Образовательная программа клуба "КВН"

Разделы: Внеклассная работа


1.Пояснительная записка.

1.1.Обоснование.

Изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь.

Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты.. Поэтому задача клуба КВН- реализовывать концепцию модернизации системы дополнительного образования и информатизации. Помочь растущему человеку развить свои творческие способности, способствовать духовному и интеллектуальному росту, всестороннему развитию и воспитанию ребят.

Прежде чем написать данную программу я В сети интернет я просматривала программы клубов КВН, хотя это и довольно старый вид творческих объединений, но рассчитан он в основном на студентов, а в школе применяется эпизодически, для проведения открытых мероприятий.

Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы построения клубной деятельности способствует выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену клуба осознавать и проявлять себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений и способствуют выявлению и развитию скрытого творческого потенциала детей, которые до настоящего времени не успели раскрыться и как-то проявить себя. Данная программа предусматривает вовлечение в творческий процесс учащихся младшего школьного возраста, выявление творчески одарённых детей уже в начальной школе и привлечение их к работе кружка в качестве младших групп КВНщиков..

Актуальность организации кружка заключается в том, что до настоящего времени дети нигде, кроме уроков русского языка , литературы и МХК не могли реализовывать свой творческий потенциал. В нашем селе нет танцевальных, художественных, музыкальных школ, что бы заниматься в них , наши дети ( очень немногие ) вынуждены ездить в город Хилок, пропуская занятия в основной школе. Поэтому жизненно необходимо было создать кружок, в котором дети получали бы дополнительное образование, хотя бы на начальных этапах, в этих областях. Таким кружком и стал клуб КВН. Так как для успешного выступления КВНовцы должны уметь правильно говорить , танцевать , петь, быть креативными, творчески развитыми, наученными сценическому мастерству. характеризуя актуальность темы, хочу подчеркнуть, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями активный , пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Вот это творческое начало в человеке воспитывает искусство, и в этом его ни чем заменить нельзя..

Много лет разрабатывали педагогические проблемы связанные с творческим развитием личности, в первую очередь личности подростка, выдающиеся педагоги : Луначарский А.В, Блонский П,П, Шацкий С.Т, Яворский Б.Л, Асафьев Б.В, Брюсов Н.Л., Шацкая В.Н, ГродзенскаяН.Л, РумерМ.А, РошалемГ.Л и Сац Н.И.

Новизна программы в том, что охватывается очень большое количество детей. Набирается одна команда из 15 человек старшего звена . Её основное обучение ведется один год. На следующий год самые одаренные дети набирают себе новую команду из младших классов. В процессе обучения малышей они совершенствуют свои умения и навыки как КВНщиков , руководителей, режиссеров, сценаристов, костюмеров, декораторов, наставников. Они являются капитанами своих команд до выпускного класса, а затем выбирают капитана из данной команды. Достигнув старшего звена самые талантливые снова набирают малышей и т.д. .Общение между разновозрастными группами способствует взаимообмену опытом и сплочению всего школьного коллектива .Совместная творческая работа помогает вырабатывать такие важные человеческие качества, как: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении цели и самоконтроль.

1.2. Цель:

Развитие творческих способностей школьника через приобщение к КВНовскому движению в условиях сельской школы.

Задачи:

ЗАДАЧИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТ

Обучающие задачи

Способствовать формированию навыков в игре КВН, навыков сценического мастерства, обучение детей искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”.

Обучить детей правилам игры КВН, сценическому мастерству, работе с микрофоном, правильному поведению на сцене. Создание для юных артистов условий сценического комфорта, обучить детей искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”.

Дети знают правила игры КВН, поведения на сцене, умеют работать с микрофоном, имеют навыки сценического мастерства.

Способствовать развитию и реализации творческого потенциала школьников.

Формирование умений писать сценарий выступлению, писать миниатюры и шутки.

Выявлять и развивать творческие способности детей., на теоретических и практических занятиях, творческих конкурсах,

КВН-овских играх и капусниках.

Обучить методам написания сценариев к выступлению, сочинения миниатюр и шуток

Имеем несколько творчески развитых групп КВНщиков, выступающих на каждом школьном мероприятии.

Уметь писать сценарий выступлению, писать миниатюры и шутки.

Воспитательные задачи

Становление личности свободной, инициативной творческой, с высоким уровнем духовности и интеллекта

Развивать личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта.

Получить личность с высоким уровнем духовности и интеллекта,

свободную, инициатив-

ную, творческую.

Становление личности пропагандирующей культуру и здоровый образ жизни.

Пропаганда культуры и здорового образа жизни на собственных примерах.

