Цикл бесед для внеклассной работы

Разделы: Музыка


КТО ИЗОБРЁЛ МУЗЫКУ?

«Нареда сидел однажды, погружённый в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые лёгким дуновением ветерка, прельстили его слух; они всё продолжали расти, становясь всё прекраснее и разнообразнее…»
Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда вдруг из «ничего», от лёгкого дуновения ветерка возникла первая музыка. Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство. По другой легенде, первым, кто познал музыку, был бог Брахма. Он поделился своим открытием с мудрецом Брахатой, а тот уже рассказал людям о красоте и силе воздействия музыки.
Предположим, что Нареда и Брахма действительно были первооткрывателями музыки. Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки.
Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в своей «Мифологической библиотеке» – одном из авторитетнейших источников греческих мифов – утверждает, что сначала на свет появились музы, а потом уж их сводные брат и сестра – Аполлон и Артемида.
По преданию, муз было девять, причём пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора – хоровым пением, Эрато – свадебными песнями, Полигимния – песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков всё же раньше, чем Аполлон.
Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям. Такое совпадение не удивительно.
С какими бы звуками природы не сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль…
Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи?
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы – пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким  образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.
Но были и другие, не менее важные источники.
Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры на них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты – позднее их назовут ударными, – можно было считать готовыми.
Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку.
Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далёкое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку.
Так человек открывал музыку. Открывал в окружающей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.
Представим себе жизнь наших далёких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий – охоте, рыбной ловле, валке деревьев – необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм.
Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности.
Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни – коллективной сплочённости, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания предполагать, что, таким образом, – в хоре – и родилась мелодия.
Как именно складывались первые мелодии, созданные человеком, определённо сказать трудно. По-видимому, тон всей группе танцующих задавал вождь племени или специально назначенный для этой цели запевала. Остальные подражали ему, подстраиваясь под его пение.
Однако сопровождением хорового танца мог быть и не только голос. Первобытный человек использовал для этой цели ритмичное постукивание по каким-либо предметам (часто по тем же орудиям труда), ставшими прообразами ударных музыкальных инструментов. Это, собственно говоря, уже и была музыка.
Но только ли общение с природой, труд и врождённое чувство ритма помогли людям открыть для себя музыку?
Ритмические процессы свойственны многим живым существам. И даже инстинктивный мелодический дар присущ не только человеку, наиболее тонко развит он у птиц. Однако лишь человек оказался способным стать сознательным творцом музыки. Это произошло благодаря целому комплексу условий, три из них мы уже назвали. Но было и четвёртое, без которого музыка никогда не стала бы искусством – это художественный дар человека.
Именно художественное чутьё и подтолкнуло наших далёких предков к попыткам в камне, глине, слоновой кости или с помощью наскальных рисунков передать эпизоды из своей жизни. Он же привёл к созданию зачатков музыкального искусства.
«Птица поёт, извлекает звуки из гортани своей, но ощущает ли она, как человек, все страсти, которые он один токмо на земле удобен, ощущать при размеренном сложении звуков? – писал русский просветитель 18 века Александр Николаевич Радищев. – Не птицы благопевчие были учители человека в музыке: то было его собственное ухо, коего вглубленное перед другими животными в голосе положение с мыслию сопряжённый, несёт прямо в душу».
Из приведённых слов выделим последние: «…звук, с мыслию сопряжённый, несёт прямо в душу». В них лаконично передано то, что решительно возвышает человека над остальными живыми существами: способность мыслить и переживать. И это не просто способность – потребность! Без неё, этой великой потребности, как и без названных уже нами условий, не существовало бы музыкального искусства.
Итак, подражание звукам природы и участие в коллективных, трудовых процессах, врождённое чувство ритма и художественное чутьё – всё это вместе, многократно перемноженное на человеческую пытливость, и дало жизнь искусству звуков.

ФОРТЕПИАНО И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и потому, как поистине универсально оно используется.
Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, и с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музицирования, фортепиано больше других привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нём обязательно для музыкантов всех специальностей.
«Фортепиано, – говорил, например, Антон Рубинштейн, – для меня самый любимый инструмент, так как он представляет собой в музыкальном отношении нечто цельное, всякий же другой инструмент, не включая человеческого голоса, в музыкальном отношении всё же только половина».
Как же появился этот инструмент и что выделяет его среди десятков других?
Самым ранним предком фортепиано считается монохород. Да, тот самый монохород, который, по преданию, изобрёл Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов.
Казалось бы, что общего между примитивным однострунным ящиком и фортепиано – сложным музыкальным инструментом с десятками струн, педалями и, наконец, с клавишами? Чтобы ответить на эти вопросы, начнём историю фортепиано с более близких нам времён.
«…Проехав в продолжение последних месяцев через десятки больших и малых городов Европы, и проявляя всяческий интерес к музыкальным инструментам – обычным и диковинным, – не могу не отметить, как пёстро и разнообразно семейство инструментов, в коих звук извлекается посредством клавишей», – писал один французский путешественник в конце 17 века.
И действительно, какие только клавишные инструменты не были распространены в Европе в то время! Огромные крылообразные флюгели и небольшие, размером со шкатулку, спинеты, похожие на стол верджинелы и высокие клавицимбалы. Если судить по многообразию форм и названий клавишных инструментов, их насчитывались десятки. Однако на самом деле основных видов клавишно-струнных инструментов было всего два: клавикорд и клавесин. Они и стали непосредственными предшественниками фортепиано.
Оба инструмента имели свои достоинства и свои недостатки. Так, клавикорд обладал мягким, нежным звуком, громкость которого можно было по желанию исполнителя менять: он зависел от силы нажатия на клавишу. Клавикорд был портативен и удобен в употреблении. Но его звучание, приводившее в восторг многих современников, было настолько тихим, что полностью заглушалось двумя струнными инструментами.
Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. Звук клавесина (здесь мы имеем в виду и верджинел, и спинет) – ясный, чёткий, острый – был намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что на любом струнно-смычковом или духовом инструменте исполнитель мог без труда усиливать и уменьшать громкость, а клавесинисту это было недоступно.
Разумеется, такая ситуация не могла удовлетворить музыкантов и мастеров клавишных инструментов. Поэтому в разных странах Европы шёл неустанный поиск нового клавишного инструмента, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.
Первым эту проблему решил итальянец Бартоломео Кристофори. В 1709 году он изобрёл клавишный инструмент, который назвал «клавесин с тихим и громким звуком».
Это и было фортепиано.
А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах Европы.
Главное преимущество нового инструмента – разнообразие динамики – вовсе не обеспечило ему мгновенной победы над своими предшественниками. Изящный звук клавесина был привычнее, чем стучащий суховатый звук ранних фортепиано, ещё не обладавших многими усовершенствованиями, появившимися позднее. Не удивительно, что первые отзывы о фортепиано были неодобрительны. «Этот выскочка, – говорили о нём, – никогда не сумеет вытеснить величественный клавесин».
Однако предсказание не оправдалось. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им всё больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. И к концу 18 века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и многих других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.
А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано. Она шире, чем у клавесина: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. Нажмём на одну из клавишей, глядя при этом на то место внутри инструмента, куда движется молоточек, прикреплённый к клавише. Что в этот момент происходит? Клавиша приводит молоточек в действие. Он ударяет по струне и тотчас же возвращается на место, но пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (он называется «демпфер») поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только опустить клавишу, как глушитель возвращается на своё место (то есть возвращается на струны), и звук мгновенно гаснет.
Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым. В этом случае, как говорят музыканты, меняется «окраска» звука. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист опускает клавишу.
Всё это, правда, не значит, что у фортепиано нет недостатков. Они есть, и два главных из них очень серьёзны.
Первый недостаток ясен уже из самого определения фортепиано как клавишно-ударного инструмента. Действительно, вслед за нажатием клавиши, как мы выяснили, следует удар молоточка по струне, пусть смягчённый, благодаря тому, что молоточек оклеен особым материалом – фильцем, но всё же удар. При исполнении музыки певучей всякая ударность, конечно, неприемлема. Поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать над тем, чтобы добиться певучести в звучании.
Второй недостаток тоже связан с особенностью фортепианного механизма. Коснувшись однажды клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может ни усилить, ни ослабить по своему желанию, он может только слушать, как звук затихает, или прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен. Во всяком случае, выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что с лихвой покрывают его недостатки.
«Фортепиано располагает объёмом целого оркестра, – писал великий Ференц Лист, непревзойдённый пианист и выдающийся композитор, – и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре».
Действительно, фортепиано под руками мастера начинает звучать, как настоящий оркестр. Не случайно Лист перевёл на фортепианный язык симфонии Бетховена и оркестровые произведения других композиторов, то есть сделал фортепианные переложения этих сочинений, сохранившие образное содержание оркестровых оригиналов.
Но это лишь одна из особенностей звучания фортепиано. Послушайте ноктюрны Шопена или «Осеннюю песню» Чайковского из «Времён года». И вам покажется, что вы слышите пение, будто мелодию ведёт человеческий голос, а несколько инструментов аккомпанируют ему.
Так и живёт сегодня рядом с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость от общения с музыкой.

МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ

Музыка в вашем доме

Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может оказывать разнообразное влияние на человека: она может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха. Музыка окружает нас повседневно: вместе с радио, телевидением, магнитофонами она вошла буквально в каждый дом.
И в этих условиях очень важно, чтобы человек овладел культурой восприятия музыки, умел регулировать её «дозы».
Плохо, когда музыка звучит непрерывно с утра до ночи. Звуковая мощь современной электромузыкальной техники во много раз превосходит уровень, безвредный для человеческого организма, а изобилие звуковоспроизводящей аппаратуры сегодня зачастую приводит к тому, что музыка из великого блага превращается в огромное зло.
Установлено, что звуки воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела, причём нет способов, позволяющих полностью блокировать этот раздражитель. Так что все находящиеся в доме (а часто и соседи) волей неволей вынуждены окунаться в звуковую стихию.
Музыка превращается в каскад звуков, шумовой фон, далеко не безразличный для организма.
Особенно неблагоприятно действует навязчиво громкая, ритмически подчёркнутая музыка на маленьких детей и пожилых людей.
Ребёнок первых лет жизни реагирует на громкую музыку общим возбуждением, учащением сердцебиения, дыхания.
У пожилых людей, страдающих атеросклерозом, гипертонической болезнью, она может вызвать раздражительность, приступы головной боли, способствовать повышению артериального давления. Рок-музыка, воздействуя ультра и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, способна разрушать мозг.
Какая же музыка нужна в доме? Конечно, многое зависит от вкусов, от музыкальной подготовленности, индивидуальных особенностей. Приобщение к музыке должно начинаться с детства. Ведь каждого ребёнка необходимо научить любить и понимать музыку.
Врачи и музыковеды не без оснований встревожены тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает ребёнок – это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не мамина колыбельная, не прекрасная классика. Ведь даже спокойную мелодичную музыку ребёнок должен слушать не более получаса. Конечно, если вы просто усадите малыша и скажете: слушай! – то он вряд ли будет на это способен. Но пока он играет с игрушками, складывает кубики, лепит, рисует, поставьте ему пластинку, или включите магнитофон с подходящей записью.
Музыка, как, пожалуй, никакое другое из искусств, может влиять на
настроение, создавать его. Кстати, классической называется такая музыка, которая уже десятилетия и века оздоравливает человеческий дух, душу, а значит, и тело.
Музыка утешает, как надпись на кольце Соломона: «Это пройдёт». Она дарит мужество и веселит до того, что хочется танцевать. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Велика потребность в музыке, когда настроение праздничное, когда хочется усилить общий подъём, создать атмосферу большой торжественности, приподнятости.
Но музыка может нам помочь и в минуты печали, волнения, тревоги. Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского. Полное расслабление вы можете получить от «Романса» Шостаковича из к/ф. «Овод», «Романса» Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель».
Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого «Полонеза» Огинского. Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Чайковского, «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Булат Окуджава.

«Музыкант играл на скрипке»

Музыкант играл на скрипке. Я в глаза его глядел.
Я не то чтоб любопытствовал, – я по небу летел.
Я не то чтоб от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
Из какой-то фантазии, которой он служил,
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь..
А чего с ней церемониться, чего её беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду, – остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу  лечу.
Счастлив тот, чей путь не долог, пальцы злы, смычок остёр
Музыкант, соорудивший из души моей костёр!
А душа (уж это точно), ежели обожжена
Справедливей,
Милосерднее и праведней она.

Немного интересной информации

Лечебные свойства музыки были замечены давно. Как свидетельствует история, во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина», и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально «выдуманными» против ярости и гнева.
Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и измерять давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной остановки. Даже собаки неравнодушны к музыке, например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба.
Коровы дают больше молока, если в коровнике звучит специально подобранная классическая музыка.
От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше.
А звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, в течение считанных секунд убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В Институте звукотерапии (штат Аризона США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших.
Представьте, казалось бы, совершенно невероятную для России ситуацию. Вы пришли на приём к терапевту по поводу, скажем, вегетососудистой дистонии. Проведя все необходимые исследования, врач вручает вам рецепт. Взглянув на него, вы оторопело переводите взгляд на врача. «Моцарт», – бормочете вы. «Моцарт», – подтверждает врач. Собственно, в рецепте так и написано: «Моцарт. 2 раза в день по часу».
«Бред какой-то», – скажете вы. Ничего подобного. Музыка испокон веков ценилась мудрыми врачами как целительное средство. В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки» и так далее. Примерно тоже самое существует в Японии, в Индии. Однако потрясающий врачующий эффект музыки Моцарта открыт недавно и целиком ещё не объяснён. Пока что ясно одно: музыка Вольфганга Амадея Моцарта по своей целительной силе значительно превосходит все прочие музыкальные произведения. Послушайте одну из удивительных историй из жизни знаменитого французского актёра Жерара Депардье, обошедшая в своё время многие западные издания.

