Цели урока:
- закрепление понятий и навыков работы с электронной таблицей Microsoft Excel;
- обобщение и закрепление материала по теме: "Основы цитологии"
- построение графических моделей, используя знания по биологии.
- развивать навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора;
- развивать способность анализировать и обобщать изученный материал.
- восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов;
Оборудование:
- Глобус, модель глаза, муляж сердца человека, карточки с заданиями, компьютеры, интерактивная доска, магнитная модель клетки.
Программное обеспечение:
- Кинофрагмент "Строение клетки", презентация "Строение клетки" (Приложение 2), файл для интерактивной доски "Строение клетки" (Приложение 1).
Ход и содержание урока
I. Подготовка учащихся к началу урока:
- организационный момент;
- объявление темы и целей урока;
- инструктаж по ТБ.
II. Организация процесса повторения
Учитель информатики:
Фронтальный опрос по вопросам:
- Что такое моделирование? (определение)
- Что такое модель?
- Приведите пример модели.
- Что относят к материальным моделям?
- Что относят к информационным моделям?
- Приведите пример "объект один - моделей множество"?
- Приведите пример "модель одна - объектов множество"
III. Эвристическая беседа.
Обсуждение вопросов: Опираясь на тему нашего урока, предположите, модель чего мы будем сегодня создавать. Что необходимо для создания модели?
Возможный ответ: Модель клетки. Для этого необходимо знать состав и функции клетки.
Учитель биологии: Биология изучает многообразие форм жизни. Различаясь между собой рядом существенных признаков, они имеют общее - клеточное строение.
1. Какие царства живого вы знаете?
2. По какому принципу они были выделены?
3. Что их объединяет?
Сегодня существует много мнений о происхождение и развитие жизни на Земле, но все знают о клеточном строении всего живого, поэтому мы сегодня не только рассмотрим клетку, но и при помощи моделирования покажем уникальность строения клетки, ее целесообразность.
Давайте вместе вспомним о строении клетки и функциях органоидов.
- Цитология -
- Биохимия -
- Клетка -
- Типы питания живых организмов.
- Существуют ли на нашей планете организмы имеющие неклеточное строение?
- Каково строение клетки?
- Дать определение прокариотческим и эукариотическим организмам.
- Дать определение аэробным и анаэробным организмам.
IV. Индивидуальная работа.
1. Построить у доски модель клетки с использованием магнитного наглядного пособия.
2. Подписать органоиды клетки на интерактивной доске. (Приложение 1)
3. Показать, как при помощи презентации облегчить усвоение темы "Строение клетки" в 5-8 классах. (Приложение 2)
Дополнительные вопросы при выполнении индивидуальной работы:
- Чем отличается животная клетка от растительной?
- Выявить их отличия и связать с типом питания (автотрофы и гетеротрофы).
- Перечислите функции органоидов клетки:
- клеточная мембрана-
- рибосомы-
- лизосомы-
- эндоплазматическая сеть-
- аппарат Гольджи-
- клеточный центр-
- митоходрии-
- хлоропласты-
- вакуоли-
- Связаны ли строение и функции органоидов клетки?
- Какой органоид мы не описали почему его называют главным? Каковы его функции и строение?
- Почему цитоплазму называют внутренней средой клетки? Является ли она органоидом?
На какие группы разделяют все химические элементы, входящие в живые организмы почему?
V. Актуализация знаний.
Сегодня цель урока использовать знания, полученные на уроках биологии в информатики, т.е. суметь построить модели, чтобы использовать их для дальнейшего изучения и повторения темы: "Основы цитологии" в старших классах.
Учитель информатики:
Мы рассмотрели несколько моделей. Каким одним словом их можно охарактеризовать. Для чего создана каждая из них? (Учебные, для изучения наук в школе).
Самый быстрый и наглядный способ представления числовых данных с помощью компьютера - это диаграммы. На карточках имеется три задания, каждая таблица - это информационная модель, надо эти модели визуализировать, т.е. построить диаграммы.
Таблица 1. Содержание органических и неорганических веществ в клетке.
Соединения | Количество (в %) |
Вода | 79 |
Минеральные соли | 1 |
Белки | 10 |
Углеводы | 3 |
Жиры | 5 |
Нуклеиновые кислоты | 1,5 |
АТФ | 0,5 |
Таблица 2. Содержание макро и микроэлементов в клетке.
Элементы | Количество (%) |
Кислород | 70 |
Углерод | 15 |
Водород | 9 |
Азот | 2,2 |
Кальций | 2 |
Фосфор | 1 |
Калий | 0,4 |
Сера | 0,2 |
Хлор | 0,1 |
Магний | 0,03 |
Натрий | 0,03 |
Микроэлементы | 0,025 |
Железо | 0,015 |
Таблица 3. Ионный состав морской воды и жидкости клетки человека.
Элементы | Морская вода (%) | Клетки человека (%) |
Na | 100 | 100 |
K | 2,74 | 3,99 |
Ca | 2,79 | 1,78 |
Mg | 13,94 | 0,66 |
Cl | 136,8 | 84,0 |
SO4 | 7,10 | 1,73 |
VI. Практическая работа.
Используя программу MS Excel построить диаграммы к данным таблицам.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Задание на дом.
- Биология. Опираясь на параграф из учебника "Строение клетки", доказать, что клетка-биосистема.
- Информатика. Подготовить материал для создания информационной модели "Генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха".