Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Март"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;
  • способствовать развитию творческого воображения детей;
  • формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;
  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи, музыке;
  • способствовать развитию чувств и эмоций детей;
  • развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;
  • развивать чувства прекрасного.

План урока

  1. Введение учащихся в определенную речевую ситуацию, определение темы и задачи урока.
  2. Подготовка учащихся к восприятию картины.
  3. Молчаливое рассматривание картины.
  4. Беседа по картине. Коллективный ее анализ под руководством учителя.
  5. Выявление основных микротем.
  6. Работа над языковыми средствами.
  7. Коллективное составление плана сочинения.
  8. Коллективное составление описание.
  9. Орфографическая подготовка.
  10. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистом варианте.
  11. Самопроверка учащимися полученного результата.

Ход урока

1. Организационный момент (Приложение 1):

- Ребята, в течение недели мы готовились к написанию сочинения. Сочинение - от старого слова «чин», то есть порядок. Сочинять, создавать сочинение - значит приводить в порядок свои мысли, свои знания <Слайд 1>.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

- Наша главная задача состоит в том, чтобы передать свои впечатления оттого, что создано художником. Ваши работы будут итогом услышанного и увиденного на уроке. Проделанная работа, домашнее творчество групп «языковедов», «историков», «искусствоведов» будет рассматриваться как проект исследовательской деятельности по теме урока. Слово вам, ребята.

1) Левитан любил стихи русского поэта Е. Баратынского и про него самого можно сказать словами этого же поэта: <Слайд 2>

С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

2) Исаак Ильич Левитан родился в I860 году в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем <Слайд 3>.

3) Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поленов помогали ему расти с каждым годом.

4) Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П.М. Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.

5) Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму, на Волге, в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии. Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки!

6) Одна из самых значительных страниц биографии Левитана – его дружбу с А.П. Чеховым. Однажды накануне Нового года Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по березовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Живописец уехал, а его картина осталась в кабинете Чехова на память.

7) Руководя с 1898 года пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился сам, проявил себя как замечательный педагог. Он мечтал создать Дом пейзажа – большую мастерскую, в которой работали бы все русские пейзажисты.

8) Левитан был мастером пленэрной живописи, живо­писи, выполненной непосредственно на природе, на открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цвето­вом состоянии окружающего мира. Картины пейза­жистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного, мимо­летного чувства прекрасного <Слайд 4>.

9) Русская природа, непрестанная смена ее состояний, облик родной земли, отношение человека и природы, вот что является главным в творчестве Левитана. Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья художника. Он хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

10) Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 90-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода» <Слайд 5>.

11) Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитанская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощальная. Скоро – зима <Слайд 6>.

12) Широко разлилась весенняя вода. Не сразу отличишь землю от неба – куда не посмотришь, кажется, всюду половодье: на земле, на небе – все затопила эта темно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. По колено в воде стоят тонкие деревца, отражаются в ее чистом зеркале <Слайд 7>.

13) Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Изве­стно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок <Слайд 8>.

14) Это одно из наиболее красочных и радостных поло­тен художника. Оно выражает огромную любовь зна­менитого пейзажиста к русской природе, всю глубину понимания ее неповторимого лирического обаяния. Очень прост мотив картины. Ранняя весна. В лесу еще держится мороз, на снегу лежат холодные синие тени, но на поляне солнце уже пригревает все сильнее и сильнее, заливая все вокруг ослепительным золотисто-голубым сиянием. В лучах солнца сверкает желтая сте­на деревянного дома. У крылечка греется, поджидая хозяина, лошадь. Чувство радостного волнения и не­терпеливого ожидания близящегося радостного торже­ства природы охватывает зрителя (Играет музыка).

3. Молчаливое рассматривание картины (звучит мелодия Петра Ильича Чайковского «Времена года»

4. Беседа по картине (И.И. Левитан «Март»)

  • Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
  • Какое у вас возникло настроение? (Дети говорят о чувствах приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности).
  • Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.
  • Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее (Синеватый снег, переливающийся разными оттенками снег, рыхлый снег; зеленый, темный, манящий лес; тоненькие хрупкие стройные деревца; сияющее голубое, ликующее чистое небо; рыжая дремлющая усталая лошадь; дома, освещенные солнцем; лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу).
  • Какой день изобразил художник? (День теплый, солнечный. На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев).
  • Что вы можете сказать про цвет неба? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется будто от него идет какое-то радостное сияние).
  • Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? (Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых и фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца).
  • Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она как бы пронизана теплыми тонами: желтым, золотым, розовым, голубым цветом. Солнечный свет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.
  • Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю).
  • Обратите внимание на лошадь у крыльца. (Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день).
  • Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца).
  • Что бы вы могли там услышать? (Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст корочки свежего наста под ногами).

