Метод проведения урока: рассказ-беседа.
Материально-техническое обеспечение:
- материальное обеспечение – карта России, репродукции, выставка литературы;
- технические средства обучения – аудио/видео техника, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация.
Источники и литература:
- Васильев В.И. Словарь исторических и общественно-политических терминов. -М., 2005.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России 8 кл. -М., 2006.
- Захарова Е.Н. История России XIX – начало ХХ века 8 кл. -М., 2006.
- История России. Под ред. В.Орлова. М., 2004.
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. -М., 2007.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. -М., 2000.
Цели урока:
- Учебная - изучить «Великие реформы» Александра II.
- Воспитательная – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к отечественной истории, гордости за свою страну.
- Развивающая – формировать у учащихся умение выражать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.
- Методическая – показать вариант проведения урока, эффективно раскрывающего содержание данной темы.
Задачи урока:
- Раскрыть содержание реформ Александра II.
- Показать общие и отличительные черты Великих реформ, сравнивая их с реформированием страны прошлых лет.
- Рассмотреть причинно-следственные связи реформ и их итоги.
- Показать, какое значение реформы Александра II оказали на последующее развитие страны.
- Показать актуальность реформ Александра II для современной России.
- Способствовать формированию учащимися собственной оценки реформ.
- В процессе проведения урока организовать диалог между учителем и учениками по теме занятия.
- Смотивировать учащихся к более глубокому изучению данной темы.
- Опробировать и оценить эффективность применения метода рассказа-беседы в изучении данной темы.
Ход урока
Содержание | Время |
I. Вступительная часть: 1. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку) 2. Объявление темы урока, её актуальность, постановка целей и задач. |
4 мин. |
II. Основная часть: 1. Политическая и социально-экономическая характеристика России середины XIX века (с использованием видеофрагмента). Причины реформ. 2. Великие реформы Александра II: (с использованием компьютерной презентации) а) Крестьянская реформа; б) Земская реформа; в) Городская реформа; г) Судебная реформа; д) Военная реформа; е) Реформа просвещения… 3. Итоги и последствия реформ. |
30 мин. |
III. Заключительная часть: Закрепление нового материала. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся Домашнее задание. |
6 мин. |
Конспект урока приведен в Приложении 1.
Тест – Приложение 2, самоанализ урока – Приложение 3.