1.Пояснительная записка.
1.1.Обоснование.
Изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь.
Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты.. Поэтому задача клуба КВН- реализовывать концепцию модернизации системы дополнительного образования и информатизации. Помочь растущему человеку развить свои творческие способности, способствовать духовному и интеллектуальному росту, всестороннему развитию и воспитанию ребят.
Прежде чем написать данную программу я В сети интернет я просматривала программы клубов КВН, хотя это и довольно старый вид творческих объединений, но рассчитан он в основном на студентов, а в школе применяется эпизодически, для проведения открытых мероприятий.
Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы построения клубной деятельности способствует выявлению и развитию творческих способностей детей разных возрастов. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому члену клуба осознавать и проявлять себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений и способствуют выявлению и развитию скрытого творческого потенциала детей, которые до настоящего времени не успели раскрыться и как-то проявить себя. Данная программа предусматривает вовлечение в творческий процесс учащихся младшего школьного возраста, выявление творчески одарённых детей уже в начальной школе и привлечение их к работе кружка в качестве младших групп КВНщиков..
Актуальность организации кружка заключается в том, что до настоящего времени дети нигде, кроме уроков русского языка , литературы и МХК не могли реализовывать свой творческий потенциал. В нашем селе нет танцевальных, художественных, музыкальных школ, что бы заниматься в них , наши дети ( очень немногие ) вынуждены ездить в город Хилок, пропуская занятия в основной школе. Поэтому жизненно необходимо было создать кружок, в котором дети получали бы дополнительное образование, хотя бы на начальных этапах, в этих областях. Таким кружком и стал клуб КВН. Так как для успешного выступления КВНовцы должны уметь правильно говорить , танцевать , петь, быть креативными, творчески развитыми, наученными сценическому мастерству. характеризуя актуальность темы, хочу подчеркнуть, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями активный , пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Вот это творческое начало в человеке воспитывает искусство, и в этом его ни чем заменить нельзя..
Много лет разрабатывали педагогические проблемы связанные с творческим развитием личности, в первую очередь личности подростка, выдающиеся педагоги : Луначарский А.В, Блонский П,П, Шацкий С.Т, Яворский Б.Л, Асафьев Б.В, Брюсов Н.Л., Шацкая В.Н, ГродзенскаяН.Л, РумерМ.А, РошалемГ.Л и Сац Н.И.
Новизна программы в том, что охватывается очень большое количество детей. Набирается одна команда из 15 человек старшего звена . Её основное обучение ведется один год. На следующий год самые одаренные дети набирают себе новую команду из младших классов. В процессе обучения малышей они совершенствуют свои умения и навыки как КВНщиков , руководителей, режиссеров, сценаристов, костюмеров, декораторов, наставников. Они являются капитанами своих команд до выпускного класса, а затем выбирают капитана из данной команды. Достигнув старшего звена самые талантливые снова набирают малышей и т.д. .Общение между разновозрастными группами способствует взаимообмену опытом и сплочению всего школьного коллектива .Совместная творческая работа помогает вырабатывать такие важные человеческие качества, как: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении цели и самоконтроль.
1.2. Цель:
Развитие творческих способностей школьника через приобщение к КВНовскому движению в условиях сельской школы.
Задачи:
ЗАДАЧИ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Обучающие задачи |
||
Способствовать формированию навыков в игре КВН, навыков сценического мастерства, обучение детей искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”. |
Обучить детей правилам игры КВН, сценическому мастерству, работе с микрофоном, правильному поведению на сцене. Создание для юных артистов условий сценического комфорта, обучить детей искусству быть “артистом”, “зрителем”, “болельщиком”. |
Дети знают правила игры КВН, поведения на сцене, умеют работать с микрофоном, имеют навыки сценического мастерства. |
Способствовать развитию и реализации творческого потенциала школьников. Формирование умений писать сценарий выступлению, писать миниатюры и шутки. |
Выявлять и развивать творческие способности детей., на теоретических и практических занятиях, творческих конкурсах, КВН-овских играх и капусниках. Обучить методам написания сценариев к выступлению, сочинения миниатюр и шуток |
Имеем несколько творчески развитых групп КВНщиков, выступающих на каждом школьном мероприятии. Уметь писать сценарий выступлению, писать миниатюры и шутки. |
Воспитательные задачи |
||
Становление личности свободной, инициативной творческой, с высоким уровнем духовности и интеллекта |
Развивать личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. |
Получить личность с высоким уровнем духовности и интеллекта, свободную, инициатив- ную, творческую. |
Становление личности пропагандирующей культуру и здоровый образ жизни. |
Пропаганда культуры и здорового образа жизни на собственных примерах. |
Имеем сплоченный коллектив подростков, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. |
Развивающие задачи |
||
Развитие межвозрастного общения |
Развитие межвозрастного общения школьников, образовывая разновозрастные группы. |
Имеем сплоченный , дружный школьный коллектив. |
Развивать навык поиска информации в различных информационных источниках. |
Научить выбору нужной информации в различных печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках |
Дети умеют находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках |
Развивать навык игры КВН |
Научить играть в КВН |
Умеют играть в КВН, сочинять миниатюры, проводить мозговой штурм, выступать на сцене. |
1.3 Отличительные особенности программы.
