Коррекция школьной тревожности с использованием оборудования темной сенсорной комнаты

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема школьной тревожности достаточно изучена и освещена в психологической литературе. Однако работа по преодолению тревожности в ОУ остаётся актуальной и по сей день.  Под понятием «школьная тревожность»  я подразумеваю  устойчивое школьное эмоциональное неблагополучие, возникающее в результате взаимодействия ребёнка с различными компонентами образовательной среды.  Ребёнок не желает идти в школу, у него возникают «беспричинные» головные боли, он прогуливает уроки, бывает раздражителен,  рассеян, краснеет, отвечая у доски,  и т.п. Всё это может быть признаками школьной тревожности. Если данные проявления оставить без внимания, то к подростковому возрасту тревожность станет сложившейся личностной чертой. Добиться высокой эффективности при решении вопроса по преодолению школьной тревожности позволяет использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты. 

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная  среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе, что так необходимо тревожному ребёнку. Положительные эмоции вызываются путем воздействия звуком, светом, цветом, запахом. Интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты включает оборудование, позволяющее школьникам осознать свои телесные ощущения, отреагировать негативные эмоции. Оно помогает при обучении их приёмам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля, при формировании позитивных установок, в преодолении агрессивных стереотипов поведения.

Основными видами работы в сенсорной комнате являются ароматерапия, музыкотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия и другие.
Умение ребёнка управлять своими чувствами – важный шаг к формированию у них уверенности в себе. Релаксацию, аутотренинг провожу на каждом занятии. Полное расслабление мышц ведет к состоянию покоя, отдыха, восстановлению сил. Наилучшая релаксационная поза: лёжа на спине. Ребёнок смотрит на визуальные эффекты, создаваемые интерактивным оборудованием тёмной сенсорной комнаты, мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Существенно повышает эффективность  релаксационных упражнений применение музыкального сопровождения. В процессе психологической разгрузки обычно использую произведения, исполняемые в медленном темпе со спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием; акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья. Запахи  сандала, ромашки, лаванды, бергамота способствуют расслаблению. Уменьшают утомление, тревогу, умственную усталость ароматы базилика, герани, жасмина, сосны. Для распыления ароматических веществ использую прибор "Эфа".

Среда тёмной сенсорной комнаты является оптимальной для работы с тревожными детьми. Темная сенсорная комната в нашей школе существует всего лишь год. Однако разница в результативности работы ощутима. Полифункциональное интерактивное оборудование позволяет учащимся  чувствовать себя комфортно, способствует более быстрому решению имеющихся проблем. Ниже представлены авторские способы применения некоторых видов оборудования тёмной сенсорной комнаты при работе с тревожными детьми и занятие для пятиклассников, имеющих высокий уровень тревожности.

Сухой душ

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя.  Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения». (1)

Работая с тревожными детьми, я использую сухой душ следующим образом:

  • «Наедине с собой».  Иногда тревожному, неуверенному подростку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за лентами сухого душа, он как бы разговаривает сам с собой. При этом  чувствует себя более комфортно.
  • «На исповеди».  Спрятавшись за лентами душа, словно оказавшись в исповедальне, ребёнок говорит: «Я хочу рассказать о том…».  («Я хочу признаться…»,  «Меня давно мучает …», «Я никогда никому не скажу, что…»).
  • «В лабиринтах своего внутреннего мира» (при индивидуальной работе).  К ленточкам прикрепляются карточки, на которых имеются надписи, соответствующие прорабатываемой проблеме. Например: «Я уверенный в себе человек», «Я – смелый», «Я могу высказать свою точку зрения», «У меня много друзей» и т.п. В руках у ребёнка фонарик, он высвечивает надписи и читает их  громко, уверенно.
  • «Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча   прятается за лентами сухого душа.
  • «Свет мой, зеркальце, скажи». Участник садится на пуфик под лентами сухого душа, смотрит вверх на зеркало и задаёт интересующий его вопрос, начиная со слов «Свет мой, зеркальце, скажи…». (Можно давать детям карточки с написанными на них вопросами). Остальные дети отвечают на поставленный вопрос, высказывая своё мнение.
  • «Душ самопознания». Сидящий или стоящий под душем участник задаёт остальным ребятам три вопроса с интервалом, позволяющим получить ответы на них: «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?».
  • «Душ превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
  • «Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы). Ребёнок находится под лентами душа. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Нужно жить: радоваться, огорчаться, совершать ошибки, одерживать победы, иногда испытывать грусть и неудовлетворённость, чтобы ощущения радости, успеха были особенно яркими. Прятаться – это не твоё. И ты решаешь сделать шаг в уверенность. Итак, закрой глаза, представь, что там, за лентами, стоишь ты, но уверенный в себе, с гордо поднятой головой, расправленными плечами, с открытой, приятной улыбкой и спокойным, доброжелательным взглядом. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и  расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п..

