Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают воспитывать интерес к математике.
На уроках в V-VI классах большое значение имеет организационный момент. Быстро настроить ребят на рабочий лад, увлечь их математикой помогают устные упражнения, с которых я начинаю урок.
Устные упражнения позволяют повторить ранее изученный материал, отработать изучаемый материал, подготовить учеников к изучению и восприятию новой темы, создать интерес к уроку.
Форма устных заданий разнообразна, традиционные: вычислить, сравнить, упростить, решить и нетрадиционные: эстафета, викторина, блиц-опрос, задача-загадка, математическая лестница, вычисление цепочкой, задача-шутки, задачи, требующие “нестандартного решения”.
Я часто провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даю с ответами – верными и неверными. Поочередно показываю классу карточки, а ученики выбирают верные ответы. На эту работу достаточно 3-5 минут урока.
Задание | Варианты ответoв | |
1 | 405 · 14 + 57 | 5670; 5613; 5727; 624 |
2 | 305 · 24 + 87 | 7320; 7233; 7407; 7327 |
3 | 29 · (377 + 233) | 3393; 17690; 1769; 20590 |
4 | 19 · (237 + 135) | 390; 7410; 9310; 931 |
Пример карточек по теме: “Действия с натуральными числами”.
Эта работа помогает повторить все необходимые правила при вычислении натуральных чисел.
Можно начать урок с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки, рассчитывается на 3-7 минут, в зависимости от целей и возможностей урока. Я зачитываю вопросы, а дети отвечают на них, кто из учащихся дает больше правильных ответов, тому выставляю отметку.
Приведу примерные вопросы викторины по теме: “Сокращение дробей”.
1 | Сформулируйте определение сокращения дробей. |
2 | Для чего нужно сокращать дроби? |
3 | Сократите дробь:22/32 на 2; 18/66 на 6; 16/44 на 4. |
4 | На какие натуральные числа можно сократить дробь 25/60? |
5 | Какие из дробей сокращаются на 3: 18/27; 3/5; 15/30; 27/81; 45/75; 6/2? |
6 | Какую часть года составляют летние месяцы? |
7 | Какую часть часа составляют 30 минут? |
8 | Какая дробь называется несократимой? |
9 | Наибольшее число, на которое можно сократить дробь, это …? |
Эта работа позволяет повторить теоретический материал перед началом урока и настроить ребят на активную работу в ходе урока.
Устную работу хорошо воплощать в зримые образы. С помощью наглядности и иллюстрации проводить начало урока. По теме “Графики” и “Координаты на плоскости” можно заготовить много наглядностей для устного счета.
1)
“Вася собрался в лес за грибами. Придумайте историю похождения Васи по графику”.
2)
Назовите по рисунку координаты точек: K, D, P, E, F, C, B и A.
3)
1) Какая фигура изображена на рисунке?
2) Назовите координаты вершин четырехугольника?
3) О – середина DC, найдите координаты O?
Задачи на скорость, время и расстояние, которых много в учебниках для 5 и 6 классов, можно решать устно с помощью рисунков и таблиц. Ученики лучше начинают понимать в какой ситуации скорость течения реки прибавляют, а когда отнимают от собственной скорости лодки. Хорошо владеют формулами на скорость, время и расстояние. Достаточно сделать 2 рисунка и таблицу и задавать по ним различные вопросы, скорость, время и расстояние можно менять. Ученикам можно предложить самим составить задачи по рисункам.
Рисунок № 1. “ Скорость лодки + скорость течения”.
Рисунок № 2. “ Скорость лодки - скорость течения”.
Формулы | V км/ч | t (ч) | S (км) |
S = V * t | 15 | 2 | ? |
V = S : t | ? | 0,6 | 30 |
t = S : V | 4 | ? | 5,2 |
Таблица формул и значений.
По теме “Площадь фигур” удобно проводить устную работу в “Задачи в рисунках”:
Найдите: S заштрихованной фигуры, если S круга равна ….
Эти рисунки можно заранее заготовить или перед уроком начертить на доске, а, b и S – любые числа.
В 5-6 классах внимание у детей неустойчивое. Возникает необходимость на уроке переключится с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат в конце урока.
На доске 3 столбика: несложных примеров (доска до начала урока закрыта).
Класс делится на три команды по рядам. Ученики из своей команды выбегают к доске, записывают ответы в примерах (они могут выбирать любой пример своего столбца). Если все команды уже справились с примерами, заканчиваем игру, проверяем ответы цветным мелом, исправляя ошибки, там, где лучше результат, та команда выиграла, можно выставить оценки.
Эстафета организует внимание учащихся, воспитывает товарищество, а также дает возможность мне увидеть, как понят изученный материал. Чтобы правильно построить свою работу на следующем уроке.
Если я хочу повторить теоретический материал, то можно устроить математический бой – ученики разбиваются на команды по рядам. Их задача – всем рядом задавать вопросы по теме другому ряду. Например, 1-ый ряд задает вопросы по данной теме 2-му ряду, 2-ой ряд 3-ему, а 3-ий 1-му ряду. Ученики быстро включаются в эту работу, часто дополняют и исправляют ответы, видят ошибки отвечающих и могут сами оценить ответы своих товарищей.
Определения и правила можно повторить при помощи и неоконченных вопросов – я задаю вопросы, а ученики должны закончить предложения своим ответом. Допустим, тема “ Дробные выражения”:
1.) Частное двух чисел или выражений называется … (Ответ ученика - дробным выражением).
2.) Числителем и знаменателем дробного выражения могут быть
… (Ответ ученика - любые числа).
3.) Знаменатель дробного выражения не может быть равен… и т.д.
1.) Для устного счета хороши упражнения, составленные в виде схем, кроссвордов, таблиц, ребусов и т.д.
Задание – “Сорви лепесток”.
2.) В круге подряд расположены числа, из которых два являются делителями третьего. Найдите делители и кратные:
3.) Заполните таблицу.
а – сторона квадрата | 3 4 |
5 3 |
5 | 1,2 | 8 7 |
7 8 |
2 3 4 |
P = 4*a | |||||||
S = a*a |
4.) Заполните схему.
К изготовлению схем и таблиц я привлекаю своих же учеников из старших классов.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения в старших классах. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших учеников. Если мы не научим их считать в этот период – будем сами испытывать в дальнейшем трудности в работе, поэтому я уделяю всегда особое внимание и время на устный счет в среднем звене. Я стараюсь провести его интересно, увлекая ребят, время от времени на уроке, а результат всегда эффективен.