Урок по предмету «Окружающий мир» во 2-м классе «Обитатели водоёмов – рыбы»

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • продолжить знакомство с классом рыб, их существенными отличительными признаками, особенностями строения.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить детей с некоторыми речными рыбами, с особенностями расположения чешуи на поверхности тела, развивать умение работать с текстом, формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии, расширение кругозора детей;
  • развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать в группе с одноклассниками, вести диалог, развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях;
  • воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения.

Оборудование:

  • глобус,
  • герб Саратовской области,
  • рисунок - плакат морского дна,
  • пазл рыбы,
  • раздаточный материал: рыбки и чешуйки в конвертах,
  • карточки для индивидуального опроса,
  • таблица – помощница “Рыбы бывают…”,
  • оборудование для сценки,
  • морская ракушка с занимательными вопросами.

Ход урока

1. Организация детей на занятие. [ 2]

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

2. Проверка домашнего задания.

Вода – полезное ископаемое. 71% поверхности нашей планеты покрыты водой. Большая часть воды на Земле – это морская, солёная, а запасы пресной воды сосредоточены в реках, озёрах и ледниках. <Рисунок 1>

Расскажите:

  • о значении воды;
  • о трёх состояниях воды (примеры);
  • какие бывают водоёмы;

РТ., с 28, рисунок-схема.

Раздаются индивидуальные карточки. [ 3]

- Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие?

- Почему вода в родниках всегда очень чистая?

- Что общего и в чём разница между облаками и туманом?

3. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

- Кто же это?

- Конечно, рыбы.

4. Изучение нового материала.

А) Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах и прудах, в реках, в морях и океанах и даже в аквариумах.

Рыбы – это животные, которые живут в воде, поэтому у них все не так, как у прочих.

Рыбы не ходят, а плавают, у них нет ног, а есть плавники, они не издают звуков, которые мы могли бы слышать. Домашних рыбок нельзя вынуть из аквариума и вынести погулять на улицу, потому что рыбы дышат не так, как мы – у них для дыхания предназначены не легкие, а жабры. Так что дышать рыбы могут только в воде.

Появляются на свет рыбы из икры. Весной рыбы мечут икру, а потом из икринок появляются мальки, похожие на взрослых рыб, но маленькие. Мальки растут и постепенно становятся взрослыми рыбами. [ 5]

Тело рыб покрыто чешуей, которая состоит из отдельных чешуек. На чешуйках есть годовые кольца, как на древесных стволах.

Сколько на чешуйке колец, столько рыбе и лет.

- Назовите реки, которые протекают в нашем городе?

- Самая большая река?

- Знаете ли вы жителей реки Волги?

- Посмотрите на герб Саратовской области. Что символизируют знаки на нём?

-Кто из вас сможет собрать модель рыбы из пазлов?

Б) Объяснение учителя. <Рисунок 2>

- Откуда появились рыбы на свет? В какое время года?

Туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание.

У многих рыб хорошее зрение. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.

- А как вы думаете, есть ли ресницы у рыб? Аргументируйте свой ответ.

Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.

С помощью плавников рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачивать.

Плавательный пузырь - это внутренний орган-мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.

Чешуя – это защитный слой.

– От кого он защищает?

На чешуйках есть годовые кольца, как на древесных стволах.

–Что по ним мы узнаём? (сколько на чешуйке колец, столько рыбе и лет)

В) Физминутка.

Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно морское.

5. Закрепление изученного материала. Работа с текстом учебника, с.94-95.

а) Работа в парах: собрать модель рыбы с чешуйками, поместив её в водное пространство на доске.

б) Обобщение знаний. [ 4]

Рыбы бывают: мирные, хищники. Таблица – опора <Рисунок 3>.

в) Занимательный материал. [ 3]

- Какая рыба названа именем человека?

- Вьют ли рыбы гнёзда?

- Какую рыбу зовут санитаром?

- Могут ли рыбы лаять, хрюкать, свистеть?

6. Воспитательный момент. Охрана рыбного богатства.

Сказка о “нефтяной” рыбке (по мотивам сказки А.С.Пушкина “О золотой рыбке”). Инсценировка. [ 6]

Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришёл невод…

Старик. .....с тиной морскою, с.. ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…

Старик (печально)…с рваным башмаком и изношенной, “лысой” шиной.

Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод…

Старик (радостно)…с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою!

Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой “нефтяною”, а хочу остаться рыбкой золотою! <Рисунок 4>

7. Итог урока.

- Чем отличаются от других живых существ?

- Что нового узнали?

- Какие задания были особенно интересными?

Выставление оценок за урок. <Рисунок 5>

-Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.

Мне было с вами интересно.

8. Домашнее задание.

Учебник с.94-95, 96-98; РТ с.29.

Список использованной литературы.

  1. Беседы с учителем. Методика обучения. 2 класс /Под ред. Л.Е.Журовой –М.: Вентана-Граф, 2006
  2. Окружающий мир. 2 класс. Поурочные планы к учебнику Н.Ф.Виноградовой /Сост. Е.И.Соболева. –Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
  3. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания к курсу “Окружающий мир”. Москва “Вако”, 2009, 143 с.
  4. Плешаков А.А. “Атлас – определитель от земли до неба” М. Просвещение, 2006, 219 с.
  5. Веселов Е.А. “Определитель пресноводных рыб фауны СССР”, М. Просвещение, 1977
  6. Журнал “Начальная школа”, № 7, 2005