Имеем сплоченный коллектив подростков, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни.

Развивающие задачи

Развитие межвозрастного общения

Развитие межвозрастного общения школьников, образовывая разновозрастные группы.

Имеем сплоченный , дружный школьный коллектив.

Развивать навык поиска информации в различных информационных источниках.

Научить выбору нужной информации в различных печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках

Дети умеют находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках

Развивать навык игры КВН

Научить играть в КВН

Умеют играть в КВН, сочинять миниатюры, проводить мозговой штурм, выступать на сцене.

1.3 Отличительные особенности программы.

Особенностью построения программы является то , что коллектив учится на практике, разобрав необходимые для первого выступления знания и навыки, команда сразу начинает применять их на практике. После первого выступления проводится анализ результатов и снова поводится теоритический этап. В процессе подготовки второго выступления учитываются ошибки первого и т.д. . Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса учащихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений, которые они со временем передадут малышам.

Особенностью построения программы является то, что пройдя первый год обучения, далее члены старшей группы совершенствуют свои умения и навыки, уча других, готовя свою группу капитан готовится сам на более высоком уровне, чем если бы он был простым членом команды.

Подготовка каждого выступления разбита на этапа:

1 этап– теоретический, он предусматривает разработку сценария, костюмов и декораций, подбор музыкального оформления.

2 этап– практический, предусматривает отработку навыков работы на сцене, с микрофоном, отработку танцевальных движений и репетиций самого выступления.

3 этап– итоговый, он представляет собой законченный блок, направленный на само выступление КВНовской группы.

Причем все группы работают параллельно, по одной и той же теме. Дух соперничества старшей и младших групп помогает более качественной подготовке выступлений.

Программа обучения предусматривает:

  • Знакомство с методикой написания текстов миниатюр.
  • Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников.
  • Обучение навыкам сценического мастерства .
  • Обучение навыкам работы с микрофоном.
  • Обучение навыкам импровизации.
  • Обучение первичным танцевальным навыкам.
  • Обучение первичным вокальным навыкам.
  • Организация ежемесячных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках.
  • Повторение теоретического материала, изученного в 1 блоке , на протяжении всего курса обучения;

1.4. Возраст детей и их особенности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, (психолого- педагогическая характеристика данного возраста дана в приложении №1) составляет 10 -17 лет, это обусловлено тем, что это возраст 5-11 классов( выступление на сцене в играх КВН, различные тематические капустники не предусматривают ограничение в возрасте.) Подрастковый возраст, хоть и труден, но очень податлив. Дети стараются самоутвердиться, у них нет прочной связи между тем, что есть и что будет. Когда они попадают в дружественную и интересную ситуацию, то раскрывают свои скрытые таланты, как цветок. А вам остается только насладиться красотой этого цветка.(описание возрастных особенностей данного возраста смотри в приложении.)

Вид детской группы постоянный, она набирается один раз по желанию детей (в клуб принимаются все дети желающие его посещать, независимо от их талантливости) и работает до выпускного класса.

Количество детей в каждой из групп от 6 до 15 человек, это обусловлено правилами игры КВН.

1.5 Режим занятий

Для каждой группы отдельно-

Год обучения - 144 часа; они включают в себя 44 часа теоретических занятий и 100 часов – практических. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза в неделю, по 2 часа.)

Клуб работает на протяжении всего учебного года ( 36 рабочих недель)

Прогнозируемые результаты

Работая по данной программе ,я прогнозирую получить дружный, творчески развитый, самостоятельный коллектив. С высоким уровнем духовности и интеллекта, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. Детей самостоятельных, творчески развитых, активных, пытливых , умеющих находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках. Умеющих играть в КВН, сочинять миниатюры, выступать на сцене.

1.6. Способы проверки обученности.

Конечным результатом и основным фактором анализа эффективности работы кружка “КВН” является ежемесячное, регулярное выступление 5 школьных команд – старшая группа: “Отпетые двоечники” , средняя группа: “Жемчуженки” ,младшая группа: “Синий чулок”, “Скитлс” и “Инсайт”

Одним из основных критериев оценки результативности работы обучающихся является регулярное выступление каждой из групп, во всех мероприятиях школы и села, участие в районных и региональных играх. Немаловажным условием , также является участие в художественных смотрах, конкурсах, , а так же отчетные выступления перед родителями и педагогами. Проведение на теоретических занятиях различных тестирований, бесед. Совмесных походов на природу.

