Тема урока "Слово и его строение"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание безударных гласных в корне слова (урок закрепления).

Цель: Повторить правила о безударных гласных проверяемых ударением. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Грамотеев. Чтобы дорога была ровной и гладкой давайте вспомним основные элементы написания букв.

1. Чистописание (элементы заглавных букв)

2. А сейчас внимание:

День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова;
Молотки, взвалив на плечи
Поклонились мне слегка:
– Мы слова из русской речи,
Из родного языка.

Вот сегодня мы с вами и вспомним некоторые правила. Для этого на урок мы станем пассажирами.

– Какой гуда издаёт паровоз. Когда трогается? (у-у-у-у)

А сейчас приготовили руки, отправляемся в путь.

– А вот и первая остановка (Город шипящих)

Посмотрите, кто нас встречает. (Буквы ш, щ,ж, ч)

– Назовите эти буквы.

– Какие звуки они обозначают?

– Какие это звуки?

– Какое правило вам напоминают эти звуки?

И мы с вами знаем правило жи– ши.Ча – ща.Чу – щу.( плакат)

Послушайте и скажите, правильно ли высказывание сказочного героя.

Зачем мне правила учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с оценкой 5!( Ответы детей)

А теперь посмотрим, как вы умеете применять правила на практике.

Я буду загадывать загадки, а вы в тетрадях записываете только отгадки.

На резиновом ходу,
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути
Вам со мною по пути?

Машина.

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные.
А возьмёшь вода в руке.

Снежинки.

Таять может, да не лёд
Не фонарь, а свет даёт.

Свеча.

Хвостом виляет
Зубаста, а не лает.

Щука.

– На какие правила встретились слова?

Мы всё хорошо вспомнили, а теперь самостоятельная работа в печатной тетради с.14 №5

Проверка работы.

Физминутка.

3. Работа в паре.

У вас на партах карточки с заданием.

– Вставить нужные буквы и прочитать.

В ж.вом уголке еж. да уж..

Волки рыщ.т, пищ. ищ.т.

Итак, все задания выполнены на этой станции. Скажите, что самое главное мы запомнили на этой станции?

– Но, а теперь пора двигаться дальше. Приготовились. Поехали.

– Следующая станция…….

А название вы мне скажите сами, прослушав стихотворение.

Пишем мы с сестрёнкой Надей
Целый час уже слова
И опять не знает Надя
Как же ей писать дрова
С буквой о? а может с а?

– Ребята, какое правило поможет Нади написать правильно это слово?

– Так как о каком правиле мы будем говорить на этой станции?

А сейчас будем выполнять упр.6 с.53 (упражнение выполняется у доски)

4. Закрепление

А) Игра с мячом (Я называю слово, мы мне кидаете мяч обратно и называете проверочное слово)

Глаза, пила, гроза, грибок, коса, ледок, сосна, вода, лицо.

Б) Найди ошибку

Мальчик полоскал (ласка, полощет) собаку.

5. Итог

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Мы правила в школе учить начинаем
Теперь очень твёрдо, уверенно знаем:

“жи – ши” пишем с “и”
“ча– ща” пишем с “а”
“чу-щу” пишем с “у”

Щурёнок,пружина,чудесный, машина,
Чулан и задача, снежинка, удача.

Домашнее задание: с.53 упр.7