Тип урока: Обобщение полученных знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепление полученных знаний о частях речи;
- Обучение умелому использованию слов разных частей речи;
- Помочь ученикам понять назначение в речи слов каждого грамматического класса.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному языку;
Развивающие:
- развитие речи (поскольку весь курс русского языка имеет коммуникативную направленность);
- развитие мышления;
- развитие чувства языка;
- развитие орфографической зоркости (является как образовательной, так и развивающей целью)
- развитие памяти.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент | Приветствие детей. Проверка готовности к уроку: синяя ручка, папка с заданиями, лист ответов (приложение 1) |
Приветствие детьми гостей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи (проблемная ситуация) | - Вчера третьеклассники нашей школы закончили изучать тему "Части речи" и поспорили, слова какой части речи самые нужные и самые важные в русском языке. А как считаете вы? Запишите свой вариант в бланк листов ответов, но только никому не говорите, что написали. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Сообщение темы и целей урока | - Если мы начали урок с такого вопроса, то о чем, по вашему мнению, мы будем сегодня разговаривать? | - О частях речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа по закреплению знаний о частях речи | а) работа над именами
прилагательными - Вы абсолютно правы, мы будем говорить о частях речи русского языка. - Достаньте из папки с заданием первый лист (цветной). Прочитайте свои слова. - Ребята, у которых слова записаны на листах розового цвета, подойдите к доске и закрепите слова столбиком друг под другом. - Составьте предложение из этих слов и запишите на листе ответов. - Получилось составить предложение? - Почему? - Какой частью речи являются эти слова? - Как узнали? - Давайте запишем эту информацию в лист ответов.
б) Беседа об именах существительных - Достаньте из папки с заданиями конверт № 1. Прочитайте запись в конверте. - Можно ли эту запись считать предложением? - Почему? - Слов какой части речи не хватает в этой записи? - У кого на цветных листах записаны имена существительные, выставьте их на доску.
- Как вы узнали, что это имена существительные? - Запишем эти данные в лист ответов.
- Какие из перечисленных имен существительных необходимо записать в данную запись, чтобы получилось предложение? Найдите такие слова и запишите предложение в лист ответов. в) Работа с синонимичными глаголами - Достаньте из конверта № 2 следующее задание - Слова какой части речи записаны в скобках? - Как узнали? - Запишите полученную информацию в лист ответов.
- У кого на цветных листах записаны глаголы? Выставьте их на доску.
- Запишите предложение на лист ответов, выбирая более подходящий ответ, по вашему мнению. - О каких самостоятельных частях речи мы сегодня не говорили, но вы о них знаете. - Давайте вспомним информацию о них и запишем на лист ответов. |
Высокий - Предложение не получилось. - Все представленные слова одной части речи. - Имена прилагательные. - Слова называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой?
У _____________ были тоненькие ____________ с щупленькими ______________ . - Нет. - Не понятно о чем написано. - Не хватает имен существительных попугай - Слова называют предмет, и отвечают на вопросы кто? или что?
У мартышки были тоненькие ручки с щупленькими мышцами. - Мартышка (разводила, ставила) руки в стороны, (опускалась, приседала) на корточки и (ходила, двигалась) на пятках. - Глаголы. - Эти слова называют действие предмета и отвечают на вопрос что делать? что сделать?
Мартышка разводила руки в стороны, приседала на корточки и ходила на пятках. - Не говорили об именах числительных и о местоимениях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа по развитию речи (составление предложения на заданную тему) | - Добавлять слова в предложения всегда
легче, чем составлять свои. Вот сейчас вы
попробуете составить предложение из
предложенных мной слов. попугай Африка сторона жаркий смотреть ходить - Сможете ли вы составить предложение из данных слов? - Запишите составленное вами предложение в нужном месте, до или после записанных предложений. - Над словами в этом предложении обозначьте части речи. - Слова каких частей речи вам пришлось использовать, чтобы получилось правильное предложение? Учитель на доске помещает таблички с названиями этих частей речи.
- К какой группе относятся данные части речи? - Какой служебной части речи не хватает в этой таблице? |
- Сможем, если изменить эти слова Попугай ходил по жаркой Африке и смотрел по сторонам.
- Предлоги, союзы - Служебные - Частицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Проверка понимания изученного. | - Вернитесь к первому вопросу нашего
урока на листе ответов. А как вы теперь ответите
на поставленный вопрос. Какая часть речи в
русском языке самая нужная, самая важная?
Запишите ответ в листах ответов - Как написали авторы нашего учебника ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ! ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ ВАЖНЫ! |
- Все части речи нужные и важные. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Проверка выполненного задания | - Из конверта № 3 достаньте лист с вариантом текста и по нему проверьте свой получившийся текст. | Попугай ходил по жаркой Африке и
смотрел по сторонам. Он видел высокую и тонкую
финиковую пальму и мартышку, которая пыталась
залезть наверх. У мартышки были тоненькие ручки с щупленькими мышцами. Надо было заняться зарядкой. Мартышка разводила руки в стороны, приседала на корточки и ходила на пятках. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Физ. минутка | - Текст, с которым мы с вами работали,
является отрывком из одного известного
произведения. Кто вспомнил название этого
произведения? - Вот и мы с вами сделаем небольшую зарядку. Выполнение физ. минутки под аудиозапись песни из мультфильма "Зарядка для хвоста" |
- Зарядка для хвоста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Беседа об авторе и его книги | - Наверное, герои сказки "Зарядки для
хвоста" знакомы вам по замечательному
мультфильму. На самом деле сначала была написана
книга, а только потом снят мультфильм. Может быть,
кто-то из вас знает, кто является автором данного
произведения. - О других приключениях друзей из Африки вы можете прочитать в книге "Все сказки-мультфильмы про слоненка, мартышку, удава и попугая. |
- Григорий Бенционович Остер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса | - Григорий Остер приобрел свою
популярность написав очень необычную книгу
"Вредные советы". Учитель показывает эту книгу детям. - Мы тоже попробуем сочинить вредные советы по нашей сегодняшней теме "Части речи все нужны! Части речи все важны!". - На листах ответов записано несколько строк из таких вредных советов. Вам необходимо вставить нужные слова. На работу даю 2 минуты. Обратите внимание, что такие вредные советы читаются не совсем обычным образом, поэтому, пока есть время, потренируйтесь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.
2.
3.
4.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- У кого первая часть
стихотворения? Прочитайте. - У кого вторая? - У кого третья? Четвертую часть читает учитель |