Заика Депардье

Поклонники великого французского актёра, конечно же, обратили внимание на удивительные вибрации его голоса. Однако известно, что в середине 60-х Жерар был абсолютно косноязычным молодым человеком, не способным в силу ещё и заиканья, довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актёра объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценкой и проблемами с получением образования. Единственное, что в ту пору, несомненно, отличало Депардье, – это страстное желание стать актёром.
Наставник Депардье по актёрскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучения целебного эффекта музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис определил, что причина голосовых срывов и проблемы с памятью у Депардье лежит глубже его чисто физиологических трудностей – в эмоциональной сфере, и пообещал помочь ему. Депардье спросил, что будет входить в курс лечения: операция, лекарственные средства или психотерапия.
Томатис ответил: «Я хочу, чтобы вы приходили в лечебницу каждый день на два часа в течение нескольких недель и слушали Моцарта».
«Моцарта?» – переспросил озадаченный Депардье.
«Моцарта», – подтвердил Томатис.
Уже на следующий день Депардье пришёл в центр Томатиса, чтобы надеть наушники и слушать музыку великого композитора. Через несколько «музыкальных процедур» он почувствовал значительное улучшение в своём состоянии. У него наладился сон, аппетит, он ощутил прилив энергии. Вскоре его речь приобрела большую отчётливость. Спустя несколько месяцев Депардье в актёрскую школу по-новому уверенным в себе и, окончив её, стал одним из актёров, выразивших своё поколение.
«До Томатиса, – вспоминает Депардье, – я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершённость моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».
Практика снова и снова убеждала Томатиса в том, что, какими бы ни были личные вкусы и отношение к композитору каждого конкретного слушателя, музыка Моцарта неизменно успокаивала пациента, улучшала его пространственное представление и позволяла более ясно выразить себя.

Почему лечит музыка?

Прежде давайте ответим на вопрос: а что такое звук? Конечно же, вибрация. Швейцарский врач и инженер Ганс Дженни объяснил и показал, как звуки могут воздействовать на предметы. Он проводил опыты с кристаллами, жидкими газами при участии электрических импульсов и вибраций и обнаружил, что именно звуковые вибрации создают незавершённые, постоянно меняющиеся геометрические фигуры.
Нетрудно представить себе, насколько заметно воздействие звука на клетки, органы и ткани живого организма. Вибрация звуков создаёт энергетические поля, производящие резонанс и движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем энергию, и оно меняет ритм нашего дыхания, пульс, кровяное давление, напряжение мышц, температуру кожи и так далее. Открытия Дженни помогают понять, каким образом музыка меняет наше настроение, состояние и даже форму органов.
Работы Линды Роджерс, музыканта и социолога из Нью-Йорка, показали, что вибрация, рождаемая музыкой, может оказывать и благоприятное влияние на пациента, и негативное, если неправильно подобрана. Изучив, например, способность к восприятию музыки пациентов, находящихся под наркозом во время операции, она сделала вывод: «Мы никогда не перестаём слышать».

Почему именно Моцарт?