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин.

<Слайд 9>

  • Подумайте, что общего между картиной И.И. Левитана и словами А.С. Пушкина? (Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине И.И. Левитана, мы радуемся вместе с ним). (Вид лошади у детей может вызвать чувство жалости и уныния. И.И. Левитан – тонкий лирик, и в его картинах почти всегда присутствуют элементы грусти и печали) <Слайд 10>.

5. Выявление микротем.

Сейчас более подробно раскроем микротемы , которые будем описывать в своем сочинении <Слайд 11>, <Слайд 12>.

Небо Нежно-голубое Льёт лучи
Сияющее Сверкает
Ликующее  
Чистое
Снег Рыхлый Побурел
Ноздреватый Смешался с землёй
Жёлто-серая (масса)  
Белый с голубым
С синим отливом
Синеватый
Ярко-белый
Переливающийся разными оттенками
Ком снега (снежная шапка)   Того и гляди заскользит
Сползёт
Глухо ударится о землю
Деревья (деревца) Изящные Тянутся к небу, к солнцу
Тоненькие Растут
Хрупкие Выгибаются
Стройные Ещё не проснулись, но уже дышат, живут
Нежные Шепчутся
Сосны Густые  
Темно-зеленые
Высокие
Манящие
Капель Звонкая Поёт
  Весёлая
Солнце   Пригревает всё сильнее
Сияние Золотисто-голубое Заливает
Лес Зелёный  
Тёмный
Манящий
Стена Освещённая солнцем  
Лимонно-жёлтая
День Тёплый  
Солнечный

6. Работа над языковыми средствами.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии), использовать слова-синонимы. Строить правильно предложения и точно употреблять слова.

Задание 1: Подберите синонимы к словам:

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор;
создает – пишет (но не описывает и не рисует);
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет;
густой (лес)- темный, таинственный;
грязный (снег)- рыхлый, ноздреватый;
желтый- золотистый, лимонный, лучистый, солнечный;
тоненькие (деревца)- хрупкие, молодые, нежные, стройные.

Задание 2: Найдите неточное употребленное слово и замените его:

Солнце окрасило снег в розовые, голубые и зеленоватые оттенки (надо – тона).
Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками) розоватого, голубого, зеленого.
Полотно оставляет (надо – создает) радостное настроение.

Задание 3: Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу).
Картина полна светом (чего? – света).
Радоваться теплом (чему? – теплу).
Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами).
Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).

Задание 4: Выберите наиболее понравив­шиеся вам слова для характеристики образа сосны:

Торжественные
Необъятные
Прекрасные
Ветвистые
Могучие

Задание 5: Включите эти слова в художественное описание. Помните, что важнейшим средством созда­ния образа является метафора, основанная на сравне­нии и переносном значении слов.

сосны     царицы красуются
  красавицы    распластали свои кроны
  хозяйки раскрыв свои объятья

Дети составляют предложения:

Сосны, как царицы, торжественно замерли под лучами солнца.

Крепко обнявшись, гордые, величавые красавицы распластали свои кроны.

Как прекрасные, гостеприимные хозяйки, раскрыв свои объятия, сосны приглашают всех заглянуть в их владения <Слайд 13>.

Задание 6: Работа со словарем настроений <Слайд 14>.

Выберите слова, название чувств, которые помогают вам передать ваше настроение

Радость восторг свежесть
Поэтичность приподнятость беспокойство
Испуг спокойствие интерес

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

7. Составление плана.

План поможет вам сделать описание последовательным <Слайд 15>.

I. Вступление.

а) Что изобразил художник?
б) Настроение, которое вызывает картина?

II. Основная часть.

а) Как художник показывает приближение весны? (Описание картины).
б) Какую роль играет свет в картине?

III. Заключение

а) Как вы считаете, какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?
б) Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?

8. Коллективное составление рассказа или описание.

9. Орфографическая подготовка.

Оттенки, золотистый, лимонный, темно-зеленые, желтый, солнечный;

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали;

Освещенная, скользит, сползает, блестит, удивляет, молодые;

Живописец , пейзажист, репродукция;

Шепчутся, искрится;

Крылечко, скворечник.

10. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистом варианте <Слайд 16>.