Особенностью построения программы является то , что коллектив учится на практике, разобрав необходимые для первого выступления знания и навыки, команда сразу начинает применять их на практике. После первого выступления проводится анализ результатов и снова поводится теоритический этап. В процессе подготовки второго выступления учитываются ошибки первого и т.д. . Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса учащихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений, которые они со временем передадут малышам.
Особенностью построения программы является то, что пройдя первый год обучения, далее члены старшей группы совершенствуют свои умения и навыки, уча других, готовя свою группу капитан готовится сам на более высоком уровне, чем если бы он был простым членом команды.
Подготовка каждого выступления разбита на этапа:
1 этап– теоретический, он предусматривает разработку сценария, костюмов и декораций, подбор музыкального оформления.
2 этап– практический, предусматривает отработку навыков работы на сцене, с микрофоном, отработку танцевальных движений и репетиций самого выступления.
3 этап– итоговый, он представляет собой законченный блок, направленный на само выступление КВНовской группы.
Причем все группы работают параллельно, по одной и той же теме. Дух соперничества старшей и младших групп помогает более качественной подготовке выступлений.
Программа обучения предусматривает:
- Знакомство с методикой написания текстов миниатюр.
- Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников.
- Обучение навыкам сценического мастерства .
- Обучение навыкам работы с микрофоном.
- Обучение навыкам импровизации.
- Обучение первичным танцевальным навыкам.
- Обучение первичным вокальным навыкам.
- Организация ежемесячных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках.
- Повторение теоретического материала, изученного в 1 блоке , на протяжении всего курса обучения;
1.4. Возраст детей и их особенности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, (психолого- педагогическая характеристика данного возраста дана в приложении №1) составляет 10 -17 лет, это обусловлено тем, что это возраст 5-11 классов( выступление на сцене в играх КВН, различные тематические капустники не предусматривают ограничение в возрасте.) Подрастковый возраст, хоть и труден, но очень податлив. Дети стараются самоутвердиться, у них нет прочной связи между тем, что есть и что будет. Когда они попадают в дружественную и интересную ситуацию, то раскрывают свои скрытые таланты, как цветок. А вам остается только насладиться красотой этого цветка.(описание возрастных особенностей данного возраста смотри в приложении.)
Вид детской группы постоянный, она набирается один раз по желанию детей (в клуб принимаются все дети желающие его посещать, независимо от их талантливости) и работает до выпускного класса.
Количество детей в каждой из групп от 6 до 15 человек, это обусловлено правилами игры КВН.
1.5 Режим занятий
Для каждой группы отдельно-
Год обучения - 144 часа; они включают в себя 44 часа теоретических занятий и 100 часов – практических. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза в неделю, по 2 часа.)
Клуб работает на протяжении всего учебного года ( 36 рабочих недель)
Прогнозируемые результаты
Работая по данной программе ,я прогнозирую получить дружный, творчески развитый, самостоятельный коллектив. С высоким уровнем духовности и интеллекта, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. Детей самостоятельных, творчески развитых, активных, пытливых , умеющих находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках. Умеющих играть в КВН, сочинять миниатюры, выступать на сцене.
1.6. Способы проверки обученности.
Конечным результатом и основным фактором анализа эффективности работы кружка “КВН” является ежемесячное, регулярное выступление 5 школьных команд – старшая группа: “Отпетые двоечники” , средняя группа: “Жемчуженки” ,младшая группа: “Синий чулок”, “Скитлс” и “Инсайт”
Одним из основных критериев оценки результативности работы обучающихся является регулярное выступление каждой из групп, во всех мероприятиях школы и села, участие в районных и региональных играх. Немаловажным условием , также является участие в художественных смотрах, конкурсах, , а так же отчетные выступления перед родителями и педагогами. Проведение на теоретических занятиях различных тестирований, бесед. Совмесных походов на природу.
Диагностики:
- “Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишеева, Л.А.Воловича)
- “Самооценка” (методика М.И. Рыжкова, Ю.С.Тюнникова)
- “Изучение социализированности личности учащихся” (методика М.И. Рожкова)
- “Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива” ( методика О.В.Лишина)
- “Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся” ( методика Р.В.Овчаровой)
- “Мы -коллектив? Мы- коллектив. Мы- КОЛЛЕКТИВ!” (методика М.Г.Казакиной)
Средства обучения
- Интернет.