Но почему именно Моцарт? Почему не Бах, не Бетховен, не «Битлз»?
Моцарт не создавал ошеломляющих эффектов, на которые был способен математический гений Баха. Его музыка не взметает волны эмоций, подобно произведениям Бетховена. Она не расслабляет тело, подобно народным мелодиям и не приводит его в движение под влиянием музыки «звёзд» рока. Так в чём же дело? Наверное, в том, что Моцарт остаётся и загадочным, и доступным. Его ум, очарование и простота делают нас мудрее.
Многим музыка Моцарта помогает обрести душевное равновесие. Если она восстанавливает энергетический баланс и гармонию в организме, то выполняет функцию, к которой стремятся все медицинские системы. Акупунктура, траволечение, диетология и прочие методы направлены именно на восстановление энергетического равновесия, которое мы называем здоровьем. Музыка Моцарта, не слишком быстрая, не слишком плавная, не слишком тихая, не слишком «громкая» – по каким-то причинам «именно то, что надо».
Музыкальные ритмы, как известно, влияют на ритмы нервной системы, которые регулируют обширный биологический пейзаж внутри нашего организма. Нетрудно понять поэтому, как важна простота и ясность музыки Моцарта для наших эмоций и всего организма в целом.
Можно уподобить эффект от музыки различных композиторов действию различных блюд, которые также оказывают влияние на нашу энергетику и физиологию и могут быть и благотворными, и вредоносными. Кстати, отметим, что деликатесы далеко не всегда оказываются самыми полезными блюдами. Иногда более простая пища гораздо более устраивает нас в качестве ежедневной.
Точно также обстоит дело и с музыкой. Её разнообразие дарит нам богатство ощущений, но, лишь определённые формы упорядочивают и стабилизируют наши чувства. Томатис убеждён, что музыка Моцарта не имеет себе равных по способности вносить гармонию в человеческую душу. Он использует Моцарта, так как его произведения очищают лучше, чем любая другая музыка. В случае с Депардье был выбран именно тот набор вибраций, в котором его организм нуждался более всего. По мнению Томатиса, произведения Моцарта представляют собой идеально сбалансированное музыкальное «блюдо», содержащее все необходимые компоненты.
Вольфганг Амадей Моцарт – ребёнок, обладающий пророческим даром, писавший оперы, симфонии, концерты и сонаты для фортепиано, музыку для органа, кларнета и других музыкальных инструментов прежде, чем ему исполнилось девятнадцать лет, и, казалось, знавший, что ему суждено умереть молодым, оставил миру самые удивительные и  гармоничные музыкальные вибрации, чью удивительную силу ещё предстоит оценить нам и нашим потомкам.

Любопытные факты

Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на  городских площадках, дабы упорядочить уличное движение. Обнаружился и побочный эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ». Продуктивность дрожжей, используемых для приготовления традиционной рисовой водки, увеличивалась в 10 раз, если дрожжи «слушали» Моцарта.
Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд учёных изучал влияние произведений Моцарта на умственный потенциал студента и повышение их способности усваивать материал.
«Музыка Моцарта способна «отогреть» мозг», говорит один из исследователей. Он считает, что музыка Моцарта оказывает, несомненно положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
После опубликования результатов этих исследований покупатели буквально смели с полок музыкальных магазинов произведения Моцарта.
Однако определённым эффектом обладает не только музыка Моцарта.

Романтическая музыка

Подчёркивает экспрессию и чувства, часто включает в себя темы индивидуализма и мистицизма, помогает вызвать симпатию, сочувствие, любовь. Примерами романтических композиций могут служить Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист.

Джаз, блюз, диксиленд, регги

Эти формы музыки и танца могут поднимать настроение и вдохновлять, помогать разрядить слишком глубокие чувства. Они приносят с собой остроумие и иронию и способствуют укреплению чувства общечеловеческого единства.

Рок-музыка

Артисты, подобные Элвису Пресли, «Роллинг Стоунз», Майклу Джексону, могут пробуждать страсть, стимулировать ответное движение, уменьшать напряжение, маскировать боль. Однако, если человек не в настроении слушать подобные звуки, то могут возникнуть напряжение, диссонанс, стресс и даже болевые ощущения.

Религиозная и священная музыка

Она дарит нам чувство покоя и духовной просветленности. Помогает также преодолевать, или облегчать боль.

