За последнее десятилетие резко изменилась ситуация в явлениях общественной жизни. Возрос интерес разных общественных организаций к проблемам воспитания и развития подрастающего поколения, к проблемам семьи, в том числе и молодой. Все это повлияло на изменение государственной политики в области образования и социального развития. В результате повышения интереса к проблемам семьи и детства со стороны государственных и общественных организаций происходит увеличение рождаемости, возрастание потребности общества к возврату утраченных ценностей и приоритетов семейного воспитания.
В то же время в современных психолого-педагогических исследованиях в области семьи и детско-родительских отношений обращается внимание на повышенную потребность родителей в “хорошем” ребенке (Е.П.Арнаутова, А.Я.Варга, М.В.Крулехт, А.С. Спиваковская. и др.) [2, 3, 6, 7]. Данные научных исследований показывают, что неустойчивость, слабая выраженность в детско-родительских отношениях в эмоциональных связях приводит к тому, что ребенка начинают подчинять настроению взрослых при отсутствии у него права на собственные переживания и настроения. Назначение семьи для ребенка - быть источником безопасности, поддержки и принятия часто приносится родителями в жертву своей убежденности в необходимости осуществлять дома жесткую руководящую воспитательную функцию [2]. В итоге создаются совсем не те условия, в которых нуждается ребенок.
Особенно остро эта проблема стоит в раннем возрасте. Ведь именно в первые годы жизни, как указывает большинство исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, М.Ю. Кистяковская, Н.П. Кочетова, Л.Б. Павлова, К.Л. Печора, Н.М. Щелованов и др.) [1, 4, 5] закладывается тот багаж опыта и знаний, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию ребенка.
В связи с эти, на базе нашего МДОУ “ЦРР - детского сада № 2” решили организовать экспериментальную деятельность по вопросам воспитания и развития неорганизованных детей раннего возраста в условиях семейного и общественного воспитания.
Актуальность нашего исследования обусловлена с одной стороны позитивной тенденцией повышения рождаемости, с другой – низким уровнем педагогической культуры родителей вследствие чего не используются все возможности для своевременного и полноценного психического и физического развития ребенка.
При организации экспериментальной деятельности, для обеспечения научного руководства, а также определения концептуальных подходов экспериментальной работы мы обратились в Нижегородский институт развития образования (НИРО) на кафедру теории и методики дошкольного образования. Под руководством кандидата педагогических наук Григорьевой Галины Григорьевны мы определили методологические и концептуальные подходы в своей практической деятельности.
Мы поставили перед собой цель: разработать проект системной работы по созданию условий для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста путем интеграции деятельности разных социальных структур (образовательные, медицинские, юридические и учреждения культуры).
Определили круг задач:
- Провести анализ теоретико – методологических подходов в решении проблемы развития детей раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания.
- Разработать основные положения практической деятельности “Академии образования детей раннего возраста” (по основным направлениям).
- Осуществить практическую реализацию проектов “Академии образования детей раннего возраста” (по основным направлениям).
- Разработать критерии и провести оценку эффективности проводимой экспериментальной работы.
Основная задача методической и психологической структур дошкольного учреждения – обеспечить нормальное вхождение в экспериментальную деятельность и реализацию практической работы с детьми, их семьями и социумом. За координацию деятельности всех служб и психологическое сопровождение эксперимента отвечает педагог – психолог детского сада, который непосредственно подчиняется заведующей МДОУ. Методическая служба, во главе со старшими воспитателями ДОУ, обеспечивает создание условий для практической реализации проектов, методическое обеспечение.
Организация экспериментальной деятельности в 2008 - 2009 учебном году проходила в несколько этапов:
- Подготовительный.
- Практический
- Аналитический.
Основная цель подготовительного этапа – разработка концептуальной модели экспериментальной деятельности “Академии образования детей раннего возраста”.
В соответствии с целью было предусмотрено:
- установление взаимосвязей с НИРО и управлением образования
- создание творческой группы и определение круга насущных проблем;
- пересмотр нормативно – правовой базы деятельности участников экспериментальной работы;
- проведение мониторинга условий для осуществления деятельности экспериментальной площадки и направлений ее работы;
- изучение теоретико – методологической подходов по теме эксперимента, определение направлений практической деятельности
- разработка проектов экспериментальной деятельности по направлениям – группа “Кроха”, ЗАГС, МОУ СОШ № 16, детская поликлиника;
- установление взаимосвязей на договорной основе с учреждениями социума для практической реализации проектов.