- Телевиденье.
- Печатные издания.
- Методические указания руководителя.
- Обмен опытом с другими КВНщиками.
2 .Учебно-тематический план
№ |
тема |
количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
День знаний ( выступление на общешкольной линейке) |
2 |
1 |
1 |
|
Концерт посвященный дню учителя. |
8 |
4 |
14 |
|
День рождения КВН-6 лет |
12 |
5 |
13 |
|
Районная игра КВН |
18 |
5 |
13 |
|
Региональная игра |
20 |
6 |
14 |
|
Вечер встречи выпускников |
9 |
4 |
5 |
|
Смотр художественной самодеятельности. |
18 |
5 |
13 |
|
1 апреля Общешкольный КВН |
18 |
5 |
13 |
|
Последний звонок |
26 |
4 |
22 |
|
Туристический поход ( с ночевкой) |
14 |
5 |
9 |
|
Подведение итогов работы за год |
1 |
|||
Итого: |
144 |
44 (31%) |
100 (69%) |
СОДЕРЖАНИЕ практических занятий осуществляется в следующих формах:
- Написание шуток;
- Штурм;
- Разработка сценариев;
- Разработка костюмов
- Разработка и дизайн декораций.
- Постановка номеров.
- Отработка номеров
- Отработка работы с микрофоном
- Отработка танцевальных движений
- Само выступление
Общий уровень предусматривает дать школьникам возможность проявить себя на сцене. Приобретение исполнительского мастерства и сценической культуры. Повышение творческой активности. Популяризация игры КВН.
1.Написание шуток, компоновка их в миниатюры:
Школьник должен уметь:
- Создать смешную шутку на заданную тему.
- Составить из придуманных шуток миниатюру
Школьник должен знать:
- Рамки тем, на которые можно шутить.
- Размер шуток и миниатюр.
2. Штурм.
Школьник должен уметь:
“Штурмовать”, то есть в воображении представлять ту или иную ситуацию, на которую можно в дальнейшем придумать шутку или номер.
Школьник должен знать:
Рамки тем, на которые можно импровизировать.
3. Разработка сценариев.
Школьник должен уметь:
- Грамотно построить сценарий и сценарный ход того или иного выступления, конкурса.
- Грамотно подобрать музыку к выступлению, выходу и отбивке.
- Грамотно выбрать костюмы подходящие по стилю к выступлению
Школьник должен знать:
- В каком порядке нужно ставить шутки и миниатюры.
- Какую музыку ставят на выход, отбивку и фон выступления.
- Содержание программы дополнительного образования клуба “КВН”
Программа содержит цикл занятий, которые повторяются при подготовке каждого выступления, тем самым повторяются, отрабатываются и совершенствуются полученные знания.
Тема занятия |
цель и содержание |
Решение организационных вопросов. |
Беседа, цель которой: объяснение целей и задач работы коллектива. Комплектование группы, знакомство с учащимися; Анкетирование, с целью выявления творческого потенциала учащихся, и получения необходимых анкетных данных о семейном положении и родителях. |
1. Определение темы выступления, распределение обязанностей и назначение ответственных за сбор материала для подготовки сценария.. Методика отбора материала из печатных информационных источников. |
Теория: Лекционное занятие, цель которого объяснить правила отбора материала, рассмотреть различные источники информации, принцип придумывания шуток и миниатюр. |
2.Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет. . Обработка и редактирование собранного материала. Методика подбора музыкального сопровождения к сценарию. |
Теория :Лекционное занятие, цель которого познакомить с принципом подбора информации из различных источников, составления скелета выступления. Работе на сцене, работе с микрофоном, сценической речи культуре поведения на сцене. |
3.Разбор сценария, разбор скелета выступления. Распределение ролей. Отработка работы на сцене, с микрофоном, отработка сценической речи, культуры поведения на сцене. |
Практическая работа: Разбираем сценарий, разбираем скелет выступления. Распределяем роли. Отрабатываем навыки работы на сцене, с микрофоном, сценической речи, культуры поведения на сцене |
4. Разбор танцевальных движений , Выхода и отбивки. |
Практическая работа: детальная отработка танцевальных движений , (выхода и отбивки.) |
Репетиции. |
Практическая работа: детальная отработка всего выступления, танцевальных движений , (выхода и отбивки.) |
7.Методика проведения мозгового штурма, импровизации. |
Интегрированные занятия , направленные на ознакомление с методикой применения мозгового штурма, импровизации. Практическая отработка полученных знаний. Подготовка к конкурсу РАЗМИНКА. |
Итоговое занятие. Детальный разбор предстоящего похода с ночевкой на природе. |
Анкетирование на удовлетворённость. Анализ результатов работы |
5. Прогнозируемые результаты
Работая по данной программе ,я прогнозирую получить дружный, творчески развитый, самостоятельный коллектив. С высоким уровнем духовности и интеллекта, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни. Детей самостоятельных, творчески развитых, активных, пытливых , умеющих находить и отбирать нужную информацию в печатных изданиях, сети ИНТЕРНЕТ, CDR- дисках. Умеющих играть в КВН, сочинять миниатюры, выступать на сцене.