Сухой бассейн

Квадратный с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться для релаксации и активных игр. (1)
Тревожные, недостаточно уверенные в себе дети часто бывают скованы, зажаты. Шарики создают массажный эффект, помогают снять зажимы. Рекомендую следующие упражнения для индивидуальной работы с тревожными детьми:

  • «Погружения». Постепенное погружение (лёжа на спине, на животе): правая  рука, левая рука, «плескание в воде» обеими руками; ноги, полное погружение,  кроме головы. Ныряние и т.п.
  • «Найди». В бассейне прятается несколько предметов,  их нужно найти. Можно выполнять упражнение на время, стараясь каждый раз улучшить результат. Можно зарывать предметы, вызывающие у данного ребёнка ассоциации с тревожными для него ситуациями. Далее идёт работа с проблемой (вербализация содержания школьной тревожности, возможных причин, проработка страхов через метафору, составление сказок, страшилок с благополучным окончанием, выполнение рисунков и т.п.).
  • «Сундук с сокровищами».  В качестве сокровищ выступают личностные качества. Они написаны на бумаге и приклеены скотчем к некоторым шарикам. Ребёнок погружается в бассейн. Применяю несколько вариантов данного упражнения. 1 вариант: на шариках написаны только положительные качества, характерные для уверенного в себе человека, с высокой адекватной самооценкой. Ребёнок находит шарик с надписью и говорит: «Я – … (читает написанное качество)». 2 вариант: написаны различные качества. Ребёнок, находя шарик с надписью, должен сказать, подходит  данное качество для уверенного в себе человека или нет. Если подходит, то можно сказать: «Я беру это качество себе».

Панно «Бесконечность» (напольное)

При включении зеркальное панно превращается в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность.

  • В работе с тревожными детьми использую данный прибор для минимизации их проблемы. Глядя в бесконечность, мы проговариваем тревожащую ситуацию, старясь представить, что она вначале заполняет всё пространство данного туннеля, затем постепенно уменьшаем её масштаб, включая всё новые и новые персонажи  и объекты, так, чтобы проблема превратилась в пылинку и затерялась в «бесконечности».
  • «Окно в другое измерение». Вначале ребёнок садится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Психолог читает релаксационный текст, вводящий в ситуацию. Затем даётся задание: войти в другое измерение, в далёкое прошлое, будущее, представить себя каким-либо героем, рассказать историю этого героя. Можно дать задание: представить себя через 5, 10, 15, 20 лет и  рассказать о том, каким он стал, чего добился, обсудить возможные причины данного положения и.т.д.
  • «Бездонный колодец» Задание: всмотрись в бездонный колодец, что ты там видишь, кого видишь? Далее идёт работа с полученной информацией.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь»

100 фиброоптических волокон длиной 2 м, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать, обматывать вокруг рук, лежать на них. Способствуют успокоению, снятию напряжения. (1)

Использую в работе с тревожными детьми следующим образом:

  • «Я самый(ая)…». Перебирая нити по одной, ребёнок завершает фразу «Я самый…», отмечая свои имеющиеся позитивные качества либо придумывая желаемые.
  • «Ласковые имена». На каждое волокно придумывать ласковое имя для себя либо для партнёра при работе в паре.
  • «Альтернативы». Перебирая волокна, ребёнок старается придумать альтернативные способы решения той или иной проблемы.
  • «Сосчитай-ка». Сильно возбуждённого  ребёнка  можно перед беседой успокоить, попросив сосчитать количество волокон в пучке.