Диагностики:

  1. “Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишеева, Л.А.Воловича)
  2. “Самооценка” (методика М.И. Рыжкова, Ю.С.Тюнникова)
  3. “Изучение социализированности личности учащихся” (методика М.И. Рожкова)
  4. “Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива” ( методика О.В.Лишина)
  5. “Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся” ( методика Р.В.Овчаровой)
  6. “Мы -коллектив? Мы- коллектив. Мы- КОЛЛЕКТИВ!” (методика М.Г.Казакиной)

Средства обучения

  1. Интернет.
  2. Телевиденье.
  3. Печатные издания.
  4. Методические указания руководителя.
  5. Обмен опытом с другими КВНщиками.

2 .Учебно-тематический план

тема

количество часов

всего

теория

практика

День знаний ( выступление на общешкольной линейке)

2

1

1

Концерт посвященный дню учителя.

8

4

14

День рождения

КВН-6 лет

12

5

13

Районная игра КВН

18

5

13

Региональная игра

20

6

14

Вечер встречи выпускников

9

4

5

Смотр художественной самодеятельности.

18

5

13

1 апреля Общешкольный КВН

18

5

13

Последний звонок

26

4

22

Туристический поход ( с ночевкой)

14

5

9

Подведение итогов работы за год

1

Итого:

144

44 (31%)

100 (69%)

СОДЕРЖАНИЕ практических занятий осуществляется в следующих формах:

  • Написание шуток;
  • Штурм;
  • Разработка сценариев;
  • Разработка костюмов
  • Разработка и дизайн декораций.
  • Постановка номеров.
  • Отработка номеров
  • Отработка работы с микрофоном
  • Отработка танцевальных движений
  • Само выступление

Общий уровень предусматривает дать школьникам возможность проявить себя на сцене. Приобретение исполнительского мастерства и сценической культуры. Повышение творческой активности. Популяризация игры КВН.

1.Написание шуток, компоновка их в миниатюры:

Школьник должен уметь:

  • Создать смешную шутку на заданную тему.
  • Составить из придуманных шуток миниатюру

Школьник должен знать:

  • Рамки тем, на которые можно шутить.
  • Размер шуток и миниатюр.

2. Штурм.

Школьник должен уметь:

“Штурмовать”, то есть в воображении представлять ту или иную ситуацию, на которую можно в дальнейшем придумать шутку или номер.

Школьник должен знать:

Рамки тем, на которые можно импровизировать.

3. Разработка сценариев.

Школьник должен уметь:

  • Грамотно построить сценарий и сценарный ход того или иного выступления, конкурса.
  • Грамотно подобрать музыку к выступлению, выходу и отбивке.
  • Грамотно выбрать костюмы подходящие по стилю к выступлению

Школьник должен знать:

  • В каком порядке нужно ставить шутки и миниатюры.
  • Какую музыку ставят на выход, отбивку и фон выступления.
  • Содержание программы дополнительного образования клуба “КВН”

Программа содержит цикл занятий, которые повторяются при подготовке каждого выступления, тем самым повторяются, отрабатываются и совершенствуются полученные знания.

Тема занятия

цель и содержание

Решение организационных вопросов.

Беседа, цель которой: объяснение целей и задач работы коллектива. Комплектование группы, знакомство с учащимися;

Анкетирование, с целью выявления творческого потенциала учащихся, и получения необходимых анкетных данных о семейном положении и родителях.

1. Определение темы выступления, распределение обязанностей и назначение ответственных за сбор материала для подготовки сценария.. Методика отбора материала из печатных информационных источников.

Теория: Лекционное занятие, цель которого объяснить правила отбора материала, рассмотреть различные источники информации, принцип придумывания шуток и миниатюр.

2.Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет. . Обработка и редактирование собранного материала. Методика подбора музыкального сопровождения к сценарию.

Теория :Лекционное занятие, цель которого познакомить с принципом подбора информации из различных источников, составления скелета выступления. Работе на сцене, работе с микрофоном, сценической речи культуре поведения на сцене.

3.Разбор сценария, разбор скелета выступления. Распределение ролей. Отработка работы на сцене, с микрофоном, отработка сценической речи, культуры поведения на сцене.

Практическая работа: Разбираем сценарий, разбираем скелет выступления. Распределяем роли. Отрабатываем навыки работы на сцене, с микрофоном, сценической речи, культуры поведения на сцене

4. Разбор танцевальных движений ,

Выхода и отбивки.

Практическая работа: детальная отработка танцевальных движений ,

(выхода и отбивки.)

Репетиции.

Практическая работа: детальная отработка всего выступления, танцевальных движений ,

(выхода и отбивки.)

7.Методика проведения мозгового штурма, импровизации.

Интегрированные занятия , направленные на ознакомление с методикой применения мозгового штурма, импровизации.