ДЛЯ БУДУЩИХ МАМ

Музыка для ещё не родившихся

«Молодым мамам, особенно, когда до родов остаётся менее месяца, я бы порекомендовала подумать над своими музыкальными пристрастиями». Таков совет доктора Пенни Говлард из Ноттингемского университета  (Англия), где с помощью ультразвукового сканера провели эксперимент по выявлению музыки на ещё не родившихся младенцев.
Оказалось, плод с 38 недель слышит музыку и различает её тональность. Во время эксперимента, в котором участвовало несколько десятков беременных женщин, «настроение» плода менялось в зависимости от исполнявшейся музыки. Мелодичные шотландские песни под волынку заставляли «грустить» (мозговая активность возрастала постепенно), а зажигательные турецкие мелодии – «радоваться» (отмечалось скачкообразное усиление активности мозга). По словам доктора Говлард, есть основание для разработки музыкальной терапии для борьбу на ранней стадии с некоторыми наследственными заболеваниями.
В Японии провели эксперимент со 120 матерями, кормящими ребёнка грудью. Выяснилось, что прослушивание классической музыки способно примерно на 20% увеличивать количество молока у кормящих матерей, а прослушивание современной музыки снижает его почти вдвое.
Доктор Логан пошёл ещё дальше: он изобрёл бандажи для беременных с вмонтированными в них министереоколонками, которые будущие мамы должны надевать на живот. Пояс соединён с плеером, на котором надо прослушать специальную музыку на 60 аудиокассетах. Сегодня родилось уже 1200 детей, слушавших музыку в состоянии эмбрионов. Все малыши после рождения прошли стандартные тесты ( язык, общение, моторика) с показателем в среднем в 4 раза лучше, чем у детей не слушавших кассеты доктора.
Но многие медицинские эксперты в США утверждают, что зародыши, реагируя на музыку, становятся более беспокойными.
В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения «Дип Перпл» раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука. Медики прикрепляют к животам беременных небольшие слуховые трубки, чтобы можно было через мегафон говорить с ребёнком, до которого доходят, конечно, не слова, а тон – мелодичный и успокаивающий.
В результате, после родов экспериментальные груднички лучше развиваются физически: у них гуще растут волосы, ногти становятся более твёрдыми и длинными, быстро появляются молочные зубы.
Врач из Москвы Михаил Лазарев разработал методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребёнка, а также снятия жизненных стрессов у беременных женщин. Она называется «Сонотал».
«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клетку его организма, откроют гармонию мира», – эти строки являются эпиграфом и заключают в себе смысл известного педиатра. Вот выдержки из  наблюдения мам, занимавшихся во время беременности по системе «Сонотал»:
Ирина (начала заниматься с 18 недель беременности):
«Я слушала «Моцартиану», «Чайковского». Это привело к усилению шевеления ребёнка. Малыш больше двигался, когда звучала арфа, особенно средние и высокие звуки. Обычно он шевелился, когда пела ему колыбельные…
В запланированное время, около 9 часов вечера, ребёнок начинает шевелиться, словно ожидая моей колыбельной. Затем моментально успокаивается и только слегка поворачивается, пока я пою…
После прослушивания Брамса я поняла, что ребёнок предпочитает скрипичную музыку фортепианной потому, что движения его были более активными…
Я слушала концерт для скрипки Чайковского в течение двух дней. Реакция ребёнка была более чем определённой, чем на музыку Брамса. Несколько раз в финале появлялась танцевальная тема, во время которой ребёнок ритмично шевелился, что я даже испугалась. Эта реакция повторялась всякий раз, когда звучала танцевальная тема…»

«Спи, младенец мой прекрасный»