6. Методическое обеспечение программы
тема |
форма организации учебной деятельности |
приёмы и методы организации занятий |
материалы и оборудование |
формы подведения итогов |
год обучения |
||||
КВН игра века. История появления Цели изадачи.. |
лекция |
словесный наглядный, видиометод |
выставка периодики; презентация. конспект занятия |
беседа |
Что должен уметь КВНщик. |
лекция |
словесный наглядный |
Фильм, конспект занятия |
беседа |
КВН Разминка |
лекция практикум |
словесный наглядный практика видиометод |
Презентация, конспект занятия |
анализ выступлений. практические занятия |
КВН“Домашнее задание” |
лекция |
словесный наглядный видиометод |
Презентация, фильм конспект занятия |
беседа, анализ выступлений |
.КВН “Мозговой штурм” |
лекция практикум |
словесный наглядный видиометод |
Презентация, фильм конспект занятия |
обсуждение, проба работы группы в мозговом штурме. |
Методика поиска необходимого материала в печатных изданиях. |
лекция практикум |
словесный наглядный |
выставка; конспект занятия |
беседа, составление сценария |
Методика поиска необходимого материала на электронных носителях. Работа в сети Интернет. |
лекция практикум |
словесный наглядный практика |
выставка электронных пособий; компьютер; конспект занятия |
анализ работы работа в интернете |
КВН “Приветствие”. |
лекция, практикум |
словесный наглядный, практика видиометод
|
презентация, фильм конспект занятия |
опрос, составление сценария |
КВН “Разминка” |
практикум |
словесный наглядный практика |
сцена, сценарий конкурса “Разминка” конспект занятия |
анализ работы |
КВН “Домашнее задание” |
практикум |
словесный наглядный практика |
Сцена, сценарий конкурса “Домашнее задание” конспект занятия |
анализ работы |
КВН Мозговой штурм |
практикум |
словесный наглядный практика |
Сцена,с ценарий конкурса “мозговой штурм” конспект занятия |
анализ работы |
КВН “Приветствие”. |
практикум |
словесный наглядный практика |
Сцена, сценарий конкурса “приветствие” конспект занятия |
анализ работы |
Работа с микрофоном |
практикум |
словесный наглядный практика |
сцена конспект занятия |
анализ работы |
Выход и отбивка |
практикум |
словесный наглядный практика |
сцена конспект занятия |
анализ работы |
Сценическая речь |
практикум |
словесный наглядный практика |
сцена конспект занятия |
анализ работы |
Культура поведения на сцене. |
практикум |
словесный наглядный практика |
сцена конспект занятия |
анализ работы |
Обобщение и повторение изученного материала. |
практикум |
словесный |
Сцена, сценарий выступления команды, конспект занятия |
обсуждение беседа опрос, выступление команды.
|
Программа кружка “КВН” рассчитана на один год обучения ( каждый последующий год только совершенствуется мастерство.) и предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.
Список литературы для педагога:
- Конституция Российской Федерации.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
- Российская Федерация. Закон об образовании.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
- Информатика.7 - 9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям /Под. ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2006.- 288 с.: ил.
- Информатика. 10-11 класс /Под. ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2003.- 300с.: ил.
- Львов М.Р. Методика развития речи старших школьников: пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 1985.- 176с.
- Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. Рождение книги.- М.: Советская Россия, 1957.- 270 с, ил.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева.- 4-е изд.- М.:Просвещение,1995.- 191с., ил
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы.- Москва,1999.- 38 с.
- Речь. Речь. Речь: книга для учителя по развитию речи учащихся/ Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Педагогика, 1983.- 144с., ил.
- Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
- Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.- 704с., 16 с. вкл.
- Жириненко О.Е. Как играть в КВН , М.:Просвещение 2005
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
- Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
- Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
- Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008
Ресурсы Интернет
Литература используемая детьми и родителями.
- Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
- Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.-704с., 16 с. вкл.
- Жириненко О.Е. Как играть в КВН , М.:Просвещение 2005
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
- Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
- Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
- Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008