Практическая отработка полученных знаний. Подготовка к конкурсу РАЗМИНКА.

Итоговое занятие.

Детальный разбор предстоящего похода с ночевкой на природе.

Анкетирование на удовлетворённость. Анализ результатов работы

5. Прогнозируемые результаты 

Работая по данной программе ,я прогнозирую получить дружный, творчески развитый, самостоятельный коллектив. С высоким уровнем духовности и интеллекта, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. Детей самостоятельных, творчески развитых, активных, пытливых , умеющих находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках. Умеющих играть в КВН, сочинять миниатюры, выступать на сцене.

6. Методическое обеспечение программы

тема

форма организации учебной деятельности

приёмы и методы организации занятий

материалы и оборудование

формы подведения итогов

год обучения

КВН игра века.

История появления

Цели изадачи..

лекция

словесный

наглядный,

видиометод

выставка периодики; презентация.

конспект занятия

беседа

Что должен уметь КВНщик.

лекция

словесный

наглядный

Фильм,

конспект занятия

беседа

 КВН Разминка

лекция

практикум

словесный

наглядный

практика

видиометод

Презентация,

конспект занятия

анализ выступлений.

практические занятия

КВН“Домашнее задание”

лекция

словесный

наглядный

видиометод

Презентация, фильм

конспект занятия

беседа,

анализ выступлений

.КВН “Мозговой штурм”

лекция

практикум

словесный

наглядный

видиометод

Презентация, фильм

конспект занятия

обсуждение,

проба работы группы в мозговом штурме.

Методика поиска необходимого материала в печатных изданиях.

лекция

практикум

словесный

наглядный

выставка;

конспект занятия

беседа,

составление сценария

Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет.

лекция

практикум

словесный

наглядный

практика

выставка электронных пособий;

компьютер;

конспект занятия

анализ работы

работа в интернете

КВН “Приветствие”.

лекция,

практикум

словесный

наглядный,

практика

видиометод

 

презентация, фильм конспект занятия

опрос,

составление сценария

КВН “Разминка”

практикум

словесный

наглядный

практика

сцена, сценарий конкурса “Разминка”

конспект занятия

анализ работы

КВН “Домашнее задание”

практикум

словесный

наглядный

практика

Сцена, сценарий конкурса “Домашнее задание”

конспект занятия

анализ работы

КВН Мозговой штурм

практикум

словесный

наглядный

практика

Сцена,с ценарий конкурса “мозговой штурм”

конспект занятия

анализ работы

КВН “Приветствие”.

практикум

словесный

наглядный

практика

Сцена, сценарий конкурса “приветствие”

конспект занятия

анализ работы

Работа с микрофоном

практикум

словесный

наглядный

практика

сцена

конспект занятия

анализ работы

Выход и отбивка

практикум

словесный

наглядный

практика

сцена

конспект занятия

анализ работы

Сценическая речь

практикум

словесный

наглядный

практика

сцена

конспект занятия

анализ работы

Культура поведения на сцене.

практикум

словесный

наглядный

практика

сцена

конспект занятия

анализ работы

Обобщение и повторение изученного материала.

практикум

словесный

Сцена, сценарий выступления команды,

конспект занятия

обсуждение

беседа

опрос, выступление команды.

 

Программа кружка “КВН” рассчитана на один год обучения ( каждый последующий год только совершенствуется мастерство.) и предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.

Список литературы для педагога:

  1. Конституция Российской Федерации.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
  2. Российская Федерация. Закон об образовании.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
  3. Информатика.7 - 9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям /Под. ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2006.- 288 с.: ил.
  4. Информатика. 10-11 класс /Под. ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2003.- 300с.: ил.
  5. Львов М.Р. Методика развития речи старших школьников: пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 1985.- 176с.
  6. Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. Рождение книги.- М.: Советская Россия, 1957.- 270 с, ил.
  7. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева.- 4-е изд.- М.:Просвещение,1995.- 191с., ил
  8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы.- Москва,1999.- 38 с.
  9. Речь. Речь. Речь: книга для учителя по развитию речи учащихся/ Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Педагогика, 1983.- 144с., ил.
  10. Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
  11. Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.- 704с., 16 с. вкл.
  12. Жириненко О.Е. Как играть в КВН , М.:Просвещение 2005
  13. Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
  14. Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
  15. Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
  16. Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008

Ресурсы Интернет

http://yandex.ru

http://NIGMA.ru

http://google.ru

Литература используемая детьми и родителями.

  1. Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
  2. Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.-704с., 16 с. вкл.
  3. Жириненко О.Е. Как играть в КВН , М.:Просвещение 2005
  4. Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
  5. Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
  6. Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
  7. Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008