Устная работа на уроках математики

Разделы: Математика


Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают воспитывать интерес к математике.

На уроках в V-VI классах большое значение имеет организационный момент. Быстро настроить ребят на рабочий лад, увлечь их математикой помогают устные упражнения, с которых я начинаю урок.

Устные упражнения позволяют повторить ранее изученный материал, отработать изучаемый материал, подготовить учеников к изучению и восприятию новой темы, создать интерес к уроку.

Форма устных заданий разнообразна, традиционные: вычислить, сравнить, упростить, решить и нетрадиционные: эстафета, викторина, блиц-опрос, задача-загадка, математическая лестница, вычисление цепочкой, задача-шутки, задачи, требующие “нестандартного решения”.

Презентация.

Я часто провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даю с ответами – верными и неверными. Поочередно показываю классу карточки, а ученики выбирают верные ответы. На эту работу достаточно 3-5 минут урока.

  Задание Варианты ответoв
1 405 · 14 + 57 5670; 5613; 5727; 624
2 305 · 24 + 87 7320; 7233; 7407; 7327
3 29 · (377 + 233) 3393; 17690; 1769; 20590
4 19 · (237 + 135) 390; 7410; 9310; 931

Пример карточек по теме: “Действия с натуральными числами”.

Эта работа помогает повторить все необходимые правила при вычислении натуральных чисел.

Можно начать урок с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки, рассчитывается на 3-7 минут, в зависимости от целей и возможностей урока. Я зачитываю вопросы, а дети отвечают на них, кто из учащихся дает больше правильных ответов, тому выставляю отметку.

Приведу примерные вопросы викторины по теме: “Сокращение дробей”.

1 Сформулируйте определение сокращения дробей.
2 Для чего нужно сокращать дроби?
3 Сократите дробь:22/32 на 2; 18/66 на 6; 16/44 на 4.
4 На какие натуральные числа можно сократить дробь 25/60?
5 Какие из дробей сокращаются на 3: 18/27; 3/5; 15/30; 27/81; 45/75; 6/2?
6 Какую часть года составляют летние месяцы?
7 Какую часть часа составляют 30 минут?
8 Какая дробь называется несократимой?
9 Наибольшее число, на которое можно сократить дробь, это …?

Эта работа позволяет повторить теоретический материал перед началом урока и настроить ребят на активную работу в ходе урока.

Устную работу хорошо воплощать в зримые образы. С помощью наглядности и иллюстрации проводить начало урока. По теме “Графики” и “Координаты на плоскости” можно заготовить много наглядностей для устного счета.

1)

“Вася собрался в лес за грибами. Придумайте историю похождения Васи по графику”.

2)

 

Назовите по рисунку координаты точек: K, D, P, E, F, C, B и A.

3)

1) Какая фигура изображена на рисунке?

2) Назовите координаты вершин четырехугольника?

3) О – середина DC, найдите координаты O?

Задачи на скорость, время и расстояние, которых много в учебниках для 5 и 6 классов, можно решать устно с помощью рисунков и таблиц. Ученики лучше начинают понимать в какой ситуации скорость течения реки прибавляют, а когда отнимают от собственной скорости лодки. Хорошо владеют формулами на скорость, время и расстояние. Достаточно сделать 2 рисунка и таблицу и задавать по ним различные вопросы, скорость, время и расстояние можно менять. Ученикам можно предложить самим составить задачи по рисункам.

Рисунок № 1. “ Скорость лодки + скорость течения”.

Рисунок № 2. “ Скорость лодки - скорость течения”.

Формулы V км/ч t (ч) S (км)
S = V * t 15 2 ?
V = S : t ? 0,6 30
t = S : V 4 ? 5,2

Таблица формул и значений.

По теме “Площадь фигур” удобно проводить устную работу в “Задачи в рисунках”:

img5.gif (4931 bytes)

Найдите: S заштрихованной фигуры, если S круга равна ….

Эти рисунки можно заранее заготовить или перед уроком начертить на доске, а, b и S – любые числа.

В 5-6 классах внимание у детей неустойчивое. Возникает необходимость на уроке переключится с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат в конце урока.

На доске 3 столбика: несложных примеров (доска до начала урока закрыта).

img7.gif (4190 bytes)

Класс делится на три команды по рядам. Ученики из своей команды выбегают к доске, записывают ответы в примерах (они могут выбирать любой пример своего столбца). Если все команды уже справились с примерами, заканчиваем игру, проверяем ответы цветным мелом, исправляя ошибки, там, где лучше результат, та команда выиграла, можно выставить оценки.

Эстафета организует внимание учащихся, воспитывает товарищество, а также дает возможность мне увидеть, как понят изученный материал. Чтобы правильно построить свою работу на следующем уроке.

Если я хочу повторить теоретический материал, то можно устроить математический бой – ученики разбиваются на команды по рядам. Их задача – всем рядом задавать вопросы по теме другому ряду. Например, 1-ый ряд задает вопросы по данной теме 2-му ряду, 2-ой ряд 3-ему, а 3-ий 1-му ряду. Ученики быстро включаются в эту работу, часто дополняют и исправляют ответы, видят ошибки отвечающих и могут сами оценить ответы своих товарищей.

Определения и правила можно повторить при помощи и неоконченных вопросов – я задаю вопросы, а ученики должны закончить предложения своим ответом. Допустим, тема “ Дробные выражения”:

1.) Частное двух чисел или выражений называется … (Ответ ученика - дробным выражением).

2.) Числителем и знаменателем дробного выражения могут быть

… (Ответ ученика - любые числа).

3.) Знаменатель дробного выражения не может быть равен… и т.д.

1.) Для устного счета хороши упражнения, составленные в виде схем, кроссвордов, таблиц, ребусов и т.д.

 img8.gif (4485 bytes)

Задание – “Сорви лепесток”.

2.) В круге подряд расположены числа, из которых два являются делителями третьего. Найдите делители и кратные:

 

 3.) Заполните таблицу.

а – сторона квадрата 3
4
5
3
5 1,2 8
7
7
8
2 3
4
P = 4*a              
S = a*a              

4.) Заполните схему.

К изготовлению схем и таблиц я привлекаю своих же учеников из старших классов.

Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения в старших классах. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших учеников. Если мы не научим их считать в этот период – будем сами испытывать в дальнейшем трудности в работе, поэтому я уделяю всегда особое внимание и время на устный счет в среднем звене. Я стараюсь провести его интересно, увлекая ребят, время от времени на уроке, а результат всегда эффективен.