Занятие в тёмной сенсорной комнате по теме «В пещере страхов»

Данное занятие входит в авторскую программу «Путешествуя, становимся уверенными», предназначенную для обучающихся пятых классов с высоким уровнем школьной тревожности.

Цель занятия: снижение школьной тревожности, проработка школьных страхов.

Задачи:

  • Снизить нервно-психическое напряжение.
  • Вербализовать  школьные страхи и их причины.
  • Познакомить  со способами преодоления тревожности.
  • Познакомить с упражнениями на расслабление.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Время проведения: 50-60 минут.

Количество участников: 6-8 человек.

Оборудование: зеркальный шар, «Звёздная сеть», музыкальный центр, диски с записью спокойной и тревожной музыки,  «волшебная» палочка, «Волшебная нить» с контролёром, прибор динамической заливки света, альбомные листы, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

(Звучит таинственная, волшебная музыка, включены приборы «Зеркальный шар» и «Звёздная сеть»).   Добрый день, дорогие друзья! Я рада снова видеть вас в этой волшебной комнате. Мне  хочется  узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то  время, пока мы не виделись. (Дети по кругу рассказывают о своём настроении).
Готовы ли вы продолжить наше путешествие?..  Тогда – в путь! Наш девиз:  (Дети хором отвечают: «Путешествуя, становимся уверенными!»).

Введение в занятие

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. После моего прикосновения к вам волшебной палочкой реальный мир останется за пределами этой комнаты, а мы с вами попадём в волшебную страну… Сделайте ещё раз глубокий вдох и медленный выдох.  Откройте глаза.

Тема

На прошлом занятии мы с вами оказались на перекрёстке дорог. Где же мы окажемся сегодня?.. (Дети высказывают предположения). Скоро мы это узнаем. А  поможет нам волшебная нить, она проводит нас в путешествие. Давайте возьмёмся за путеводную нить и закроем глаза. (Звучит таинственная музыка, неприятная, волнующая. Включается прибор динамической заливки света. Все остальные световые приборы выключены).
Куда же волшебная нить нас ведёт?  Что случилось?.. Где мы?.. Кажется, мы очутились в пещере страхов. Посмотрите вокруг, что вы видите в затаённых уголках пещеры?..
Бывают вещи, которых стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают такие страхи, которые только мешают,  например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос учителю, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, когда человек боится быть самим собой и другие.

Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся»

Давайте попробуем вспомнить свои школьные страхи или ситуации, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе фразы по следующему шаблону: «Я боюсь …, хотя многие люди этого не боятся». Задача каждого: найти  в себе минимум 3 страха. (Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, психолог начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится.  Затем высказываются остальные участники занятия).

Упражнение «Страшилки»

Кто хотел бы подробнее рассказать о своём самом сильном страхе? Можно это сделать в виде страшилки,  «страшным» голосом. (Желающие рассказывают, остальные ребята, слушая рассказ, показывают,  как им страшно: ёжатся, стучат зубами, вскрикивают. В это время тревожная музыка усиливается).

Тише… Чувствуете?... Страхи стали сильнее. Покажите, как вам страшно (утрирование страхов).
Я поняла, пещера страхов подпитывается нашими страхами и они крепнут. Что же делать?..