Одним из основных практических результатов этого этапа исследования стало осуществление мониторинга особенностей социальной ситуации развития детей ДОУ и детей группы “Кроха”, составление социального портрета семей, вычленение основных запросов родителей и проблемных зон в системе семейного воспитания. Согласно данным мониторинга основная масса родителей имеет достаточно высокий образовательный уровень и средний уровень материальной удовлетворенности. Отмечается достаточное количество неполных семей, семей с нарушенными типами воспитания (авторитарные семьи, семьи с высокой опекаемостью детей, семьи, где дети предоставлены сами себе и т.п.). Большинство родителей проявляют интерес к развитию своих детей, но концентрируют свое внимание в большей степени на интеллектуальном и физическом развитии, не учитывают факторов целостного развития. Заинтересованность родителей проявляется в стремлении повысить возможности своих детей и через систему дополнительного образования.
Среди родителей детей экспериментальной группы “Кроха” выделены основные проблемы, которые оказывают негативное влияние на условия жизни и воспитания детей раннего возраста.
Особый интерес для участников творческой группы представляет разработка проектов – модулей для организации практической деятельности с учащимися школы, молодежью, детьми и их родителями. При разработке проектов модулей было предусмотрено определение целей и задач практической работы, определено содержание и формы работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждой категории. Были обозначены принципы работы и критерии оценки ее эффективности. Примеры проектов модулей представлены в приложении (см. Приложение 1, Приложение 2).
Основной акцент при разработке проектов был сделан на организации деятельности группы “Кроха”. Данное направление помогает решать вопросы взаимодействия с семьями детей раннего возраста, способствует созданию условий для полноценного развития ребенка. Для успешной реализации этого проекта методическая и психологическая службы ДОУ остановили свое внимание на региональном методическом комплексе - программы “Кроха” (авторы Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба, Д.В. Сергеева и др.).
В чем отличие ее от популярной литературы для родителей?
Во-первых, это практическое пособие о воспитании ребенка от рождения до 3 лет, где раскрываются общие закономерности развития малыша в раннем возрасте и четко обозначено, ЧТО, КАК, КОГДА и ПОЧЕМУ надо делать с ребенком, чтобы обеспечить своевременное развитие. Подчеркивается необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности интересов малыша.
Во-вторых, учитывая, что родители и другие члены семьи часто не имеют педагогического образования, материал излагается в доступной и популярной форме.
Таким образом, на подготовительном этапе решались задачи организационно – управленческого характера осуществления экспериментальной деятельности. Выстроены структурные связи и взаимодействия среди участников экспериментальной деятельности и руководящего звена. Были созданы необходимые условия для работы “Академии образования детей раннего возраста”:
- подготовлена предметно – развивающая среда, организованная на базе дополнительных помещений ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- достаточная методическая база для осуществления углубленной работы по организации условий воспитания и развития детей раннего возраста и повышения родительской компетенции;
- возможность установления полноценных связей с учреждениями социума на договорной основе по реализации проектов.
На этапе практической реализации – происходило осуществление разработанных проектов.
Были установлены взаимосвязи с детской поликлиникой с кабинетом “Здорового ребенка”, через который распространяются рекламные проспекты, направляются дети на консультации к специалистам ДОУ.
На сегодняшний момент наиболее представленным, на наш взгляд, является проект модуля – организация работы группы “Кроха”, который предусматривает непосредственное взаимодействие семей и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Для реализации проекта в этом направлении поставили следующие приоритетные задачи:
- создание условий для полноценного развития ребенка;
- оздоровление детского организма;
- обеспечение подготовки к постоянному посещению детского сада;
- повышение компетентности родителей через становление их как партнеров образовательного процесса.
Приоритетными для нас определили следующие направления работы:
- эмоциональное развитие и развитие навыков общения;
- познавательное развитие через организацию предметной деятельности;
- оздоровление детей через проведение лечебной физкультуры, массажа, плавание в бассейне.
На организационном собрании, при анкетировании мы выявили запросы и вычленили проблемы в семейном воспитании. В соответствии с чем, была подобрана тематика консультаций, бесед и практических занятий для родителей.
По мнению родителей, наиболее интересными для них были семинарские занятия:
-“Как играть с малышом”;
-“Правила общения с ребенком раннего возраста”.
В процессе выполнения заданий родители учились организовывать обучающую игру с ребенком, помогающую освоить окружающий предметный мир. А так же, что самое важное, родители приобретали опыт непосредственного совместного взаимодействия, в результате чего выстраивалось содержательное и развивающее общение. Результатом такого общения стало возникновение у ребенка дифференцированного эмоционального отношения к окружающему миру и разной степени активности во взаимодействии с ним. В итоге сформировалось разное отношение к “своим” и “чужим”. Очень полезными для домашнего воспитания оказались видеоматериалы, подготовленные силами работников детского сада, где можно было увидеть, как читать малышам книги, рассказывать сказки, рассматривать картинки; как организовывать гигиенические мероприятия, кормление, общение в процессе этих мероприятий, чтобы оно было в удовольствие и Крохе и его родителям.
