Тема урока "Три состояния воды" (5-й класс)

Разделы: География

Класс: 5


Цели:

  • Расширить знания о воде, ее свойствах, переходе из одного состояния в другое, значение воды.
  • Научить делать выводы, внимательно следить за демонстрацием опытов, логический мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: глобус, химические оборудования, снег, лед, вода.

Метод: частично-поисковый.

Тип урока: объяснение новой темы.

ХОД УРОКА

Вступление:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворает сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

Итак, как вы уже догодались, мы будем говорить о воде (свойствах, состоянии, значене воды).

– Вообще что такое вода?
– Где она встречается?
– Обратите внимание на глобус.
– Какой цвет преобладает?
– Что это?

98% (морская) (соленая 1л – 35 гр/соли), пресная 2% (1л – 1 гр воды). Как вы это понимаете?

Опыт №1.

Вода не только часть, но и еще часть живой Земли природы.
Известно, что:
Слайд:  состав
Человек на 80% состоит из воды, новорожденный ?.
(сотрясение мозга почему не бывает у малышей?!)
Кровь – 83%.
Сердце, мозг – 80%
Кости – 20%
Картофель – 77%
Огурцы, медуза – 99%
Чем же это вызвано?
Оказывается свойствами воды слайд.

Демонстрация опыта.

Это мы знаем из курса начальной школы. А сегодня мы более подробно познакомимся с 3 состояниями воды и углубим свои знания.

1. Работа в тетрадях, запись темы урока.

Жидкая вода – значение? Еда, питье, стирка, полив, обогрев, жилища.
Проводим опыт: в пробирку положили кусок льда, нагреем. Что наблюдаем? Вода кипит, лед не тает.
Представили лето! Речка! Захлдим в воду, температура воды на разных глубинах разная. Почему?
Свойство воды: вода плохой проводник тепла, но  в то же время вода долго сохраняет тепло.
Вспомните! Летом в какое время суток вода в реке теплее?! Вода долго согревается и долго остывает.
Запись свойств.

2. Твердая вода – значение (запас, медицина, пища, ест.холодильник).

Газообразная вода.

(очки – потеют, чайник – кипит)
Содержание водяного пара в воздухе неодинаковые, но мы это наблюдаем в виде облака, пара, тумана (соприкосновение прохладного воздуха с теплом)

Опыт. Чайник. 1. Чайник кипит – что происходит? Вода из жидкого состояния – газообразное состояние – хидкое (стекло)
Еще 1 свойство
Вода может переходить из одного состояния в другое, но почему количество воды не иссекает?
Как называется процесс из одного состояния в другое?

Домашнее задание: рассказ “Путешествие капельки”.