Автор этой системы воздействия музыки на здоровье детей М.Л.Лазарев пишет: «Музыка – вот та добрая фея, которая своей волшебной палочкой – нотой умеет предохранить ребёнка от зла и агрессии современного мира, научить любить в себе, а значит, и в окружающих людях, прекрасное, светлое, чистое. Музыка своим волшебным, скрипичным ключом откроет ребёнку в мир добра и совершенства. Много ли найдётся матерей, умеющих спеть колыбельную своему ребёнку?
А ведь ласковый напев колыбельной выражает сильнее любых слов красоту материнства, нежность и человечность.
Напев матери чист, прост и согрет теплом и поистине чудотворен: пение колыбельной снижает температуру у больного ребёнка. Однажды в целях своеобразной дыхательной гимнастики М.Л.Лазарев попросил будущую маму петь колыбельную каждый день в 8 часов вечера. Она пела, пела и вдруг забыла. Ровно в 8 часов ребёнок начинал активно и «недовольно» двигаться, толкаться, причиняя женщине некоторые неудобства. Она спела колыбельную – и он тут же затих. Мы просили многих беременных женщин провести подобный эксперимент – результат был тот же: ребёнок явно «требовал» песен.
Лазарев заинтересовался связью музыки со здоровьем ещё во время учёбы в институте. После окончания института начал работать с детьми, болеющими астмой, и пришёл к выводу, что набор дыхательных упражнений, дающий положительный эффект, может быть использован на музыкальном материале. И Михаил Львович написал целую серию музыкальных дыхательных упражнений, связанных с вокалом, речью, инструментом.
На примере астмы Лазарев наблюдал один феномен: если ребёнок в момент приступа берёт в руки музыкальный инструмент, скажем, трубочку и играет, он не кашляет.
Организм каким-то образом включает резервы. Следующим шагом была мысль пригласить на занятие беременных женщин, страдающих заболеванием дыхательных путей, приступами астмы. Астматологами доказано, что у таких женщин отмечается симптом гипоксии плода, который потом в очень большем проценте приводит к аллергии после рождения.
Лазарев считал, что пение, являющееся дыхательной гимнастикой, интенсифицирует процесс кровообращения в области плаценты, улучшит питание плода и этим будет способствовать профилактике возможных дыхательных заболеваний. Когда дети родились, увидел, что они опережают в своём развитии своих сверстников, например, в две недели малыши уже держат головку, буквально с первых дней улыбаются.
А однажды Лазареву было предложено попеть в НИИ педиатрии с женщинами, родившими недоношенных детей. Каково же было их удивление, когда спустя некоторое время у мам улучшилась лактация.
Опыт работы показал, что ни чем другим, кроме звука, социально плод развивать нельзя.
Сегодня методика Лазарева охватывает период от момента зачатия до поступления ребёнка в школу.
Система Лазарева представляет собой совокупность занятий, включающих пение песенок, которые являются не просто музыкальными произведениями, а специальными упражнениями для дыхания; слушание классической музыки.
Массовое внедрение системы в практическое здравоохранение началось со знаменательной для Лазарева встречи с педагога и методиками Набережных Челнов. Они глубоко прониклись его идеями и горячо взялись за их реализацию (задействовали женские консультации, детские поликлиники, родильные дома), а через несколько лет был получен массовый эффект: значительно снизилась младенческая смертность, заболеваемость детей в перинатальном периоде и возрасте до 1 года, улучшилось состояние здоровья беременных (до 85% из них проходят через методику). Анализ показал, что осложнения беременности в группе прентального воспитания встречаются почти в три раза реже, чем в контрольной группе, а роды без патологии составляют 68% против 15% среди тех, кто музыкальными занятиями пренебрёг. Родившиеся младенцы обладали значительно более высокими показателями здоровья – физического и интеллектуального. Они раньше начинали держать головку, раньше вставали и садились, значительно раньше произносили первую фразу. В два года некоторые уже читали наизусть стишки.

Голос и наше здоровье

Зависимость между здоровьем и голосом известна нам в простейшей форме: простуда делает голос глухим, невыразительным, искажённым. Об обратной связи, т.е. о влиянии на здоровье знаем гораздо меньше, хотя, говорят, Пифагор рекомендовал больным декламировать «Илиаду» или «Одиссею» для излечивания.
Сейчас очень много известно о взаимосвязи нашего здоровья и умения красиво петь. Произносимые человеком звуки в зависимости от их высоты и силы по-разному влияют на работу внутренних органов. Если на некоторые мышцы тела мы можем воздействовать с помощью обычных физических упражнений, то на гладкую мускулатуру внутренних органов они влияют гораздо слабее, а вот звуки проникают сюда легко. Есть одна необычная особенность гортани. Когда мы слушаем речь или пение, мышцы её тоже двигаются. Мы, сами того не замечая, как бы автоматически повторяем за говорящим или поющим то, что слышим.
Поэтому необходимо знать, плохие голоса наносят вред не только организму говорящего или поющего, но и слушателям. Раньше люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. И поэтому, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, тот как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияет на весь организм. Кроме того, громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать и внутренние органы певцов, что приносило пользу. Академик Николай Амосов обратил внимание на взаимосвязь гортани и рук: устала гортань, устали руки, устали руки – устала гортань. Утомившись, гортань мешает работе желёз внутренней секреции, особенно половых, которые связаны не только с функцией продолжения рода, но и с памятью и работоспособностью мышц. Взаимодействие голоса с внутренним и внешним состоянием человека занимается сейчас целая наука – остеофония.
Кроме этого, разработана система вокальных упражнений – физвокал. В этом случае голос выполняет функцию восстановления здоровья, потому что наши вибрации – самое лучшее средство для очищения организма.
Ещё в 1974 году возникла идея «ставить» голос с помощью физических упражнений, специальный комплекс которых должен придавать голосу как бы новое звучание. А его можно использовать и для улучшения работы всех внутренних органов: сердца, лёгких, желудка. Другими словами, использовать свой голос для восстановления или укрепления здоровья. Физвокал способствует появлению в организме биоакустического резонанса. Энергия акустических колебаний передаётся по звукопроводящим каналам к каждому органу, что позволяет настроить их для работы в оптимальном режиме. С помощью физвокала мы практически восстанавливаем межмышечную координацию звукообразующего комплекса человеческого организма.
Внимание! Нарушенный комплекс звукообразования у взрослых непременно передаётся детям, потому что у них теряется желание петь, тянуть звук, а это необходимо для организма: при длительной вибрации клетки очищаются от шлаков.
Хриплые, кричащие голоса включают в слушателе цент страха, тревоги, беспокойства. Постоянно задействованные эти центы вызывают раздражение в организме, усиливая агрессивность, пессимизм, неадекватное отношение к происходящему.
В отличие от своих предков мы полностью игнорируем способность голоса восстанавливать физические силы. А ведь были времена, когда крестьяне пели, возвращаясь дома с поля, когда солдаты пели во время больших походов. Во время пения из организма удаляется молочная кислота, образующая при больших нагрузках, расширяются сосуды. Всем, страдающим хроническим утомлением, необходимо заняться улучшением качественных характеристик своего голоса и научиться петь и декламировать не для других, а для собственного здоровья.
В средние века в Азербайджане родители невесты выбирали для неё жениха по голосу – сильному, крепкому, звонкому. А в Древней Индии обладатель самого мощного, самого красивого голоса в племени становился вождём.

