Звуки б, б'. Буквы Б, б

Разделы: Начальная школа


Урок: Литературное чтение

Класс:1класс.

Программа: Планета Знаний.

Учебник: Букварь. Т.М. Андрианова

Цели:

  • Познакомить с буквами “Б, б ”, обозначающими согласные звуки/б/,/б*/, учить давать характеристики звукам.
  • Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, расширять кругозор, воспитывать любознательность.
  • Учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению.

Оборудование:

  • рисунок Буратино,
  • конверт с заданием,
  • рисунок бочонка с краном,
  • табличка с печатными и письменными буквами “Б, б ”,
  • буквы на карточках: а,о,у,э,ы,и,м. Рисунки “бар”,
  • “баран”,
  • “барабан”

Ход урока

1. Организационный момент.

-Все дружно встали, успокоились, садитесь.

-Руки?

+На месте!

-Ноги?

+На месте!

-Локти?

+У края!

-Спина?

+Прямая!

2. Речевая разминка.

а) дыхательная гимнастика

“ Какой ароматный цветок!”

“Самовар”

б) артикуляционная гимнастика

“ Губы”

“Лошадка”

в)работа над дикцией

На доске буквы: а,о,у,и,э,ы,м.

- Посмотрите и скажите: какая буква лишняя? Почему?

+Буква “м”. Она обозначает согласные звуки /м/,/м*/,а остальные- гласные.

Чтение гласных

-Поднимаемся по лесенке.

-Спускаемся по лесенке.

-Тихо.

-Громко.

3. Повторение изученного.

-На какие две группы делятся звуки?

+Гласные и согласные.

-На какие группы делятся гласные звуки?

+Указывающие на мягкость и твердость предшествующих согласных.

-На какие группы делим согласные звуки?

+Твердые и мягкие.

-Молодцы!

4. Сообщение темы урока.

_ А сейчас послушайте текст и отгадайте: кто придёт сегодня к нам на урок?

Давным-давно в городке на берегу моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено для топки очага в зимнее время.

-Неплохая вещь,- сказал сам себе Джузеппе,- можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола.

Джузеппе надел очки, повертел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начал тесать, чей-то очень тоненький голосок пропищал:

-Ой-ой-ой! Потише, пожалуйста!

Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую- никого…

-Неужели мне почудилось?- подумал Джузеппе.- Кто бы это мог пищать?

-Кто же это?

+Буратино.

-Из какого произведения этот герой?

+Золотой ключик или приключение Буратино.

-Кто автор?

+А. Толстой.

-С какого звука начинается имя героя?

+/б/

-Какой это звук: согласный или гласный, твёрдый или мягкий?

+Согласный, твёрдый.

-Как вы думаете есть ли у этого звука парный мягкий звук /б*/?

-Докажите. Назовите слова, где звук /б*/ слышится мягко

- Молодцы!

- А кто знает- какой буквой обозначаются звуки /б/,/б*/ на письме?

+Буквами “Б, б”.

- Правильно. Посмотрите на эти буквы. Сегодня на уроке мы будем говорить о них, о звуках, которые обозначает буква “Б”, читать слова и предложения.

-А на что похожа эта буква?

-Послушайте - что написал о ней автор многих детских книг- Владимир Степанов.

Буква Б проснётся рано.

Буква Б - бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

-На что здесь похожа буква Б?

-Назовите слова где буква Б в начале слова, в середине, в конце слова.

-Осталось заселить эту букву в ленту букв. Какой домик выберем для неё?

+Сине-зелёный.

-Почему?

+Потому что Буквой Б обозначаются твёрдый и мягкий согласные звуки /б/,/б*/.

-Давайте ещё раз произнесём эти звуки.

-Мы совсем забыли про нашего гостя. Он пришёл не с пустыми руками- у него письмо. Что же в нём написано?

ВЫПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФИЗМИНУТКУ ПРО МЕНЯ.

-Выполним его просьбу? Все встали, вышли из-за парт.

ФИЗМИНУТКА № 1

5. Работа по учебнику.

5.1. Чтение слогов и слов.

А) жужжащее чтение

-Откройте Буквари на странице 48. Найдите слоги и слова в столбиках.

-прочитайте просебя

Б) чтение вслух

-читаем хором

-читает 1 ряд,2 ряд,3 ряд.

5.2. Работа по развитию речи.

-Вернёмся к 1 столбику. В каком из слогов звук /б*/ - мягкий?

- что указывает на мягкость?

+Буква “и”, обозначающий звук /и/ и показывающий мягкость предшествующего согласного

-Чем различаются на письме слова 2 столбика?

+Буквами, обозначающими гласные звуки.

Назовите общие буквы

+Б, л.

-Посмотрите на слова 3 столбика, прочитаем ещё раз.

Продолжите этот ряд слов.

+ собрал, выбрал, подобрал, разобрал

-Что вы можете сказать об этих словах?

+ Они близки по смыслу.

-Прочитайте слова следующего столбика. Придумайте предложения с ними.

-А близки ли по смыслу слова последнего столбика?

+Эти слова похожи по звучанию.

Что означает каждое слово?

+Бар - отделён в стенке или небольшое кафе.

Баран - домашнее или дикое животное.

Барабан - ударный музыкальный инструмент.

- Так что кроме звучания эти слова ничего общего не имеют.

ФИЗМИНУТКА № 2.

5.3. Работа над текстом.

-Посмотрите на иллюстрации. Не читая текст, вы можете предположить: о ком может идти речь в нём?

+О баране, медведе.

А) жужжащее чтение

-Прочитайте про себя текст, чтобы разрешить спор.

Чтение вслух учителем.

-О ком говориться в тексте?

-Что делал баран?

-Как он это делал?

-Похож ли этот текст на скороговорку? Докажите.

-Приготовьтесь прочитать скороговорку.

-Читаем хором.

-Читает …

6. Итог

-Молодцы! Хорошо поработали на уроке. Что нового узнали?

-Какие звуки обозначает буква “б”?

-Чем ещё запомнился урок?

-Спасибо от меня и Буратино за урок.

-Урок окончен!