Пишем объявления. Русский язык, 4-й класс. УМК «Гармония»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить учащихся с объявлениями, тем самым расширить их представления о тексте.

Задачи:

  • научить учащихся писать объявления, опираясь на знания об их структуре и стилистических особенностях; раскрыть значение объявлений в жизни людей;
  • развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь учащихся;
  • воспитывать доброту, любовь к животным, отзывчивое отношение к людям.

Ход урока

I. Подготовка к уроку.

Презентация.

1. Массаж пальцев. [Слайд 2]

- Упражнение “Скалка”: покатать карандаш между ладонями.

- Покатать карандаш между пальцев (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем) сначала правой, затем левой руки.

2. Скороговорка.

- Произносим скороговорку, соединяя пальцы (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) одновременно двух рук.

Щёткой чищу я щенка, [Слайд 3]

Щекочу ему бока.

- Сцепляем пальцы по очереди: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец кольцами.

Восемь сцепщиков цепляют цистерны. [Слайд 4]

II. Подготовка к ознакомлению с новым материалом.

Прочитайте про себя. [Слайд 5]

12 д . к . бря. Мне п . д . рили щенка. Это ч . рн .. дв . рня . ка с бел .. шеей. Хвост к . лечк . м, уши длин .. . Я очень счас(?)лива!

- Решите орфографические задачи.

- К какому жанру речи относится этот текст? (дневниковая запись)

- У кого дома есть или были животные? Расскажите, как они появились у вас? Как вы к ним относитесь?

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Щенок”. [Слайд 6]

- Щенок исчез из квартиры. Убежал? Украли? Этого никто не знает. Что чувствуют хозяева в таких случаях? Что бы чувствовали вы? Что делать, если ожидания ни к чему не приводят?

(можно написать объявление).

III. Ознакомление с новым материалом.

- Итак, надо написать объявления и расклеить их в многолюдных местах, естественно, там, где это разрешено.

- Кому приходилось писать объявление? Что оно из себя представляет?

- Объявление – это жанр, относящийся к картинной или деловой речи?

(в объявлениях нет образных выражений, поэтичных строк, эпитетов).

  • Что должно содержаться в объявлении?

ЧТО?

ГДЕ?

КОГДА?

[Слайд 7]

 (что, где, когда произошло)

  • Каким должны быть сведения в объявлении?

(точными, но краткими).

Что ещё можно добавить?

- Прочитайте на стр. 72 новые для вас сведения. Чем можно дополнить объявление?

ПРОСЬБА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

[Слайд 8]

(просьбой, предложением).

2) Но щенка мог кто-то найти. Если бы вы нашли красивого забавного щенка, что бы вы сделали? Нет желания оставить себе? А можно?

- Используя помощь авторов учебника на стр. 72 скажите, что должно быть в объявлении подобного характера?

НАЙДЕН

ГДЕ? КОГДА? КАКОЙ?

ПОЛУЧИТЬ

ГДЕ? У КОГО? КОГДА?

[Слайд 9]

3) Работа по группам.

  • 1 группа напишет объявление о пропаже своего любимого щенка.
  • 2 группа – о том, что вами найден чужой щенок.

(пишите на альбомном листе, крупно, все ребята участвуют в составлении объявления, пишет консультант)

- Прочитайте свои объявления? Что удачно получилось? Что нет?

IV. Физминутка.

Учащиеся выполняют танцевальные ритмичные упражнения под музыку песни “Пропала собака”.

V. Закрепление нового материала.

1. Корректировка объявлений.

- Прочитайте, что это за тексты? [Слайд 10]

Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Мишке Козлова. !

Песчаная улица, дом 8, кв.3.

- Как вы думаете, кто написал это объявление – взрослые или дети?

А может быть, вы знаете, кто они?

- Сейчас ребята прочитают отрывок произведения Н.Носова “Дружок” по ролям о том, что случилось с Мишкой и его другом, после того, как они написали и развесили объявление.

- Почему женщина пришла за своим чемоданом к Мишке, и почему пришло так много народу?

- Помогите Мишке и его другу исправить объявление, дополните его необходимыми сведениями. В этом вам помогут вопросы: что, где, когда?

[Слайд 11]

Потеряла варежки. Мне связала их бабушка на день рождения.

Варежки очень красивые: синие с белами снежинками. Прошу вернуть !

Любе Ивановой.

2.Объявления – запреты.

- Прочитайте отрывок из сказки “Приключения Чиполлино” Дж. Родари (глава 7), и скажите, какие объявления в нём встречаются.

- Хорошо ли жить человеку среди объявлений-запретов?

- Подумайте, когда они действительно нужны?

3. Работа по учебнику М.С. Соловейчик “Русский язык”, 4 класс.

Упражнение 167.

4.Другие объявления.

- Какого ещё содержания могут быть объявления? С каких слов можно начать писать объявление?

КУПЛЮ…

ПРОДАЮ…

МЕНЯЮ…

[Слайд 12]

- Где ещё можно увидеть подобные объявления? (в газете, по телевизору)

- Наборщик в типографии уронил набор и всё перепутал. Помогите разобраться в этой путанице. [Слайд 13]

  • Пропали шкаф и стол.
  • Продаются уроки физики и математики с верандой.
  • Даю полдачи.
  • Сдаётся болонки Кэт и Мэри в хорошем состоянии.

5. Релаксация.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно…, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Напряжение улетело.
И расслаблено всё тело.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас
Руки тёплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Хорошо нам отдыхать!
Но, пора уже вставать!
Открыть глаза! Встать!

6. Самостоятельная работа.

- Сейчас каждый сам напишет своё объявление на любую тему.

7. Устные объявления.

Внимание! Сегодня в 17.00 часов у вас состоится урок английского языка. Алла Евгеньевна встретит вас в фойе школы.

- Что вы услышали?

- Объявления могут быть устные. В устных объявлениях могут быть слова, привлекающие внимание слушателей, призывы, советы, предупреждения.

- Где вы могли услышать устное объявление?

(Осторожно! Двери закрываются! Следующая остановка “Стадион”).

8. Афиши. [Слайд 14]

- Внимательно рассмотрите объявления. О чём в них сообщают?

Как называются такие объявления?

Афиши – это объявления, в которых сообщается о спектаклях, кинофильмах, концертах. Театральные афиши известны с давних пор – их вывешивали в Древней Греции, Египте, Риме. Иногда такие афиши-объявления вырезали на папирусах, деревянных доках. В средневековье о зрелищах народ оповещали глашатаи, разъезжающие по улицам. А в 16 в. Во Франции появилась традиция развешивать письменные объявления-афиши по всему городу. Тогда и появился у этого слова теперешний смысл.

VI. Подведение итогов.

– Чему научились на уроке?