Упражнение «Я думаю, что причиной моего страха является…»

Давайте попытаемся выяснить причины ваших страхов. Возможно, тогда мы сумеем найти выход из этой пещеры. (Каждый по кругу высказывает свои мысли по поводу причин собственных страхов, предполагает, как бы следовало вести себя в подобных случаях.  Постепенно музыка становится несколько спокойнее). Чувствуете…, страхи отступают? Однако мы всё ещё в пещере.

Упражнение «Я не боюсь…»

Давайте попробуем найти в себе «зоны смелости», то, чего мы не боимся делать в школе, какие ситуации нас не пугают. (Дети по кругу высказываются. Постепенно тревожная музыка утихает и сменяется на спокойную). Чувствуете, страхи тают, становятся меньше, исчезают.

А что это за письмена на стене?.. Так… здесь написано, что хорошим средством от страхов является данный магический ритуал, если его выполнять правильно и регулярно. 

Упражнение «Надувная кукла»

Инструкция: «Сейчас я буду играть роль «насоса»: делать движения руками, имитирующие работу с насосом, и издавать характерные звуки. Вначале вы сидите расслабленно, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: вы распрямляетесь, поднимаете голову, напрягаете руки и, в конце концов, встаете в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд я «выдергиваю затычку» у «куклы», а вы с шипением («ш-ш-ш!») расслабляетесь и постепенно опускаетесь на корточки». Задание понятно? Начали! (Выполняется 3 раза).

Что вы сейчас чувствуете? …Как вы думаете, что нам помогло снять напряжение, справиться с нашими страхами?..
Да, вы правы, но, к сожалению, страхи ещё не исчезли, а притаились в укромных уголках этой пещеры. Давайте обратимся к волшебству. Ведь мы в волшебной стране, а один из законов сказочного мира гласит: «Волшебство – это творчество».

Закрепление

Давайте нарисуем нашими волшебными карандашами страхи, о которых мы сегодня говорили. Эти карандаши способны перенести на бумагу все страхи. Итак, за работу!
(Все световые  эффекты отсутствуют, включен общий свет. Дети рисуют, звучит спокойная музыка).
Положите рисунки в центр круга, расскажите, что вы изобразили. (Дети поочерёдно рассказывают о своих рисунках).
Давайте запрём наши страхи в волшебную папку и скажем заклинание, чтобы страхи не смогли из неё выбраться и исчезли навсегда. «Умба-юмба, тики-ток. Закрывайся на замок!» (3 раза хором).
Как замечательно у нас получилось. Все страхи остались на бумаге, а вокруг стало как прежде спокойно и хорошо. Посмотрите, мы уже не в пещере!

Интеграция

Дорогие друзья! Нам уже пора возвращаться в реальный мир. Как опыт нашего путешествия и работы с волшебными карандашами, совершение магического ритуала будут  полезны вам в реальном мире? (Ответы детей).

Резюмирование

Итак, сегодня мы озвучили свои школьные страхи, проработали их, выяснили их причины, научились тому, как снимать напряжение и избавляться от страхов с помощью волшебных карандашей… Давайте заберём из нашего путешествия ощущение волшебства, способного творить чудеса.

Выход из занятия

Нам пора возвращаться! Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Сейчас я прикоснусь к каждому из вас своей волшебной палочкой и вы  возвратитесь  из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания… Откройте глаза, вы в реальном мире!
Давайте отметим флажком на нашей карте место, где мы сегодня побывали во время путешествия.

Рефлексия

Ребята, с каким настроением вы уходите с занятия, что хотите пожелать всем нам?
Посмотрите вокруг, вроде бы  ничего не изменилось, но, поверьте, вы выходите из этой комнаты чуть-чуть другими…

Домашнее задание

Понаблюдайте за собой, может быть, вы обнаружите у себя еще какие – то страхи и «зоны смелости», о которых сегодня не вспомнили. Страхи нарисуйте, а затем уничтожьте.

Литература:

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Л.Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Тёмная сенсорная комната.– 416 с.
  2. Бадьина Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. – Курган, 2008. – 135 с.