Цели: (слайд 3). Презентация
- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, причастии и деепричастии, о причастном и деепричастном оборотах повторить:
- однородные члены предложения и их выделение в устной и письменной речи;
- односоставные предложения;
- способы выражения сказуемого.
Задачи:
- закрепить навыки нахождения изученных частей речи в текстах;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать пунктуационную зоркость, навыки обособления причастного и деепричастного оборотов;
- воспитание патриотических чувств, уважения к подвигу народа и историческому прошлому страны.
Оборудование и материалы:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал (клише ОК для проверки усвоения теоретических сведений);
- карточки для индивидуальной работы;
- толковый словарь.
Эпиграф к уроку:
Мы в эту землю пол..гли
Чтоб вы на ней могли родит..ся
Чтоб на л..донях у Земли
Смогла пшеница к..лосит..ся;
Играя солнечным лучом
Пускай малыш смеется звонко
И объясняется в любви
В..храстый мальчуган девч..нке.
Ход урока
1. Организациооный момент.
Учащиеся занимают рабочие места, записывают дату проведения урока, знакомятся с темой, целями и задачами урока.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вступительное слово учителя.
Приветствуя вас в начале урока, я пожелала вам всем,ребята, доброго дня. Он ведь действительно такой, потому что каждый день, прожитый в мире и согласии, обязательно добрый.
Этот день и многие, которые уже прошли и которые еще будут у нас с вами, подарены нам миллионами тех, кто не смог когда-то вернуться живыми с самой страшной войны 20 века. Сегодня они были бы седовласыми старичками, но остались навеки молодыми. Чьи-то отцы и деды, дети и внуки, братья и сестры, женихи и невесты, так и не успевшие стать мужьями и женами.
Все дальше уходят от нас “суровые, пороховые” военные годы. Но забывать их мы не имеем права, именно для этого память нам дана: “если мы войну забудем, вновь придет она”. Поэтому весь материал, с которым мы будем работать на уроке, посвящен этой теме.
Итак, я желаю вам удачи. Начнем нашу работу с повторения.
2.1. Восстановить ОК по клише. Повторение теоретических знаний о глагол, причастии и деепричастии. (Приложение № 1)
2.2. Орфографическая разминка. (Проводится в форме комментированного диктанта одним из заранее подготовленных учащихся). (Приложение № 2)
2.3. Работа с текстом эпиграфа: (слайд 4).
Переписать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, объяснить их расстановку; проанализировать предложения с точки зрения их строения, сделав их синтаксический разбор.
2.4. Словарная работа. Параллельно с работой над эпиграфом двое учащихся работают со словарями, находя в них определения слов, записанных на доске: доблестный, героизм, обелиск, самоотверженный, ратный, многострадальный.
2.5. Проверка выполненной над эпиграфом работы. (Один учащийся работает у доски, остальные, обменявшись тетрадями, проводят взаимопроверку)
3. Работа по теме. Выполнение практических заданий.
3.1. Учащиеся, работавшие со словарями, дают толкование ЛЗ слов. (Слова записываются в ученические словари, формируется “Мудрый словарик”)
3.2. Самостоятельная работа с текстом. (Cлайд №5)
Дорогой ценой далась нам Победа! ... трудом в тылу и ... подвигами ковалась она. Массовый ... проявляли наши воины на фронтах. О (об) их ... и ... свидетельствуют бе..числе..ые об..лиски обильно усеявшие поля сражений. Из дыма и пепла городов и д..ревень сожж..нных и ... врагом возрождалась ... земля. Наша политая кровью истопта..ая кова..ыми сапогами изране..ая бомбами и снарядами.
Задания:
- переписать, вставить в текст подходящие по смыслу слова (используя и те, которые были ранее записаны в словари);
- расставить знаки препинания, выделить грамматические основы,
- указать ряды однородных членов.
Параллельно трое учащихся выполняют индивидуальную работу по “Карточкам для друга”, подготовленным учащимися дома. Проверку выполнения осуществляют авторы карточек, перепроверку - ученик-ассистент либо учитель).
3.3. Графический объяснительный диктант.
Повторение орфограммы Н и НН в причастиях и отглагольных И.П.: кованый, израненная, взрыхленная, рваный, раненый (боец), восстановленный, скошенная, созданы, разрушенные, нанесший неожиданный удар, испытанный в боях.
Образец выполнения:
н | НН | НН | н | н | НН | НН | н | НН | Нн | Нн |
И.П. | Прич. с прист. |
Прич. с прист. | И.П. | И.П. | Прич. с прист. |
Прич. с прист. |
Кратк. прич. | Прич. с прист. | ! | Прич+ зав.сл. |
3.4. Синтаксическая пятиминутка:
Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на фронтовых дорогах, которые пролегли от Волги до Берлина.
- произвести полный синтаксический разбор предложения;
- указать количество рядов однородных членов в предложении.
3.5. Выборочный распределительный объяснительный диктант с самопроверкой. Записать в две колонки одиночные причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты. (Cлайды 6-7)
Образец выполнения:
…,//преград не зная//, …..,//друзей теряя//.
1. Шел солдат, преград не зная, Шел солдат, друзей теряя.
2. Промчались годы боевые, в сердцах оставив вечный след.
3. Землю спасая, смерть презирая, шел вперед солдат.
4. Гляжу в задумчивом покое на куст, склоненный над рекой.
5. Молодой израненный боец на товарищей своих смотрел с мольбою.
6. Не помня о корнях своих, мы навсегда теряем крону.
7. Голос орудий, плохо слышимый в катакомбах, напоминает отдаленный лай собак.
4. Подведение итогов урока.
4.1. Рефлексия личной успешности на уроке. Выставление себе отметки за работу на уроке каждым учащимся.
4.2. Оценка деятельности класса и учащихся, работавших индивидуально, учителем
5. Домашнее задание:
- повторить ОК “Наречия и их правописание” (сигнал 1 и 2);
- выписать из рассказа “Юшка” А.Платонова или сказки-были “Неизвестный цветок” 5 предложений с наречиями, определить их синтаксическую роль; два наречия разобрать как часть речи.
Индивидуальные задания:
двоим учащимся: подготовить орфографическую минутку по правописанию наречий (15-20 слов); подобрать предложение для синтаксического разбора;
для сильных учащихся: сочинение-миниатюра на тему: “Бой идет святой и правый”.
Музыкальные приложения