Цель: познакомить учащихся с объявлениями, тем самым расширить их представления о тексте.
Задачи:
- научить учащихся писать объявления, опираясь на знания об их структуре и стилистических особенностях; раскрыть значение объявлений в жизни людей;
- развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь учащихся;
- воспитывать доброту, любовь к животным, отзывчивое отношение к людям.
Ход урока
I. Подготовка к уроку.
1. Массаж пальцев. [Слайд 2]
- Упражнение “Скалка”: покатать карандаш между ладонями.
- Покатать карандаш между пальцев (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем) сначала правой, затем левой руки.
2. Скороговорка.
- Произносим скороговорку, соединяя пальцы (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) одновременно двух рук.
Щёткой чищу я щенка, [Слайд 3]
Щекочу ему бока.
- Сцепляем пальцы по очереди: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец кольцами.
Восемь сцепщиков цепляют цистерны. [Слайд 4]
II. Подготовка к ознакомлению с новым материалом.
Прочитайте про себя. [Слайд 5]
12 д . к . бря. Мне п . д . рили щенка. Это ч . рн .. дв . рня . ка с бел .. шеей. Хвост к . лечк . м, уши длин .. . Я очень счас(?)лива!
- Решите орфографические задачи.
- К какому жанру речи относится этот текст? (дневниковая запись)
- У кого дома есть или были животные? Расскажите, как они появились у вас? Как вы к ним относитесь?
Послушайте стихотворение С. Михалкова “Щенок”. [Слайд 6]
- Щенок исчез из квартиры. Убежал? Украли? Этого никто не знает. Что чувствуют хозяева в таких случаях? Что бы чувствовали вы? Что делать, если ожидания ни к чему не приводят?
(можно написать объявление).
III. Ознакомление с новым материалом.
- Итак, надо написать объявления и расклеить их в многолюдных местах, естественно, там, где это разрешено.
- Кому приходилось писать объявление? Что оно из себя представляет?
- Объявление – это жанр, относящийся к картинной или деловой речи?
(в объявлениях нет образных выражений, поэтичных строк, эпитетов).
- Что должно содержаться в объявлении?
ЧТО?
ГДЕ?
КОГДА?
[Слайд 7]
(что, где, когда произошло)
- Каким должны быть сведения в объявлении?
(точными, но краткими).
Что ещё можно добавить?
- Прочитайте на стр. 72 новые для вас сведения. Чем можно дополнить объявление?
ПРОСЬБА
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
[Слайд 8]
(просьбой, предложением).
2) Но щенка мог кто-то найти. Если бы вы нашли красивого забавного щенка, что бы вы сделали? Нет желания оставить себе? А можно?
- Используя помощь авторов учебника на стр. 72 скажите, что должно быть в объявлении подобного характера?
НАЙДЕН
ГДЕ? КОГДА? КАКОЙ?
ПОЛУЧИТЬ
ГДЕ? У КОГО? КОГДА?
[Слайд 9]
3) Работа по группам.
- 1 группа напишет объявление о пропаже своего любимого щенка.
- 2 группа – о том, что вами найден чужой щенок.
(пишите на альбомном листе, крупно, все ребята участвуют в составлении объявления, пишет консультант)
- Прочитайте свои объявления? Что удачно получилось? Что нет?
IV. Физминутка.
Учащиеся выполняют танцевальные ритмичные упражнения под музыку песни “Пропала собака”.
V. Закрепление нового материала.
1. Корректировка объявлений.
- Прочитайте, что это за тексты? [Слайд 10]
Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Мишке Козлова. !
Песчаная улица, дом 8, кв.3.
- Как вы думаете, кто написал это объявление – взрослые или дети?
А может быть, вы знаете, кто они?
- Сейчас ребята прочитают отрывок произведения Н.Носова “Дружок” по ролям о том, что случилось с Мишкой и его другом, после того, как они написали и развесили объявление.
- Почему женщина пришла за своим чемоданом к Мишке, и почему пришло так много народу?
- Помогите Мишке и его другу исправить объявление, дополните его необходимыми сведениями. В этом вам помогут вопросы: что, где, когда?
[Слайд 11]
Потеряла варежки. Мне связала их бабушка на день рождения.
Варежки очень красивые: синие с белами снежинками. Прошу вернуть !
Любе Ивановой.
2.Объявления – запреты.
- Прочитайте отрывок из сказки “Приключения Чиполлино” Дж. Родари (глава 7), и скажите, какие объявления в нём встречаются.
- Хорошо ли жить человеку среди объявлений-запретов?
- Подумайте, когда они действительно нужны?
3. Работа по учебнику М.С. Соловейчик “Русский язык”, 4 класс.
Упражнение 167.
4.Другие объявления.
- Какого ещё содержания могут быть объявления? С каких слов можно начать писать объявление?
КУПЛЮ… ПРОДАЮ…
МЕНЯЮ…
[Слайд 12]
- Где ещё можно увидеть подобные объявления? (в газете, по телевизору)
- Наборщик в типографии уронил набор и всё перепутал. Помогите разобраться в этой путанице. [Слайд 13]
- Пропали шкаф и стол.
- Продаются уроки физики и математики с верандой.
- Даю полдачи.
- Сдаётся болонки Кэт и Мэри в хорошем состоянии.
5. Релаксация.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно…, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Напряжение улетело.
И расслаблено всё тело.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас
Руки тёплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Хорошо нам отдыхать!
Но, пора уже вставать!
Открыть глаза! Встать!
6. Самостоятельная работа.
- Сейчас каждый сам напишет своё объявление на любую тему.
7. Устные объявления.
Внимание! Сегодня в 17.00 часов у вас состоится урок английского языка. Алла Евгеньевна встретит вас в фойе школы.
- Что вы услышали?
- Объявления могут быть устные. В устных объявлениях могут быть слова, привлекающие внимание слушателей, призывы, советы, предупреждения.
- Где вы могли услышать устное объявление?
(Осторожно! Двери закрываются! Следующая остановка “Стадион”).
8. Афиши. [Слайд 14]
- Внимательно рассмотрите объявления. О чём в них сообщают?
Как называются такие объявления?
Афиши – это объявления, в которых сообщается о спектаклях, кинофильмах, концертах. Театральные афиши известны с давних пор – их вывешивали в Древней Греции, Египте, Риме. Иногда такие афиши-объявления вырезали на папирусах, деревянных доках. В средневековье о зрелищах народ оповещали глашатаи, разъезжающие по улицам. А в 16 в. Во Франции появилась традиция развешивать письменные объявления-афиши по всему городу. Тогда и появился у этого слова теперешний смысл.
VI. Подведение итогов.
– Чему научились на уроке?