Тысяча и один способ расслабления

Пение может помогать усталым и больным не хуже банных процедур или аутотренинга. Учеными доказано, что пение приводит одновременно к физической и психологической разрядке. Дыхание обогащает кровью весь организм, воздушные вибрации и дрожание голосовых связок является благотворным массажем, в процессе пения задействованы все мышцы: от лицевых до… ягодичных! Поэтому не удивительно, что лечебная сила пения используется в ряде психологических методик.
Установлено, что пение или повторение гласной «И» вызывает вибрацию, которая идёт от гортани и носовых пазух до верхней части черепа, в результате чего можно избавиться от мигрени. «Е» оказывает массажное воздействие на шею, щитовидную железу. «А» благотворно действует на лёгкие. «О» распространяет вибрации вниз, до половых органов.
Пение доступно всем. Где же им заниматься? Да везде: в одиночку – дома, в ванной, на автобусной остановке или в хоре. Причём хоровое пение более полезно с психологической точки зрения: ломаются барьеры подозрительности и страха, появляется чувство общности, не говоря уже о неоспоримых достоинствах этого занятия для физического здоровья.
Многочисленные индийские или китайские исследования показывают, насколько благоприятно воздействуют приятные звуки на организм. В настоящее время у медиков большим успехом пользуется музыкотерапия.
Каждому известно, как поднимается настроение от прослушивания любимой мелодии.
Звуки древних песен обладали запрограммированным психологическим воздействием, одной из функций этих песнопений была передача информации и энергии.
В китайской медицине каждый звук соответствует определённому органу и обладает способностью повышать его тонус.
Йоги при выполнении ряда упражнений повторяют так называемые «мантры» – звуковые комплексы, сосредоточенное повторение которых даёт большую энергию и обеспечивает, по мнению йогов, связь с космосом.
Современные исследования воздействия музыки на человека доказывают, что прослушивание музыки приятно для человека, увеличивает его работоспособность, уменьшает усталость, улучшает пищеварение и кровообращение.

Список музыкальных произведений для прослушивания на занятиях:

1 cторона

1. Шварц. Музыка из кинофильма «Мелодии белой ночи»
2. Бах-Шуберт. «Аве Мария»
3. Баккерити. «Менуэт»
4. Рубинштейн. «Мелодия»
5. Моцарт. «Концерт для флейты с оркестром»
6. Делиб. «Скерцино-пиццкато»
7. Левин. «Нарцисс»
8. Бородин. «Половецкие пляски»
9. Штраус. «Полька-пиццкато»
10. Вивальди. Цикл «Времена года»
11. Моцарт. «Турецкое рондо»
12. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»

2 сторона

1. Бах. «Прелюдия» до-мажор
2. Бетховен. Соната №14, «Лунная»
3. Шостакович. Романс из музыки к кинофильму «Овод»
4. Огинский. «Полонез»
5. Григ. «Утро»
6. Чайковский. «Вальс цветов»
7. Чайковский. «Осенняя песнь» (октябрь) из цикла «Времена года»
8. Р.н.п. «Вечерний звон»
9. Беллини. Каватина «Каста дива»
10. «Ночь светла». Русский романс.
11. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».

В работе использованы материалы:
кандидата медицинских наук А.Гуревича,
кандидата философских наук Л.Неведомской,
председателя экспериментального творческого объединения «Голос» А.Попова,
автора школа дородовой педагогики «Сонотал» известного педиатра М.Лазарева.