(Приложение 1, слайд 5)

Воспитатель: Куда же мы прибыли?

Дети: В Парк им. Горького.

Музыкальный руководитель: Да, как вы догадались?

Дети: ротонда.

Музыкальный руководитель: Да, это матушка - ротонда. Для чего ее построили в парке?

Дети: Там сидел оркестр, а еще Александр –  император.

Музыкальный руководитель: Да, ротонду построили для встречи императора Александра. Около нее сидели музыканты, играли в оркестре, а Александр отдыхал под навесом. Давайте и мы с вами поиграем в оркестре, исполним «Вальс-шутку» Шостаковича.

Дети берут инструменты.

Оркестр «Вальс-шутка» муз. Шостаковича.

Педагог хвалит детей.

Музыкальный руководитель: Вы настоящие музыканты. Молодцы! А сейчас я предлагаю отдохнуть и потанцевать. Мальчики, приглашайте на вальс девочек.

«Вальс дружбы»

Музыкальный руководитель: Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия. Еще ни раз вы побываете и в театрах, на выставках, в парках и поделитесь своими впечатлениями со своими друзьями. Какой, все-таки замечательный у нас город Пермь! Послушаем о нем стихотворение.

Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя,
И знакомых лица радуют меня.
На большой планете
Городов не счесть,
На седом Урале
Самый лучший есть!

(Стихотворение читает заранее подготовленный ребенок)

Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше занятие? Мне сегодня с вами было очень интересно, спасибо вам. Вы – молодцы! До свидания.

Дети прощаются и уходят в группу.