При организации игр-занятий дети и родители становились творцами самого процесса обучения. Это было обусловлено тем, что в ходе занятий инициатива исходила от интересов и возможностей самого ребенка. Благодаря этому и сами педагоги проявляли творческий подход при подготовке каждого занятия. Большинство занятий проводилось индивидуально с семьей.
Наиболее интересной формой взаимодействия детей, родителей и педагогов стали музыкальные игры-развлечения, проводимые со всеми участниками процесса, где наряду с музыкальным развитием дети и родители учились эмоциональности, общаться на равных. Сочетание оздоровительной работы с игрой - интересная и эффективная форма, используемая в работе инструкторов по лечебной физкультуре, плаванию, специалиста по массажу, что соответствует потребностям детей этого возраста.
Одной из важных задач, которую мы ставили перед собой в работе с семьей - формирование внутрисемейной культуры, семейных ценностей и традиций. Для этого мы использовали совместные мероприятия: праздники, чаепития, прогулки. При их проведении акцент делали на русские народные традиции празднования (Новый год, дни рождения и т.п.), широко использовали фольклор, систему ритуалов (украшение елки, приход Снегурочки, дарение подарков, встреча гостей, сервировка и украшение стола и т. д.). Все это способствовало улучшению отношений в семье, активному включению в систему воспитания других членов семьи (пап, бабушек, дедушек, и т.д.).
Результативность проводимой работы позволяет оценить аналитический этап, на котором подведены первые предварительные итоги.
В работе с детьми по сравнению с началом работы изменился эмоциональный настрой детей:
- они с удовольствием идут на занятия,
- положительно реагируют на предложенный материал,
- легко контактируют со взрослыми и друг с другом.
В дальнейшем, при поступлении в ДОУ адаптация у большинства детей группы “Кроха” протекала в легкой степени, что на наш взгляд обусловлено проводимой с ними работой.
В работе с родителями:
- наблюдения за действиями педагогов, во время игровых развивающих занятий, индивидуальные консультации, позволили родителям приобщиться к педагогической культуре и повысить свой педагогических опыт;
- повысилась заинтересованность родителей в вопросах развития детей, умения правильно с ними взаимодействовать, что выразилось в увеличении количества задаваемых родителями вопросов;
- наладились отношения родителей между собой, что в дальнейшем, способствовало созданию тесного родительского коллектива при поступлении в ДОУ.
Изменилась и позиция педагогов, что нашло свое отражение в ответах на вопросы анкеты, повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах развития и воспитания детей первого года жизни, в вопросах создания оптимальных условий для взаимодействия с семьями воспитанников, в вопросах методологии ведения экспериментальной деятельности. Пример анкеты для участников творческой группы первого года эксперимента представлен в приложении (см. Приложение 3).
Были установлены взаимосвязи с детской поликлиникой с кабинетом “Здорового ребенка”, через который распространяются рекламные проспекты, направляются дети на консультации к специалистам ДОУ.
Осуществляется тесная взаимосвязь с отделом ЗАГСа, основной целью которого является работа с молодыми семьями по профилактике дисгармоничных отношений, формирования позитивной позиции по отношению к семье и ее ценностям, осознанное отношение к появлению детей. В рамках этого проекта к Международному Дню Семьи подготовлено выступление для молодых пар. В планах организация и других мероприятий согласно разработанной тематики.
Намечены основные направления теоретической и практической работы с учащимися МОУ СОШ № 16, который предполагает формирование у подрастающего поколения основ здорового образа жизни, ответственности за себя и за других, позитивное отношение к семье и ее ценностями, основы взаимоотношений.
Таким образом, разработанный материал может служить основой для создания программно – методического обеспечения работы с детьми раннего возраста и их родителями. А также позволяет реализовывать задачи повышения компетенции молодежи в вопросах формирование позитивной позиции по отношению к ребенку и семье.
С результатами работы педагог- психолог ДОУ и старший воспитатель выступили на итоговой городской конференции в июне 2009 года и региональной конференции в г.Нижнем Новгороде в сентябре 2009 года. Представленный опыт развития детей раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания заинтересовал многих коллег из других ДОУ нашего города, а после выступления на региональной конференции 23 сентября 2009 г педагогов и из других городов.. Поступили предложения от руководителей МДОУ № 8, 21, 47 о распространении и методическом руководстве работой по данному направлению.
На сегодняшний момент экспериментальная работа продолжается. Совместными усилиями методической и психологической служб ДОУ осуществляется разработка проектов – модулей по взаимодействию с центром “Женского здоровья”; студентами политехникума. Создают условия обеспечения полноценного методического руководства с другими дошкольными учреждениями по работе с неорганизованными детьми и их родителями.
Литература:
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002.
- Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. – М., 1987.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
- Кроха. Программа по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 – лет. – М.: Просвещение, 2000.
- Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия.//Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений г. Санкт – Петербурга./Сост. Н.П.Митрошина и др. – СПб., 2001.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.