Девиз урока: «Наши знания суть зерна наших творений»
Г. Бюффон
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Первоначальные понятия о кислотах и представителях кислот, их составе, физических свойствах, научить определять кислоты индикатором и принципам классификации кислот, правилам работы с кислотами.
- Совершенствовать умения составлять формулы, определять степени окисления элементов на примере кислот, проводить расчёты массовой доли элемента, количества вещества с применением кислот; развивать умения наблюдать явления, анализировать и делать выводы, решать экспериментальные задачи, развитие исследовательских навыков учащихся.
- Экологическое воспитание, способствовать появлению замыслов о профессиональном самоопределении с применением знаний по химии.
Структура урока.
1.Организационный момент.
(Учитель обращается к девизу урока.
-Почему к уроку взяты эти слова? Выслушиваются мнения учащихся. Каждый ученик получает оценочный лист, где каждый этап урока оценивает свои достижения в баллах от 0 до 3)
2. Актуализация знаний.
Блиц-опрос.
-Какие группы веществ нам известны?
(простые, сложные вещества, металлы, неметаллы, водородные соединения, оксиды металлов и неметаллов, основания: щелочи и нерастворимые).
-Что такое индикаторы?
-Как действуют на индикаторы вода, щелочи?
-Что такое степень окисления?
-Как определять степень окисления? (алгоритм на доске).
-Как вы понимаете «количество вещества?
-Как определяют количество вещества? (формула на доске)
-Как определить массовую долю элемента в веществе? (формула на доске).
Самостоятельная работа (задания выбирают по уровню сложности)
- а) Определить массовую долю натрия в гидроксиде.
б) Определить массовую долю кислорода в гидроксиде меди (II).
в) определить где больше содержится железа в гидроксиде железа (II) или в гидроксиде железа (Ш), на сколько больше?
- а) Определить массу 0,2 моль NaOH.
б) Определить количество вещества в 3,2 г Ca(OH)2.
в) Определить, что легче 0,1 моль NaOH или 0.1 моль Mg(OH)2.
- Выпишите формулы веществ, разделив их на группы: S, SO2, H2S, CuO, CH4, CaH2, HNO3, Al(OH)3, Mg, CO2, Cl2, H2SO4, KOH, H3PO4, Cu(OH)2, Ca. (Для проверки трое учащихся выполняют задания на переносных или на обратной стороне доски. После выполнения дети осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы)
3. Тема, целеполагание.
-Какие вещества никуда не отнесли? Почему? О них мы будем говорить сегодня. Тема урока: Кислоты.
-По аналогии с ранее изученными классами веществ определите цели и задачи урока.
(Учитель корректирует цели и задачи)
4. Изучение темы.
Слайд №2.
-Почему я представила такие рисунки? Что общего?
(Все кислые на вкус. Это общее свойство кислот)
Демонстрация образцов кислот, характеристика их физических свойств. (цвет, запах, образование паров конц. кислотами и т.д).
Слайд №3.
-Прочитайте формулы и названия кислот.
-Исследуйте записи состава молекул кислот, отметьте общее, различие.
Слайд №4
-Составьте по схеме определение кислот, обратитесь к учебнику.
Слайд №3
-Назовите кислотные остатки приведённых кислот.
-Обращаемся к таблице растворимости, находим нерастворимые кислоты.
-По слайду №2 попробуйте разделить кислоты на группы и указать признаки классификации.
Слайд №5 Классификация веществ.
Демонстрация из электронного пособия о правилах работы с кислотами и помощи при попадании кислот на кожу.
Лабораторный опыт 1 Вам выдан раствор кислоты. Исследуйте действие её на лакмус, фенол-фталеин и метиловый оранжевый индикатор. (дети выполняют опыт и озвучивают свой результа, делают общий вывод о действии кислот на индикаторы).
Слайд №6
-Где возможно использование реакции на индикаторы?
Определение кислотности растворов в медицине, сельском хозяйстве и др. лабораториях.
Слайд №7
Лабораторный опыт 2. По моей просьбе лаборант перепутал растворы кислоты, щелочи и воду. Как можно помочь? (Выслушиваются мнения учащихся.) При помощи индикаторов распознайте выданные растворы в пробирках №1, №2, №3.
Выступления отдельных учащихся с и заданиями.
- Универсальной индикаторной бумажкой исследовали вещества кухни
- Универсальной индикаторной бумажкой исследовали вещества ванной.
- Универсальной индикаторной бумажкой исследовали продукты питания школьной столовой.
- . Универсальной индикаторной бумажкой исследовали жидкости нашего организма (кислотность кожи, слюны, слёз и т. д.
Анализ результатов
5. Рефлексия.
-Что для вас было знакомым?
-Что для вас было новым?
-Что вас заинтересовало больше всего?
-Что вам было непонятным?
-Где вы сможете применить знания сегодняшнего урока?
Слайд №8 Выполните задания.
Итог урока: сосчитайте набранное за урок количество баллов.
27-30 «отлично»
20-27 «хорошо»
16-19 «удовлетворительно»
Домашнее задание §20 прочитать, выучить названия кислот по выбору: упр. 1; .упр.4; составить задание для проверки темы.